0

Вопреки расхожему мнению, американцы в 40-ых годах не просто сидели у себя на материке и рисовали страшные танки (как делали в то же время англичане). Они анализировали ситуацию в Европе и иногда даже делали правильные выводы. Одной из их удач можно назвать историю появлении противотанковых самоходок.

Началась эта история в 1940-м году, когда американские военные анализировали опыт блицкрига. И если во всех других странах часто этот анализ сводился к тому, что у Германии были мощные танчики, американцы копнули глубже. По их мнению, блицкриг удался и потому, что не было налажено взаимодействие танковых подразделений с противотанковыми средствами, которые бы помогли перестрелять немецкие танки. В ответ на эту проблему американцы принимают решение создать специальные машины для уничтожения танков врага, которые смогут работать вместе с обычными танками. Также данное решение было обусловлено тем, что ни один американский танк просто не мог эффективно бороться с немецкими танками.

Ещё до вступления американцев в войну, летом 1941 года, было поручено разработать САУ с 75-мм гаубицей на базе танка М3 Стюарт и САУ на базе М3 Ли с 76-мм зенитной пушкой М3 (как видите с фантазией на обозначения у американцев тогда было не густо).

Уже к сентябрю 1941 года были готовы первые чертежи, а в начале ноября по ним был собран первый прототип (а вот с оперативностью у американцев было хорошо). Прототип получил наименование Т24:

Проект был откровенно кустарным. На месте боевого отделения танка М3 просто поставили железный короб, в который почти без изменений было размещено крепление зенитного орудия М2А2, и установлена пушка М3.

Немного покатавшись на машине, американские военные решили, что это слишком даже для них. Станок от зенитного орудия позволял наводить пушку по вертикали от 16 градусов вверх до -1 градуса вниз (!). И это в сочетании с огромной высотой расположения орудия. Угол наведения по горизонтали 33 градуса в обе стороны, что в принципе очень даже ничего, если бы не одно НО. При повороте пушки более чем на 3 градуса её нижний угол вертикальной наводки изменялся до +2 градусов. Так что вскоре эту машину для истребления низколетящих танков отправили в утиль и занялись допиливанием.

В декабре произошло 2 важных события: при поддержке генерала Макнейра в форте Миад, Мерилэнд был создан центр уничтожителей танков (Tank Destroyer Center). Зачем это надо было генералу? Просто так было легче провести через Конгресс деньги, ведь на танки их не давали. Ну и 7-го декабря началась война с Японией, что ещё увеличило финансирование программы разработки уничтожителей танков.

Наступил 1942 год. Военные окончательно отвергли Т24, и приставали к инженерам быстро им выкатить что-то нормальное. Бедные инженеры это никак сделать не могли. Но однажды на глаза им попался проект Т32 (предшественник М7 Прист), который уже подходил к завершению. Безбожно скомуниздив из него всё что можно (в том числе даже станок для пушки), разработчики уменьшили рубку, прикрепили 76-мм зенитную пушку М1918 (чего требовали военные, так как иных доступных быстро орудий не было, а новые танчики на войну с японцами хотелось быстрее) и гордо назвали это Т40.

Явно устаревшая пушка М1918:

К марту 1942 года был собран прототип и отправлен на тестовые испытания на Абердин. В принципе военным машина понравилась. Расположенное довольно низко орудие теперь могло поражать не только врагов на холмах и летающие танки Кристи. Правда, пришлось пожертвовать углами горизонтальной наводки. И если налево угол составлял 15 градусов, то направо только 5. Зато радовали вертикальные углы. Гаубичный станок позволял поднимать орудие до 35 градусов наверх и до -5 градусов вниз.

По результатам испытаний машина была рекомендована к принятию на вооружение под индексом М9. Но тут у машины начали возникать проблемы. Вначале оказалось, что всего в наличии пушек М1918 27 штук и с производства они давно сняты. Попытка переделать машину под другую пушку дорого бы стоила. Машину попробовали спасти, зачислив её в substitute standart ("заменяющий стандартное вооружение", что-то вроде мобилизационного оружия, сделанного из того, что удалось найти), но и это не спасло машину. Свободных производственных мощностей не было, а с другой стороны машину нагонял более перспективный М10. 20 августа 1942 года от машины отказались.

История М10 начинается зимой 1942 года, когда при изучения чертежей военные авторитетно заявили, что танк без башни не танк, а чёрт возьми что. После первых тестовых испытаний опасения военных подтвердились. Т40 не мог осуществлять быстрый перенос огня и наводиться на движущуюся цель, особенно если она двигалось вправо, куда не поворачивалось орудие. Радостно воскликнув "Мы же вам говорили!", военные выдали задание на разработку уничтожителя танков с мощной 76-мм пушкой в башне на базе перспективного среднего танка М4А1.

Вновь, как в ситуации с Т40, инженеры решили не утруждать себя созданием чего-то нового, а просто спереть что-то старое. Под руку попалась 76-мм пушка Т12 от тяжёлого танка М6. Её без изменений с тем же креплением и установили в башне. Над башней тоже особо трудиться не стали, сделав её настолько простой, насколько возможно. Немножко пошаманили и над корпусом М4А1. Чтобы сохранить скорость прототипа, пришлось выкинуть бортовую броню, уменьшив её до 19 мм. Также отказались от курсового пулемёта. К концу зимы 1942 года была готова деревянная модель, а в мае выкатили первый прототип Т35.

Ещё на этапе проектирования проницательные военные заметили снижение брони бортов и попросили подумать о том, как увеличить защиту, не теряя в манёвренности. Благо к тому времени до США дошли слухи о странных коммунистических танках Т-34, состоящих из наклонных поверхностей и поэтому непробиваемых. Так что 19-мм плиты разместили под углом в 38 градусов, что хоть и вызвало увеличение ширины танка, но не критично. Данный вариант был назван Т35Е1.

Совместные испытания показали, что машины ничем не отличаются друг от друга, кроме защиты бортов. Поэтому для дальнейшего развития был выбран Т35Е1. Проект Т35 был закрыт. Машина военным понравилась. Она сохранила характеристики своей основы М4А1 по скорости и маневру, в отличие от Т40 успешно поражала движущиеся цели. Единственным нареканием была тесная башня, куда не влезал штатный автомат заряжания – негр, не вставала кофеварка, а командир часто бился головой об крышу. Поэтому машину отправили на доработку, с просьбой сделать более комфортную башню желательно без крыши.

Первым предложенным вариантом по старой традиции оказался наиболее простой и прямолинейный. Предполагалось просто отпилить у башни Т35Е1 крышу и заднюю часть. Военным данный вариант не понравился, так как серьёзно падала защита, да и просто было не похоже на башню.

Инженеры немного погоревали и принялись за проектирование новой башни. На этот раз была переработана не только башня, но и крепление под пушку, чтобы на него встала 105-мм английская гаубица. Башня получилась большая и просторная и лёгкая в производстве, благодаря простой форме. В кормовую нишу удалось засунуть дополнительный боекомплект, а на крышу поставить пулемёт М2, ибо танк без пулемёта М2 на крыше – не танк. Углы вертикальной наводки: от -10 градусов до 30 градусов, горизонтальная, понятно, все 360. Одновременно была немного перепилена и пушка, принятая на вооружение под индексом М7, перепилка заключалась в основном в переделке под новое крепление к башне. В то же время на вооружение появился танк М4А2 с дизельными движками и САУ перенесли на его базу. Летом 1942 выкатили на полигонные испытания пилотный образец машины, где она с лёгкостью уделала Т40 и была принята на вооружение под индексом М10.

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account