Неподалеку от Архангельска еще в 1990-е годы поисковики обнаружили сбитый немецкий самолет «Юнкерс-88». Подняв его остатки из болота, историки стали более внимательно изучать окрестности, и вскоре нашли в одном из глухих участков на севере Пинежского района инвентарь гитлеровской армии. Канистры с маркировкой времен Второй мировой войны позволили предположить, что на берегу сравнительно небольшого озера располагался секретный аэродром люфтваффе.
Этот аэродром командование вермахта намеревалось превратить в плацдарм для «коренного поворота» в Великой Отечественной войне. Скрытые в тайге аэродромы «подскока» должны были стать для люфтваффе базой для нанесения ударов по крупным промышленным районам СССР и, в первую очередь, по Москве и Уралу. К проведению операции немцы готовились с особым старанием. За действиями военных следил лично Гитлер, возлагавший на результат работы немецких диверсантов в архангельских лесах большие надежды.
Содержание:
НАХОДКА У ОЗЕРА
Фашистский аэродром был обнаружен на безымянном лесном озере всего в 150 километрах от Архангельска. Найденные поисковиками блиндажи, баки из-под бензина и истлевшие от времени предметы обихода немецких солдат вызвали шквал вопросов: когда, кто и зачем построил этот аэродром, какую еще никому неизвестную страницу истории Архангельской земли раскрывает столь невероятная находка?
На обработку архивных материалов, переосмысление сведений, известных ранее источников, ушло немало времени, но, наконец, можно приоткрыть для всех завесу тайны над секретной деятельностью фашистов на Севере.
Началась эта история еще в конце 1941 года. Отброшенные от Москвы немецкие войска не потеряли веры в свою победу. Фельдмаршал фон Бок выдвинул «гениальное» предложение по спасению тысячелетнего рейха.
Его план заключался в создании на территории Архангельской области либо нынешнего Коми-Пермяцкого округа потайного аэродрома с запасами топлива, боеприпасов и всего необходимого для проведения «операции возмездия». Самолеты, прилетающие сюда из Финляндии или Норвегии, дозаправившись, получали возможность достигнуть Урала, где в это время активно обустраивалась эвакуированная русскими промышленность.
Кое-какой опыт у немцев в этом деле был: тогда же, в конце 1941-го, немецкие дипломаты летали в Токио уговаривать восточного союзника не медлить с открытием новых действий против СССР на Дальнем Востоке. Для ускорения этих перелетов подразделение СС устроило в степях современного Казахстана взлетную полосу для дозаправки своих самолетов. Своеобразный аэропорт и его истинно арийский персонал просуществовал в степи две недели, обслужил несколько рейсов и был благополучно эвакуирован, никем не замеченный. Когда после войны эта информация из архивов «Абвера» попала к Сталину, вождь пришел в бешенство, и многие головы из руководства Казахской ССР отправились заглаживать свою вину перед Родиной на лесоповалы.
ГИТЛЕР ПЛАН ОДОБРИЛ
Когда в Архангельск и Мурманск пошли конвои союзников, немцы расположили на Новой Земле и арктическом побережье СССР несколько тайных метеостанций для обеспечения подводного флота рейха. Эти метеостанции просуществовали почти до конца войны. Имея такой опыт, фашисты рассчитывали на успех и в архангельской тайге. Группа немецких офицеров (их имена история не сохранила) предложила Гитлеру разработку операции, названную, что не характерно для нацистских штабистов, русским словом «Тайга».
Операция «Тайга» включала в себя постройку нескольких аэродромов подскока в лесах восточной части Архангельской области и дальнейшее использование их для бомбардировок Уральской промышленной зоны. Гитлеру план понравился, операция мгновенно была одобрена, а соответствующие организации получили приказы. По концлагерям агенты гестапо и «Абвера» выискивали и допрашивали уроженцев Пинежья, Мезени, Печоры. Используя полученные под пытками у русских пленных сведения, колдовали над картами штабные офицеры, выбирая оптимальные места для скрытного расположения аэродромов. Но в ходе подготовительной работы стало ясно, что тайно расположить и заставить работать аэродромы в архангельских лесах можно только в зимнее время, в период, когда реки и озера покрыты прочным панцирем льда. В другой же сезон обустройство аэродромов потребует вырубки и раскорчевки просек для взлетных полос, что не только очень трудоемко, но и демаскирует объекты. А зима 1941-1942 гг. тем временем кончалась, и немцам оставалось только поскрипывать зубами на недосягаемые военно-промышленные комплексы Урала и Сибири.
