Проект народного истребителя Arado E 580. Германия
Статья «Volksjäger Arado E 580» из журнала «Luftfahrt International» 14 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в сентябре 2016 года.
Предисловие
Среди прочих авиастроительных компаний, принимавших участие в конкурсе на «народный истребитель» была и компания Arado, представившая свой проект Е 580. В выпуске №9 журнала «Luftfahrt international» (Reg.-Nr. 3100/100/2) нами уже было рассказано о «народном истребителе» Blohm und Voss P211, о других проектах нами будет рассказано позднее. Требования к легкому массовому реактивному истребителю уже были опубликованы в вышеуказанной статье и повторяться мы не видим смысла.
Поскольку у инженеров компании Arado на проведение расчетов было всего два дня, то выполненные вычисления носили приблизительный характер.
Для того чтобы обрадовать наших читателей мы приводим уменьшенное факсимиле оригинальной документации проекта «народного истребителя». Мы продолжим придерживаться политики публикации оригинальных документов, которую поддерживают постоянно растущее число наших читателей. Таким образом, надежность наших источников и дальше не может быть поставлена под сомнение.
Как и в случае с проектом Blohm und Voss BV P 211 проект E 580 компании Arado далее не разрабатывался и не дошел до стадии прототипа, поскольку победу в конкурсе одержала компания Heinkel. Интересным в проектах компаний Heinkel и Arado является то, что между этими разработками имеются некоторые параллели, а также и то, что проект, предложенный компанией Arado, по своей конструкции был значительно проще.
Лист 1
Конструкция:
Фюзеляж: предусматривается использование большого количества стали.
Несущие плоскости: древесина
Хвостовое оперение: – // –
Силовая установка: | 1 × BMW109003 a1 |
Экипаж: | 1 человек |
Вспомогательные взлётно-посадочные устройства: | выдвигающиеся посадочные щитки, тормозной парашют для сокращения длины пробега |
Шасси: | с носовой стойкой шасси размеры колёс основных стоек шасси – 660 × 160 мм размеры колёс носовой стойки шасси – 500 × 180 мм |
Топливная система: | 600 литров в двух протектированных мягких топливных баках |
Средства связи: | Радиостанция FuG 15 |
Вооружение: | 1 – 2 автоматические 30-мм пушки MK 108 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол |
Бронирование: | при обстреле спереди бронирование должно защищать пилота и боекомплект от обстрела 13 мм пулемётами |
Прицел: | гироскопический прицел типа Revi EZ 42 |
Лист 2
Примечания к данному проекту
Из-за того, что на предварительную разработку проекта было отведено очень мало времени (2 дня), данный проект представлялось возможным проработать только в общих чертах. В деталях следует отметить следующее:
1) Силовая установка: Силовая установка должна была размещаться на спине фюзеляжа таким образом, чтобы воздухозаборник двигателя находился в потоке воздуха, возникавшим перед кабиной пилота. Если поток воздуха перед воздухозаборником двигателя будет прерываться, то это может привести к потере и скачкам развиваемой силовой установкой тяги и этот вопрос еще следовал бы исследовать. В дальнейшем вместе с компанией BMW следует выяснить: можно ли использовать имеющиеся на силовой установке узлы крепления, что потребует разворота силовой установки на 180°.
Для предотвращения нежелательных последствий, связанных с догоранием топлива, за выхлопным соплом силовой установки, по меньшей мере, верхнюю часть фюзеляжа и, возможно, и хвостовое оперение, следует изготовить из тонких стальных листов.
2) Несущие плоскости: Прежние соображения привели к самой благоприятной и дешевой конструкции несущих поверхностей. Которые должны изготавливаться из дерева, иметь один неразъемный лонжерон и работающую на кручение переднюю часть. Для деревянных монококовых конструкций данные габариты и нагрузки являются не слишком благоприятными, поскольку в итоге приведут к созданию не слишком тонкой оболочковой конструкции. В качестве вспомогательного элемента, применяющегося при взлётах и посадках, предполагается использование простых выдвигающихся щитков.
3) Хвостовое оперение: вследствие размещения силовой установки на спине фюзеляжа необходимо использовать двухкилевое хвостовое оперение. Предпочтительным с точки зрения аэродинамики является V-образная установка стабилизаторов горизонтального оперения, создающая более удачное расположение концевых шайб вертикального оперения. Определённая защита хвостового оперения от пламени двигателя приводит к необходимости определить: достаточно ли обычного пропитывающего состава или следует использовать конструкцию, изготовленную из тонких листов стали. Это следует выяснить в ходе ближайших исследований.
4) Фюзеляж: передняя оконечность фюзеляжа зарезервирована под размещение вооружения. Имеющееся в передней части фюзеляжа пространство позволяет разместить там две автоматические пушки МК-108 с боекомплектом в 60 снарядов на ствол. За отсеком с вооружением располагается кабина пилота. Высота фонаря кабины пилота должна быть как можно более низкой для того чтобы не создавать возмущений воздушного потока перед воздухозаборником силовой установки. Пилот в кабине самолёта размещается как обычно сидя. Такое положение пилота во время полёта не требует его переучивания, хотя в случае если бы пилот располагался в кабине лёжа, то это дало бы большое преимущество. Кабина пилота и боекомплект к 3-см автоматическим пушкам спереди должны была получить защиту от обстрела из 13-мм пулемётов. Защиту кабины сзади из-за того что сзади за кабиной располагается силовая установка и топливные баки, не предусматривается. Вследствие требований прочности в конструкции фюзеляжа следует широко использовать листовую сталь.
