Проект палубного истребителя-бомбардировщика СКВП/СВВП Convair Model 200A. США
Небольшая, но, тем не менее, интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
В настоящее время ВМС США ведут работы по трем программам с общей целью разработки палубного истребителя/ударного самолета с короткими/вертикальными взлетом и посадкой (СКВП/СВВП). Этими программами являются:
• проект AV-16A Advanced Harrier с применением изменяемого вектора тяги;
• прототип Rockwell XFV-12A с применением изменяемого вектора тяги и размещенной в крыле и оперении эжекторной системой (Thrust Augmented Wing concept);
• проект Convair Model 200A – самолет вертикального взлета и посадки с подъемным и подъемно- маршевым двигателями.
Последний из упомянутых проектов является объектом финансируемых конструкторских проработок, которые, как ожидается, продолжатся в течение еще одного года или около того, после чего – в случае выполнения требований – будет принято решение о постройке прототипа.
Проект Model 200A является разработкой компании Convair Aerospace Division (Convair), входящей в состав корпорации General Dynamics Corporation. Данный проект был выбран командованием авиационных систем ВМС США (Naval Air Systems Command – Navair) для дальнейшей оценки после того, как он был представлен в ответ на первоначальную заявку на тендер на самолет СКВП/СВВП, выданную компаниям авиационной промышленности в 1971 году. Это был менее формальный процесс, чем обычное объявление с приглашением подать заявку на тендер, и в марте 1972 года быстро позволил выбрать для изготовления прототипа Rockwell XVF-12A.
Пять авиастроительных компаний представили проекты СВВП с подъемным и подъемно- маршевым двигателями и было принято решение продолжить работы только с одним из них, но с более скромным темпом. В результате после дальнейших уточнений и дополнительных оценок четырех из пяти первоначальных предложений был выбран проект Convair 200.
12 февраля 1973 года компании Convair был выдан четырехмесячный контракт стоимостью $250.000 (£105.000) на анализ компромиссных решений относительно планера, силовой установки и летных характеристик. Некоторое время спустя компания получила еще один контракт стоимостью $300.000 (£125.000) для анализа трудозатрат на создание системы управления и имитатора условий полета.
Как показано на приведенных ниже схемах, Convair 200A, спроектированный для полетов на скорости M=2.0, будет иметь треугольное крыло и треугольное переднее горизонтальное оперение. В варианте истребителя-бомбардировщика самолет должен быть оснащен ракетами "воздух-воздух" на законцовках крыла и под фюзеляжем и различной ударной боевой нагрузкой на подкрыльевых пилонах.
Схема палубного истребителя-бомбардировщика СКВП/СВВП Convair Model 200A
Чертежи палубного истребителя-бомбардировщика СКВП/СВВП Convair Model 200A
Схема палубного истребителя-бомбардировщика СКВП/СВВП Convair Model 200A (из патента)
Силовая установка должна состоять из подъемно-маршевого турбореактивного двухконтурного двигателя Pratt & Whitney JTF22A-30A (вариант F401), расположенного в задней части фюзеляжа и имеющего два боковых регулируемых воздухозаборника, и двух расположенных за кабиной пилота подъемных двигателей, воздух для которых должен подаваться через расположенные на верхней части фюзеляжа створки. Данные створки будут находиться в открытом положении только в те моменты, когда подъемные двигатели работают.
Для выполнения газодинамического полета с использованием вертикальной реактивной тяги поворотное сопло подъемно-маршевого двигателя, состоящее из трех шарнирно соединенных сегментов, опущено вниз. В этой конфигурации при передаче управляющих сигналов сопло сможет перемещаться из стороны в сторону. Створки подъемных двигателей, расположенные под ними в нижней части фюзеляжа, открыты для подачи реактивной тяги данных ТРД на заднем направлении. На нулевой и низких скоростях реактивная система управления будет обеспечивать отбор воздуха от подъемных двигателей к соплам, расположенным у законцовок крыла и в носовой части фюзеляжа.
Схема реактивной системы управления палубного истребителя-бомбардировщика СКВП/СВВП Convair Model 200A
Представители компании Convair заявляют, что Model 200A сможет взлетать с установленной на корабле катапульты с помощью двух подъемных двигателей и совершать укороченную посадку с одним работающим подъемным двигателем. На сумму $600.000 (£250.000) была проведена программа предварительных конструкторских проработок, и представители компаний Allison, Teledyne CAE, AiResearch и General Electric заявили, что заинтересованы в предложении. От каждого из подъемных двигателей требуется тяга 10 500 фунтов (4760 кг).
Схема взлета палубного истребителя-бомбардировщика СКВП/СВВП Convair Model 200A с корабельной площадки
В заявке FY75 BuNo Request предусмотрены расходы на сумму $1.700.000 (£715.000), которые поровну распределены между планером (для проектирования на нижнем уровне) и силовой установкой (для уточнения выбранной конструкции). В программу включено тестирование флотом США крупномасштабной модели самолета, включая и реактивную систему управления.
Рисунки палубного истребителя-бомбардировщика СКВП/СВВП Convair Model 200A
Помимо варианта Model 200A компанией Convair были проведены проработки самолета, предназначенного для выполнения обычных взлетов и посадок и получившего обозначение Model 201. Данный вариант включает в себя одноместную и двухместную версии для полетов в простых и сложных погодных условиях. Как заявляют представители компании, одноместный вариант с обычными взлетом и посадкой будет иметь 74% (по массе) общего с вариантом СКВП/СВВП.
Схемы, показывающие общее и отличия проектов Model 200A и 201
Проект палубного истребителя-бомбардировщика Convair Model 201 (компьютерная графика)
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Convair Model 200A
Назначение: палубный истребитель-бомбардировщик СКВП/СВВП
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один турбореактивный двухконтурный подъемно-маршевый двигатель Pratt & Whitney JTF22A-30A с форсажной тягой 14 000 фунтов (6350 кгс) и два подъемных двигателя с тягой примерно 10 500 фунтов (4760 кгc)
Размеры:
размах крыла 27 фт 10,20 дйм (8,49 м)
длина 51 фт 1,5 дйм (15,58 м)
высота 18 фт (5,49 м)
Вес:
максимальный взлетный прим. 30 000 фнт (13 600 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость M=2,0
источник: «Air International» 1974-10