Поплавковые гидросамолеты-истребители Hanriot HD.2. Франция

11
Поплавковые гидросамолеты-истребители Hanriot HD.2. Франция

Поплавковые гидросамолеты-истребители Hanriot HD.2. Франция

Содержание:

Авторское предисловие: Только вслед за другими странами и со значительным опозданием Франция начала создавать собственные морские истребители, наспех приспосабливая для этого сухопутные аэропланы. Причем ведущие предприятия ее авиапромышленности не проявили здесь должной инициативы, что и сказалось на результате.

Проект и опытные образцы

Анрио HD.2 проект

Анрио HD.2 проект, поплавковый истребитель корабельного и берегового базирования. Самолет спроектирован на фирме «Анрио» (Aéroplanes Hanriot et Cie) по опыту использования в Авиационной службе Королевских ВМС Великобритании (RNAS) самолетов Sopwith Baby, но при этом больше внимания уделялось изначальному назначению этого самолета, определенному Т. Сопвичем – во французских ВМС его планировалось использовать как истребитель для решения следующих задач:

      • сопровождения гидросамолетов-разведчиков и бомбардировщиков;
      • завоевания господства в воздухе над морскими ТВД путем противодействия гидропланам-истребителям противника;
      • ПВО кораблей;
      • ПВО ВМБ.

Самолет проектировался как дальнейшее развитие сухопутного истребителя Hanriot HD.1 с минимальными отличиями, связанными со спецификой применения самолета:

      • установлен мотор Clerget 9B (130 л.с.) вместо Le Rhone 9J (110 л.с.) как более мощный и надежный;
      • в связи с установкой нового мотора незначительно изменены системы его крепления, зажигания, топливопитания и смазки;
      • каркас планера и поплавков имеет усиления для подъема самолета краном, буксировки его катером носом вперед и лебедкой хвостом вперед, а также швартовки на корабле, сухопутном аэродроме и воде;
      • сделаны новые крылья незначительно уменьшенного размаха и большей хорды с увеличенной на 0,2 кв.м общей площадью (силовая схема крыльев при этом не поменялась);
      • сделано облегченное крепление стабилизатора с одним подкосом с каждой стороны от плоскости симметрии самолета (такое крепление было введено и на серийных самолетах Анрио HD.1);
      • вместо колесного шасси сделано поплавковое, см. ниже;
      • сделано вооружение в составе двух пулеметов Виккерс Mk. I с синхронизаторами «Алкан-Хами» (такое вооружение было предусмотрено в первоначальном проекте самолета HD.1, но с синхронизаторами «Виккерс-Челленджер», в серии было введено только на некоторых самолетах французской и итальянской постройки);
      • в состав съемного и наземного (корабельного) оборудования самолета введены приспособления для крепления и швартовки, а также перекатное шасси в виде одноосной тележки с двумя колесами), с помощью которой самолет спускается в воду по слипу гидроаэродрома и вытаскивается из нее.
Общий вид поплавкового гидроплана-истребителя Анрио HD.2 (изображен серийный самолет). Чертеж: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Общий вид поплавкового гидроплана-истребителя Анрио HD.2 (изображен серийный самолет). Чертеж: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Особенности конструкции поплавкового шасси:

      • шасси состоит из трех поплавков – двух одинаковых основных поплавков под центром масс и одного малого хвостового поправка;
      • основные поплавки переменного прямоугольного сечения, сходящегося в горизонтальные прямые отрезки в носках и в законцовках, они не имеют килей и рулевых пластин, редан один примерно на 40% длины с близким к прямому углом по отношению к строительной горизонтали фюзеляжа;
      • основные поплавки крепятся к каркасу фюзеляжа на те же точки, что и колесные шасси, но двумя М-образными стойками, установленными под прямым углом к плоскости симметрии самолета и связанными траверсами;
      • жесткость рамы крепления основных поплавков обеспечена двумя парами скрещивающихся растяжек, соединяющих передние и задние внешние стержни этой рамы;
      • часть корпуса поплавков за реданом имеет усиления под перекатное шасси;
      • хвостовой поплавок имеет вид нижнего киля симметричного профиля с криволинейной передней и прямой задней кромкой, который крепится под фюзеляжем, он погружается в воду только при движении с предельным углом атаки.
Первый опытный поплавковый гидроплан-истребитель Анрио HD.2 с хвостовым предохранительным поплавком-килем. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Первый опытный поплавковый гидроплан-истребитель Анрио HD.2 с хвостовым предохранительным поплавком-килем. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Анрио HD.2 1-й опытный (без б/№)

Анрио HD.2 1-й опытный (без б/№), поплавковый истребитель корабельного и берегового базирования. Самолет построен заводом «Анрио» в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур (Boulogne-Billancourt)

Передан на испытания без вооружения и совершил первый полет в 1917 г.

