Поплавковые патрульные гидросамолеты и бомбардировщики-торпедоносцы Lioré-et-Olivier LeO H-257bis и LeO H-258. Франция
В 1906 году французы Фернан Лиоре (Fernand Lioré) и Анри Оливье (Henri Olivier) основали компанию Établissements Lioré-et-Olivier (Lioré-et-Olivier), которая смогла завоевать долю рынка сельскохозяйственной техники и промышленных товаров. В 1908 году компания Lioré-et-Olivier включила в свою производственную программу авиационную технику, изготавливая на заказ самолеты пионеров авиации.
Четыре года спустя в городке Леваллуа-Перре (Levallois-Perret), департамент О-де-Сен, округ Нантер, работал завод компании, специализировавшийся на постройке самолетов конструкции Morane-Saulnier. Затем в производство были запущены британские многоцелевые бипланы Sopwith 1½-Strutter. С 1919 года на вооружение авиации ВМС Франции (Aéronautique Maritime) стали поступать самолеты собственной конструкции компании Lioré-et-Olivier с типовым обозначением LeO H (литера H от [hydro] – гидросамолет).
Стремясь закрепиться в числе поставщиков французским ВВС компания Lioré-et-Olivier в 1924 году создала двухмоторный тяжелый бомбардировщик LeO-12, но успеха добилась только с улучшенным вариантом LeO-20. Военно-воздушные силы Франции закупили 320 самолетов данного типа и эксплуатировали их с 1928 по 1937 год! В ноябре 1928 года впервые появился опытный образец LeO-25, который представлял собой немного увеличенный LeO-20 с более мощными двигателями. Военно-воздушные силы не проявили интереса к LeO-25, но машиной заинтересовалась авиация французского флота, командование которой нуждалось в замене устаревших «фарманов».
Прототип ночного бомбардировщика LeO-25 был переоборудован в прибрежный патрульный самолет LeO H-252, оснащенный двумя 500-сильными (368 кВт) рядными двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Siuza 12Mbr. Характеристики гидросамолета LeO H-252 не удовлетворили командование авиации ВМС, и компании Lioré-et-Olivier удалось продать Бразилии лишь три самолета LeO-253, которые вместо поплавков получили колесное шасси.
Однако интерес французского флота к гидросамолетам компании Lioré-et-Olivier сохранился и привел к покупке двух машин – LeO H-254 и LeO H-256, – которые были изготовлены в 1932 году и которые затем были испытаны в Сен-Рафаэле. Это были фактически идентичные двухпоплавковые гидросамолеты; первый был оснащен двигателями HS-12Mbr, а второй 650-сильными (478 кВт) авиамоторами HS-12Nbr и немного большей площадью крыльев. Авиация флота использовала эти самолеты в качестве учебных. LeO H-255 был прототипом с 690-сильными (507 кВт) двигателями HS-12Xbrs, который мог быть оснащен как колесным, так и поплавковым шасси.
В конечном итоге компания Lioré-et-Olivier получила заказ ан серийное производство поплавковых гидросамолетов LeO H-257, прототип которого был заказан в феврале 1932 года, а приемо-сдаточные испытания начались в апреле 1933 года. Он примерно соответствовал LeO H-256, но отличался 14-цилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14Kbr мощностью по 800 л.с. (588 кВт) каждый. На машинах данного семейства впервые была установлена закрытая кабина пилотов. В марте 1934 года компания получила заказ, и к марту 1939 года (!) было изготовлено 60 экземпляров улучшенной версии H-257bis, оснащенной двигателями Gnome-Rhône 14Kirs и Kjrs, развивавших мощность 870 л.с. (639 кВт) и вращавших винты в противоположных направлениях. Командование авиации французских ВМС отдавало предпочтение двигателям воздушного охлаждения, и поэтому было заказано всего 26 гидросамолетов LeO H-258 с двигателями HS-12Nbr.