5) Шасси: шасси с передним размещением стойки (с носовой стойкой) в полной мере соответствует требованиям эксплуатации в тяжелых условиях. Для основных колёс был выбран размер 660 × 160 мм, для носового колеса, оснащенного тормозом, – 500 × 180 мм. Переднее колесо поворотное, передняя стойка убирается в фюзеляж поворотом назад, при этом колесо не нужно поворачивать относительно горизонтальной оси стойки. Стойки основного шасси складываются вдоль продольной оси и убираются в направлении к фюзеляжу при помощи гидравлического привода. Помимо тормозной системы, установленной на всех колёсах шасси, у самолета имеется еще и тормозной парашют. С учетом опасности базирования на обычных аэродромах, которые подвергаются атакам имеющей превосходство в воздухе авиации противника, необходима способность самолёта базироваться и на примитивных аэродромах.
Лист 3
6) Нагрузка: нагрузка самолёта соответствует характеру выполняемых им задач и ее целесообразно сократить насколько это возможно установленное на самолёте оборудование. Предполагается установить кислородную систему, радиостанцию FuG 15 и необходимое для контроля и обслуживания силовой установки и выполнения полётов оборудование.
7) Весовые нагрузки и летные характеристики: до сих пор при расчетах принималось в виду того, что вес снаряженного самолёта должен составлять величину, не отличающуюся от расчетной – 1860 кг. Нагрузка 645 кг и одна пушка МК-108 доводят взлётный вес до 2500-2600 кг. Вооружение в виде одной пушки МК-108 соответствует взлётному весу 2500 кг. Такой взлётный вес необходим для того, чтобы самолёт можно будет использовать с аэродромов с травяным покрытием при нормальной температуре воздуха. В этом случае площадь несущих поверхностей должна составлять примерно 11,5 м². На проектных чертежах кое где указаны площадь крыла 10 м² и относительное удлинение 6 единиц. При уменьшении относительного удлинения до 5 единиц площадь несущих поверхностей увеличена до 11,5 м², что в свою очередь незначительно увеличило вес самолёта. Прочие характеристики в результате этого изменились незначительно. Снижение веса на 200 кг (одна автоматическая пушка MK 108 + 60 снарядов к пушке + бронирование) снизит длину разбега при взлёте примерно на 50 метров. При взлётном весе G = 2500 кг требуется получить скороподъёмность на уровне земли равную 50 фт/с или 15 м/с. Для этого было необходимо увеличить тягу силовой установки при скорости 400 км/ч с 660 кг до 950 кг. При взлётном весе G = 2500 кг увеличение тяги силовой установки с 800 кг до 900 кг приведет к снижению длины разбега с 570 метров до 470 метров.
В случае если потребуется расширить круг задач, выполняемых данным самолётом при атаках больших соединений бомбардировщиков противника, то в этом случае предусмотрена возможность установки на самолёт внешних подвесок. На данных подвесках можно будет нести сбрасываемое вооружение, с помощью которого также можно будет более эффективно, чем сравнительно слабыми бортовыми пушками, бороться и с наземными целями.
Лист 4
Весовые характеристики
(ориентировочные)
|
| 1 × MK 108 | 2 × MK 108 |
Несущие плоскости: | кг | 840 | 840 |
Силовая установка: | кг | 750 | 750 |
Вес собранного самолёта без оборудования: | кг | 1590 | 1590 |
Приборы для обслуживания силовой установки: | кг | 25 | 25 |
Радиостанция: | кг | 30 | 30 |
Дыхательная система: | кг | 60 | 60 |
Вооружение: | кг | 75 | 150 |
Тормозной парашют: | кг | 20 | 20 |
Бронирование: | кг | 80 | 80 |
Оборудование: | кг | 290 | 365 |
Вес снаряженного самолёта: | кг | 1880 | 1955 |
Пилот: | кг | 90 | 90 |
Топливо с удельным весом γ= 0,84 кг/дм³ | кг | 500 | 500 |
Топливо для запуска силовой установки: | кг | 7 | 7 |
Смазочные материалы: | кг | 13 | 13 |
Боекомплект: | кг | 35 | 70 |
Нагрузка: | кг | 645 | 680 |
Взлётный вес: | кг | 2525 | 2635 |
Площадь крыла: | 10,0 м |
Размах крыла: | 7,75 м |
Взлётный вес: | 2500 кг |
Вес при атаке целей с ½ запаса топлива: | 2250 кг |
Посадочнй вес: | 2050 кг |
Посадочная скорость: | 154 км/ч |
Длина разбега при взлёте: | 570 м |
Коэффициент прочности: | N = 5 |
Источники:
1 Arado Entwurfsabteilung: Jagdflugzeug E 580 mit 1 X BMW 109/003 A-1, 12.9.1944
2 Datenblatt Arado E 580, 12. 9. 1944.
3 E 580 mit 1 X BMW 003 A-1, Motorleistungen nach Einbaumappe vom 4.7.1944, 12. 9. 1944.
4 Entwurf zu einem TL-Jäger mit 1 X BMW 109-003, Maßstab 1 : 20 und 1 : 50 vom 12. 9. 1944.