Испытания показали ряд недостатков конструкции:

      • крепление стабилизатора недостаточно жесткое;
      • крепление основных поплавков недостаточно жесткое;
      • поддерживающий хвостовой поплавок практически никогда не оказывается в воде, но имеет значительный вес и создает добавочное сопротивление, в то же время как киль он неэффективен и курсовая устойчивость самолета недостаточна.

Эти дефекты было решено устранить на 2-м опытном образце.

Анрио HD.2 2-й опытный

Анрио HD.2 2-й опытный, поплавковый истребитель корабельного и берегового базирования. Самолет построен заводом «Анрио» в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур (Boulogne-Billancourt) с отличиями от 1-го опытного образца:

      • хвостовой поддерживающий поплавок-киль снят;
      • крепление стабилизатора сделано по типу самолетов Анрио HD.1 первых серий с двумя подкосами с каждой стороны от плоскости симметрии самолета;
      • сделано полностью новое вертикальное оперение, состоящее из большого верхнего киля и малого нижнего, а также увеличенного руля направления, которые вместе представляют собой «деформированный эллипс»;
      • новая система растяжек стоек поплавков не только стягивает их раму, но и соединяет их переднюю стойку с передним лонжероном нижнего крыла в месте крепления к нему передних межкрыльевых стоек;
      • введены два стержня, которые связывают передние и задние внешние стержни М-образных стоек крепления поплавков вдоль их плоскостей симметрии.

Испытания показали, что большинство отмеченных на первой машине дефектов удалось изжить, и самолет был принят на вооружение морской авиации Франции.

Серийный выпуск самолета Анрио HD.2

Анрио HD.2 серийный

Анрио HD.2 серийный, поплавковый истребитель корабельного и берегового базирования. Строился заводом «Анрио» в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур (Boulogne-Billancourt) по заказу Морского министерства Франции. Поставки начались в январе 1918 г.

Точное число построенных самолетов не известно, но по косвенным данным можно предположить, что всего их было сделано 118, включая поставленные ВМС Франции, сданные на хранение после постройки и проданные США. Все они были сданы в 1918 г.

Летные данные серийных самолетов с вооружением ухудшились, и была предпринята попытка их облегчения за счет возврата к той конструкции крепления основных поплавков, которая была на 1-м опытном самолете: сначала сняли продольные стержни, соединявшие стойки вдоль поплавков, а затем и растяжки, соединявшие их с крыльями.

Тем не менее, командование французской морской авиации сочло летные данные серийных самолетов недостаточно высокими и их приемку прекратило.

Серийный поплавковый гидроплан-истребитель Анрио HD.2 французской морской авиации вытащен на берег на перекатных шасси, под правым поплавком установлен козелок, предохраняющий самолет от произвольного скатывания назад вниз по слипу. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Серийный поплавковый гидроплан-истребитель Анрио HD.2 французской морской авиации вытащен на берег на перекатных шасси, под правым поплавком установлен козелок, предохраняющий самолет от произвольного скатывания назад вниз по слипу. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Кроме того, по ходу выпуска в конструкцию и комплектацию самолета вносились и др. изменения, в частности:

введен наддув топливной системы подачей воздуха от трубки Вентури, установленной над верхним крылом (оказался недостаточно эффективен, т.к. сама она была поставлена неграмотно – в зоне пониженного давления);

было сделано новое вертикальное оперение (установлен трапециевидный киль по типу серийного самолета Hanriot HD.1, подфюзеляжный киль снят, установлен новый РН по типу серийного для самолета Hanriot HD.1, но с удлиненной хордой).

Поплавковый гидроплан-истребитель Анрио HD.2 авиации ВМС Франции с продольными связями между стойками поплавков и растяжками, связывающими их с нижним крылом. Фото: https://ww2aircraft.net/forum/media/hanriot-hd-2-code-d47-french-navy.27522/

Поплавковый гидроплан-истребитель Анрио HD.2 авиации ВМС Франции с продольными связями между стойками поплавков и растяжками, связывающими их с нижним крылом. Фото: https://ww2aircraft.net/forum/media/hanriot-hd-2-code-d47-french-navy.27522/

Часть самолетов, что была принята заказчиком, поступила на авиастанции ВМС в т.ч. в Дюнкерке (север Франции, побережье Ла-Манша), 26 были проданы США, см. ниже, остальные были сданы на хранение. Сразу после окончания мировой войны на хранение были сданы на хранение и самолеты, находившиеся в строевой эксплуатации. В дальнейшем они были переоборудованы установкой колесного шасси, см. ниже.