Экипаж состоял из шести человек, половину которого составляли стрелки; они были вооружены одиночными 7,5-мм пулеметами Darne, установленными в передней верхней и подфюзеляжной стрелковых позициях. Под центральной частью фюзеляжа имелись узлы для подвески одной торпеды DA образца 1926 года (масса торпеды 670 кг) или одной 410 кг бомбы или четырех 225 кг бомб. Первые LeO H-258 были приняты на вооружение в июне 1935 года и пошли на оснащение эскадрилий 3B1 и 3B2. Постепенно обоими типами гидросамолетов были вооружены 10 эскадрилий морской авиации. Также несколько самолетов H-257bis, получивших вместо поплавков колесное шасси, поступили на вооружение II-й группы 25-й бомбардировочного полка французских ВВС (Armée de l’Air). Данная группа была образована в 1936 году за свет передачи из авиации ВМС и военно-воздушные силы эскадрилий 4B1 и 4B2.
Летом 1940 года и авиация флота, и военно-воздушные силы располагали одним из самых устаревших в мире, предназначенным для боевого применения. С сентября 1939 года они патрулировали Ла-Манш, Атлантику и Средиземное море. Когда странная война сменилась кровопролитными боями для остановки немецкого наступления стали бросать все, что было под рукой, и очередь дошла и до машин компании Lioré-et-Olivier. Пытаясь замедлить продвижение немцев к Дюнкерку, древние тихоходные бипланы совершали ночные налеты на дороги и мосты в районах Булони и Кале и даже добились определенных успехов. Однако если бы они рискнули атаковать направлявшиеся к Шербуру немецкие войска днем, то эти старенькие машины компании Lioré-et-Olivier ждало бы полное избиение. Летом 1940 года расквартированная в Бизерте (бухта Каруба) эскадрилья Е7 была перевооружена на гидросамолеты LeO H-257bis. Это было последнее крупное перемещение машин данного типа перед падением Франции.
Потери были огромными. К 15 августа 1940 года осталось сорок пять LeO H-257bis и семь H-258. Они остались на службе у правительства Виши – как во Франции, так и в Северной Африке, – но в основном во вспомогательных частях. Они буксировали мишени и использовались в качестве учебных, особенно для ночных полетов. Во время высадки союзников в Африке в ноябре 1942 года французы привели их в боевое состояние (машины получили колесное шасси), но в боевых действиях не использовали. Последние буксировщики мишеней выполняли полеты в сентябре 1944 года.
В заключение следует упомянуть о прототипе LeO H-259, оснащенном двигателями HS-12 Ydrs/Yfrs и аэродинамически более чистой системой расчалок. Он был испытан в 1935 году и до лета 1940 года использовался для различных экспериментов.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Lioré-et-Olivier LeO H-257bis и LeO H-258
Назначение: патрульный поплавковый гидросамолет и бомбардировщик-торпедоносец
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Établissements Lioré-et-Olivier, завод в Рошфор-сюр-Мер (Rochefort-sur-Mer). Из завода машины с колесным шасси перелетали в Виллакубле для установки поплавков. После национализации окончательная сборка проходила в национальном объединении SNCASE в Берре
Экипаж: 6 человек
Тип: | LeO H-257bis | LeO H-258 |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Gnome-Rhône 14Kirs/Kjrs | Hispano-Siuza 12Nbr |
количество цилиндров | 14 | 12 |
охлаждение | воздушное | жидкостное |
мощность, л.с. | 2×870 | 2×740 |
общая мощность, л.с. | 1740 | 1480 |
Размеры: | ||
размах крыла, м | 25,50 | 25,50 |
длина, м | 17,75 | 17,75 |
высота, м | 6,80 | 6,80 |
площадь крыла, м² | 140,00 | 140,00 |
Масса: | ||
пустого самолета, кг | 5300 | 5615 |
взлетная, кг | 9570 | 10230 |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость, км/ч | 230 | 218 |
на высоте, м | 3000 | 3000 |
крейсерская скорость, км/ч | 185 | 170 |
практический потолок, м | 6500 | 8000 |
дальность полета, км | 1500 | 1200 |
Количество изготовленных, экз.: | 60 | 26 |
источники:
- текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 LIORÉ-et-OLIVIER LeO H-257bis a H-258» «L+K» 26/91, стр.29/1057
- часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/sww2/h258.html