Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Прочитал:
Ю.Е. Березкин. Инки. Исторический опыт империи.
http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/incber.html
Во второй главе сей книги упоминается труд американского антрополога Р.Адамса «Энергия и структура».
Попробую с цитатами рассказать о том, как я ее понял из представления Ю.Е.Березкина и немного поспекулировать на сию тему.
Согласно учению бородатого К.Маркса вся "движуха" от обезьяны до Вассермана и от стада приматов до Евросоюза произошла из-за развития средств производства. Теория Р.Адамса не противоречит, а скорее дополняет Маркса. Основой ее является власть. Способность одного человека или группы людей контролировать доступ к ресурсам для других членов общества.
Согласно Адамсу, масштабы власти одного человека (или коллектива) над другими обусловлены тем, насколько первый контролирует (т. е. способен ими распорядиться практически) элементы окружающей среды, представляющие для остальных интерес. Человек как существо биологическое непосредственно зависит в своей жизни от внешнего притока энергии и веществ, необходимых для функционирования и обновления организма. Кроме того, как существо социальное, индивид не может обойтись без постоянных и разнообразных контактов с окружающими людьми. Соответственно возможность человека воздействовать на других, т. е. власть, которой он обладает, зависит от множества обстоятельств и факторов: от положения человека в административной или иной социальной структуре, от его знаний, навыков, владения орудиями и механизмами, вообще от любых небезразличных для окружающих физических и духовных качеств. Каждый человек, находясь в системе социальных отношений, имеет какую-то власть. Так, хотя древнеперуанский вождь и распоряжался судьбой работавшего в его хозяйстве ремесленника, последний тоже обладал известным влиянием на вождя, раз тот был заинтересован в золотых украшениях, для производства которых требовался труд специалиста. Власть в подобном социологическом смысле кончается однако там, где человек относится к другому как к неразумному существу, к простому элементу внешней среды.
Сходство с теорией "общественного договора", той самой "мелкобуржуазной", за авторством Жан Жака Руссо про которую мы все в школе учили, налицо.
Пределы власти раздвигаются по мере увеличения контролируемого людьми потока энергии и вещества, но сама власть лежит в сфере не технологии, а культуры, имеет не физическую, а социально-психологическую природу. Люди передают свою власть другим путем простого волеизъявления. Эта передача власти — снизу вверх и сверху вниз по общественной лестнице, ее концентрация в руках одного лица или рассредоточение среди многих обеспечивает возможность появления сложно организованных коллективов, в том числе и государства.
Далее.
Этапы развития общества.
1. В простейшем, наименее сплоченном коллективе каждый его член наделен лишь своей независимой властью. Хотя люди здесь и преследуют единые цели, они, однако, взаимно не координируют свои действия. Не осознающую себя как целое общность из независимых индивидуумов или более мелких коллективов, связанных одной лишь «общей адаптацией», Адамс называет агрегатной (т. е. не имеющей своей выраженной структуры)…В эпоху первобытности агрегатные общности складывались в рамках больших природно-ландшафтных областей…2. Первый шаг на пути интеграции коллектива — пробуждение его самосознания, т. е. осознания культурной близости и общности интересов.
3. Следующая ступень к объединению — начало согласованных действий между членами общества, что предполагает передачу доли власти от одних людей и коллективов другим. На такой передаче основана любая неформальная группа, любой круг единомышленников. Это есть и наиболее ранняя мыслимая в человеческой истории ступень интеграции маленького коллектива. Предполагать существование еще более аморфной и примитивной формы общежития типа «первобытного стада» нет оснований. Классический пример общности, сплоченной лишь единством целей, самосознанием и символическим обменом ценностями, — совокупность общин, образующих первобытный этнос, или племя, которое еще не имеет вождя.
4. Дальнейшее развитие приводит к тому, что члены коллектива уполномачивают кого-нибудь одного взять на себя принятие выгодных всем решений. В общине появляется лидер, вождь. Но сперва это слабый вождь, не обладающий собственной властью. Если соплеменники откажут ему в поддержке, он немедленно лишится всего.
5. Пятый уровень интеграции связан с появлением у лидера своих независимых, хотя поначалу весьма ограниченных источников власти. Племя во главе с вождем, свободным в принятии решений, в этнографии принято именовать вождеством, причем если лидеру подчиняются не только главы мелких общин, но и племенные вожди более низкого ранга, вождество называется сложным. На той же ступени интеграции, но в гораздо более обширных пространственных и демографических рамках находится так называемое территориальное царство — сообщество городов-государств во главе с сильнейшим. Правитель подобного царства способен покорить силой множество общин, но не в состоянии в дальнейшем вмешиваться во внутренние дела подчиненных центров, ограничиваясь сбором дани и пресечением явных попыток отколоться.
6. Теперь центр становится относительно независимой от поддержки «отдельных элементов» общества силой. В формировании социальных структур делегирование власти сверху вниз, от правителя — работникам специализированного управленческого, административного аппарата, становится важнее ее передачи снизу вверх, от рядовых членов общества — функционерам. Именно теперь формируются органы государственного управления, а в крупных государствах — и сложный бюрократический аппарат. Государство, объединившее все население в пределах большой природно-ландшафтной и культурно-хозяйственной области или даже нескольких областей, при этом лишившее подчиненные политические единицы не только независимости, но и реальной автономии, есть империя.
На чем держится власть?
Распределение и управление накопленными ресурсами
Создание "силовых ведомств"
Накопление авторитета и кредита доверия(сакрализация власти, противопоставление "свой-чужой")
Контроль за распределением предметов роскоши(будь то торговля или отъем у соседей)
Естественно, что чем больше "ресурсов власти" у правителей, тем меньше надобность в "общественом договоре".
Теперь спекуляции.
Нет прямой зависимости между сложностью организации общества и прогресса в развитии орудий труда. Есть прямая зависимость от обилия ресурсов (пищевых в первую очередь на ранних этапах) и, отсюда, плотности населения.
При наличии гипотетического супермегапродуктивного сельхозпродукта не требующего особых изысков в его выращивании и сборе, общество, чье главное достижение в прогрессе обожженная на костре палка-копалка, может построить развитую империю со всеми атрибутами государства: бюрократией, армией, жрецами и т.д. Естественно что чиновник будет при этом вести учет ресурсов делая зарубки камнем на дереве, солдат — маршировать с дубьем, а предметом роскоши станут раковины или перья.
Подгоним реальность под наши теории 🙂
Западная Европа. Основной продукт питания — пшеница. Сам-три для нее в средние века — это очень хорошо. С развитием технологий количество "самов" постоянно растет, увеличивается народонаселение, возникают централизованные государства и империи.
Китай. Рис. Самая продуктивная из сельхоз культур после маиса, при этом весьма питательная. История развитого государства уходит в века, а плотность населения — в легенды.
Перу. Кукуруза. Самый высокий "сам" у этого продукта и плюс богатые рыбные промыслы на побережье обеспечили высокую плотность населения и возникновение развитой империи, по сложности своего устройства не уступающей современным ей, но, при этом, довольно сильно отстающей по уровню развития средств производства. А отсутствие нормальной транспортной скотины — вообще катастрофа.
Теоретически плотность населения может быть и не большой. Если есть способ контролировать большие пространства поверхности суши (естественно с большим населением)(или моря или любой другой среды). Лошадь — лучший друг монгола, позволила создать путь и не прочную, но огромную степную империю с четкой структурой и развитым госаппаратом.
источник: http://p-d-m.livejournal.com/10363.html