Строевые доработки самолетов Анрио HD.2 для взлета и посадки на корабли ВМС Франции

Анрио HD.2 с колесным шасси и надувными баллонетами строевой

Анрио HD.2 с колесным шасси и надувными баллонетами строевой, палубный истребитель. Два строевых самолета HD.2 после окончания мировой войны переоборудованы по типу самолета Анрио HD.1 морского, см. На них были сделаны доработки:

      • сняты поплавки;
      • установлено колесное шасси с механизмом сброса колес для посадки на воду;
      • перед колесами шасси на раме было установлено гидрокрыло;
      • по бокам фюзеляжа были установлены два надувных баллонета.

Самолеты предназначались для обороны линкоров от бомбардировки с воздуха. Предполагалось выполнить взлет с площадки на борту корабля (установлена на 2-й носовой башне ГК), после выполнения задания выполнять посадку на береговой аэродром, а при невозможности его достижения – на воду со сбросом колес шасси и надуванием баллонетов.

Не известно, производились ли посадки на воду, но в широкую эксплуатацию доработка не внедрялась.

Анрио HD.2 с лыжным шасси и фрикционным аэрофинишером

Анрио HD.2 с лыжным шасси и фрикционным аэрофинишером строевой опытный, палубный истребитель.

В апреле 1922 г. французское правительство подписало Вашингтонский морской договор, предусматривавший ограничение численности линкоров и требовавший прекратить их дальнейшее строительство. По этому договору находящийся в постройке линкор «Беарн» (Bearn типа «Нормандия») разрешалось переоборудовать в авианосец. Решение об этом было принято 18 апреля 1922 г., к тому времени на спущенном на воду 15 апреля 1920 г. корабле почти 2 года не проводились никакие работы.

Для его вооружения предполагалось переоборудовать находящиеся на хранении поплавковые истребители-гидропланы Hanriot HD.2.

Переоборудование проходило по типу английского палубного истребителя Sopwith Type 9901a с лыжным шасси и аэрофинишером. Вероятно, из Великобритании были получены чертежи его шасси (вместе с комплектом конструкторской документации на авианосец Eagle, который использовался при перепроектировании авианосца «Беарн»). Тем не менее, на фирме «Анрио» попытались усовершенствовать английское изобретение и сделали свою конструкцию.

На взятом с хранения строевом самолете Hanriot HD.2 были выполнены следующие доработки:

      • демонтировано серийное вертикальное оперение, включая подфюзеляжный киль;
      • установлено новое вертикальное оперение, подобное по конструкции серийному с эллиптической кромкой, но с рулем направления с роговым компенсатором, с рулем направления большей площади и без нижнего киля;
      • демонтированы поплавки, на место которых установлены узкие деревянные лыжи с отогнутыми вверх длинными передними концами, предохраняющими воздушный винт от удара о палубу при наклоне носа самолета вниз;
      • рама лыжного шасси усилена установкой двух дополнительных раскосов между внешними стержнями передней и задней М-образных стоек для восприятия жесткого переднего удара при касании палубы;
      • под хвостовой частью установлена костыльная опора шасси рычажного типа с резиново-шнуровой амортизацией по типу серийного самолета HD.1;
      • под средней частью фюзеляжа установлен аэрофинишер «скребкового типа», состоящий из опускаемой летчиком на посадке длинной П-образной рамы, на нижней «перекладине» которой закреплен прямоугольный «скребок», который создает тормозящий момент трением о палубу;
      • аэрофинишер устанавливается летчиком в нужное положение ручной лебедкой и удерживается в нем резиново-шнуровыми амортизаторами.
Строевой самолет Анрио HD.2, переоборудованный для испытаний лыжного шасси и «скребкового» аэрофинишера для полетов с палубы авианосца. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Строевой самолет Анрио HD.2, переоборудованный для испытаний лыжного шасси и «скребкового» аэрофинишера для полетов с палубы авианосца. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Вероятно, испытания самолета начались в 1922 г. и дали отрицательные результаты. Доработка в широкую эксплуатацию не внедрялась.

Анрио HD.2 с колесным шасси и тормозным гаком строевой опытный

Анрио HD.2 с колесным шасси и тормозным гаком строевой опытный, палубный истребитель. Разработка модификации шла с той же целью создания палубного истребителя для АВ «Беарн» параллельно с вариантом с лыжным шасси и аэрофинишером «скребкового типа». В разработке модификации, вероятно, была использована конструкторская документация шасси и тормозного гака самолета Sopwith Desk Pup рег. № 9497, полученная из Великобритании.

На взятом с хранения строевом самолете Hanriot HD.2 были выполнены следующие доработки:

      • демонтировано серийное вертикальное оперение, включая подфюзеляжный киль;
      • установлено новое вертикальное оперение, подобное по конструкции серийному с эллиптической кромкой, но с рулем направления с роговым компенсатором, с рулем направления большей площади и без нижнего киля;
      • демонтированы поплавки, на место которых установлено колесное шасси по типу серийного самолета HD.1;
      • под хвостовой частью фюзеляжа установлена костыльная опора шасси рычажного типа с резиново-шнуровой амортизацией по типу серийного самолета HD.1;
      • под средней частью фюзеляжа установлен Y-образный тормозной гак, который шарнирно крепится к каркасу фюзеляжа в месте соединения с ним задних стержней основных опор шасси;
      • гак устанавливается летчиком в нужное положение ручной лебедкой и удерживается в нем резиново-шнуровыми амортизаторами.

Вероятно, испытания самолета начались в 1922 г. и дали в целом положительные результаты.

Анрио HD.2 с колесным шасси и тормозным гаком строевой

Анрио HD.2 с колесным шасси и тормозным гаком строевой, палубный истребитель. По результатам испытаний опытного самолета часть находившихся на хранении самолетов Hanriot HD.2 была переоборудована по его типу.

Самолеты предназначались для формирования авиагруппы авианосца «Беарн», который перестраивался из линкора в авианосец по решению от 18.04.22 г.

Истребитель Анрио HD.2 с колесным шасси и тормозным гаком, предназначенный для испытаний с палубы французского авианосца «Беарн». Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Истребитель Анрио HD.2 с колесным шасси и тормозным гаком, предназначенный для испытаний с палубы французского авианосца «Беарн». Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Число переоборудованных самолетов точно не известно – вероятно, сведения о 125 таких самолетах сильно завышены.

Переоборудованные самолеты использовались для подготовки летчиков палубной авиации и эксплуатационных испытаний, в т.ч. на борту самого авианосца «Беарн», что подтверждено фото, но сведений о полетах с него самолетов этого типа нет.

Строительство авианосца «Беарн» шло медленно, т.к. командование ВМС Франции большого значения ему не придавало и финансировало по остаточному принципу. Корабль был передан на ходовые испытания в июне 1927 г. и принят в боевой состав ВМС 1 мая 1928 г., имея по штату одну эскадрилью истребителей, вооруженную самолетами Dewoitine D.1ter.

Эксплуатация самолета Анрио HD.2 за пределами Франции

Италия

Малая партия самолетов этого типа для Авиации Королевских ВМС Италии была поставлена в конце 1917 г. В частности, как минимум один такой самолет был в 261-й АЭ на Северо-восточном фронте.

Соединенные Штаты Америки

В 1918 г. Министерство ВМС США купило во Франции 26 самолетов Анрио HD.2 (в США обозначались Hanriot HD-2). Они были взяты из числа серийных самолетов, сданных после постройки на хранение и использовались группировкой авиации ВМС США в Европе. Эти самолеты несли французские опознавательные знаки. Самолеты получили рег. № А5620 … А5629.

Первый переоборудованный заводом Нэйвел Эйркрафт Фэктори истребитель Анрио HD-1 (HD-2C) борт А5620 уже без баллонетов и гидрокрыла. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Первый переоборудованный заводом Нэйвел Эйркрафт Фэктори истребитель Анрио HD-1 (HD-2C) борт А5620 уже без баллонетов и гидрокрыла. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Истребитель Анрио HD-1 (HD-2C, переоборудованный из гидроплана Анрио HD.2) авиации ВМС США со снятыми баллонетами и гидрокрылом. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Истребитель Анрио HD-1 (HD-2C, переоборудованный из гидроплана Анрио HD.2) авиации ВМС США со снятыми баллонетами и гидрокрылом. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

После окончания войны 10 этих самолетов были вывезены в США, где они были переоборудованы заводом «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» в Филадельфии установкой колесного шасси для посадки на сухопутный аэродром, а также баллонетов и гидролыжи для посадки на воду. Им было присвоено обозначение Анрио HD-1 (также использовалось обозначение HD-2 «конвертированный» или HD-2C).

Истребитель Анрио HD-2C авиации ВМС США, переоборудованный из гидроплана Анрио HD.2 установкой колесного шасси, гидролыжи и надувных баллонетов для посадки на воду. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

Истребитель Анрио HD-2C авиации ВМС США, переоборудованный из гидроплана Анрио HD.2 установкой колесного шасси, гидролыжи и надувных баллонетов для посадки на воду. Фото: http://www.airwar.ru/enc/fww1/hd2.html

В 1922 г. в США было принято решение о строительстве авианосцев с «гладкой» палубой и от дальнейшей эксплуатации самолетов, предназначенных для взлета с артиллерийских кораблей и посадки на воду отказались.

В связи с этим посадочные гидролыжи и надувные баллонеты были сняты. Но в таком виде самолеты HD-2C использовались только как тренировочные на береговых аэродромах.

Заключение

Французские морские истребители не показали хороших тактико-технических качеств. Это можно было бы объяснить бесперспективностью этого класса боевых самолетов как такового, но в годы I мировой войны, когда еще не было авианосцев, одни вполне были востребованы. И в данном случае дело было не в этом, а в недостатке внимания к таким самолетам со стороны командования морской авиации Франции, что значительно облегчило выполнение боевых задач его противнику – Авиации Имперских ВМС Германии.

Что касается перспектив, то опыты с размещением истребителей с колесным шасси на больших артиллерийских кораблях успеха действительно не принесли. А отличие от авианосцев, которые появились в ходе I мировой войны и к началу II мировой прочно вошли в состав флотов Великобритании, Японии и США. Франция тоже предпринимала усилия для их создания, но их оказалось явно не достаточно чтобы создать не просто один такой корабль, а авианосный флот.

Истребитель Анрио HD-2C на взлетной площадке на башне линкора ВМС США «Миссисипи». Самолет закреплен в походном положении, на рулях высоты и на левом элероне стояночные рубильники. Такое применение истребителей на море делало их одноразовыми, затрудняло использование главного вооружения кораблей-носителей и оказалось неэффективным – в отличие от авианосцев. Фото: https://www.pinterest.co.uk/pin/416020084318674521/

Истребитель Анрио HD-2C на взлетной площадке на башне линкора ВМС США «Миссисипи». Самолет закреплен в походном положении, на рулях высоты и на левом элероне стояночные рубильники. Такое применение истребителей на море делало их одноразовыми, затрудняло использование главного вооружения кораблей-носителей и оказалось неэффективным – в отличие от авианосцев. Фото: https://www.pinterest.co.uk/pin/416020084318674521/

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hanriot HD.2

Назначение: поплавковый гидросамолет-истребитель

Статус: серийное производство

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: девятицилиндровый ротативный двигатель Clerget 9B, развивавший на взлете 130 л.с., у земли 130 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах верхнего крыла 8,510 м
профиль крыльев – тонкий выпукло-вогнутый
сужение крыла
• верхнего – 1,0
• нижнего – 1,0
угол установки крыла
• верхнего – положительный
• нижнего – положительный
угол поперечного V крыла
• верхнего – положительный
• нижнего – 0,0 град.
общая площадь крыльев 18,4 м²
длина полная 7,0 м
высота габаритная 3,1 м

Конструкция шасси:

основные опоры шасси – 2 (поплавки)
хвостовая опора шасси – нет
вспомогательные опоры – нет

Масса:

пустого 495 кг
полной нагрузки 205 кг
взлетная 700 кг
весовая отдача 29,3%

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 192 км/ч
практический потолок 4800 м
дальность полета 300 км

Удельные данные при взлетной массе:

удельная нагрузка на крыло 38 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 5,4 кг/л.с.
отношение мощности к площади крыла 7,1 кг/ м²

Вооружение: два синхронизированных 7,69-мм пулемета Vikkers Type II с ленточным питанием

Количество изготовленных:

Тип летательного аппарата Завод Кол-во 1917 год 1918 год
Анрио HD.2 опытный № 1 «Анрио», г. Булонь-Бийанкур 1 1
Анрио HD.2 опытный № 2 «Анрио», г. Булонь-Бийанкур 1 1
Анрио HD.2 серийный «Анрио», г. Булонь-Бийанкур 118 118
Всего: 120

источник: https://naukatehnika.com/morskoj-istrebitel-anrio-hd-2.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account