РЕЙД «АДМИРАЛА ШЕЕРА»
Но план «Тайга» забыт не был. К нему немцы вернулись летом 1942 года. Генеральный штаб решил подготовиться заранее к зимней кампании и «приготовить сани летом». В Норвегию гитлеровцы стянули огромные материальные и людские силы для борьбы с конвоями союзников, часть этих сил было решено бросить на осуществление плана «Тайга». В район Карского моря направили бесценное детище германской военной машины – тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».
Советские историки долго потом будут спорить о цели рейда «Адмирала Шеера». За основную версию примут нарушение судоходства на всем протяжении Северного морского пути или нападение на Диксон. Истинную же цель визита крейсера в Арктику выяснить в то время не удалось. Все маневры немецкого корабля, которые связывали с попыткой поймать конвой союзников, согласно предположениям части современных исследователей, были отвлекающими. «Адмирал Шеер», а вернее, находившиеся на его борту гидропланы «Арадо-196», должны были начать практическое воплощение в жизнь операции «Тайга».
ЕГЕРЕЙ ДОСТАВЛЯЛИ НА ГИДРОПЛАНАХ
На гидропланы «Арадо» наносились камуфляж и маркировка, принятые в советских ВВС, белыми полярными ночами они поднимались со свинцовых вод Карского моря и на минимальной высоте уходили на юг к заранее выбранным речушкам и озерам в глубине Пинежского района. В обезлюдевших на время войны северных лесах «Арадо» высаживали спецподразделения егерей, цистерны с горючим, радиостанции и оружие, продукты и медикаменты для тех солдат, что останутся на следующие месяцы вдали от Фатерлянда обслуживать прибывающие самолеты и охранять аэродромы от незваных охотников. Самолеты с «Шеера» должны были только начать подготовку посадочных площадок, поскольку держать крейсер в море долго было бы слишком расточительно для ограниченной во всех ресурсах Германии.
С августа 1942 года люфтваффе обрушивает свои удары на Мурманск и Кировскую железную дорогу, от «зажигалок» заполыхал деревянный Архангельск. Русские должны были поверить, что активность немецкой авиации на Севере связана только с попытками немцев нарушить поступление американской тушенки на советско-германский фронт!
Конечно, нельзя оспаривать тот факт, что бомбардировки северных портов и уничтожение стратегических грузов, хранящихся в них, было так же очень важно для немцев, но вторая задача — обеспечение баз для бомбардировки удаленных от фронта советских промышленных объектов, — являлась для фрицев основной. Испытывая острую недостачу в зенитных орудиях, ставка Верховного главнокомандующего не могла позволить себе роскошь обеспечивать прикрытие районов, до которых ни один вражеский самолет того времени просто не мог долететь. Даже несколько ударов немногочисленных немецких бомбардировщиков, совершенных прицельно, могли серьезно пошатнуть военно-промышленный потенциал СССР. На это и рассчитывали гитлеровцы. Из-за этого «сталинские соколы» бились с «асами Геринга» в небе над Кольским полуостровом, то отправляя врага в преисподнюю, то сами проваливаясь в последнее смертельное пике.
А в это время в землянках под Архангельском своего часа ждали специально отобранные для службы в егерях выходцы из лесных районов далекой немецкой Тюрингии.
ФРИЦЕВ ОБНАРУЖИЛ… ДЕЗЕРТИР
Ранней осенью 1942 года немецкие планы чуть было не рухнули. Уроженец Пинежья Николай Порохин, скрываясь от отправки на фронт, взял дробовик, запас сухарей и пошел хорониться в леса. Добравшись до заранее выбранного озера в глухом урочище, он неожиданно натолкнулся на немцев, строивших аэродром. Фашисты заметили дезертира, но ему удалось скрыться, так как егеря, боясь заблудиться, долго его не преследовали. Порохину пришлось вернуться из леса в ближайшую деревню, где он и рассказал об увиденном местному начальству. Сотрудники СМЕРШа, в руки которых вскоре попал Николай, не поверили ему и отправили в ГУЛАГ, где он и погиб.
Немцам же после этого случая пришлось долго и мучительно думать: а не свернуть ли операцию? Решили все-таки рискнуть и эвакуировать лишь один аэродром, обнаруженный пинежанином.
К ноябрю 1942 года лесные аэродромы были готовы, но сражение за Сталинград вновь изменило планы Гитлера. Он устроил форменную выволочку организаторам и идейным вдохновителям операции «Тайга», обвинив их в разбазаривании средств. Проект временно прикрыли.
СЖЕЧЬ МОСКВУ «ДВУМЯ ЛИТРАМИ»!
Про «Тайгу» вспомнили лишь в конце 1944 года. Фюрер, уже порядком спятивший, постоянно требовал нового «чудо-оружия» и ударов возмездия. Перепуганные ученые обещали его со дня на день. Взъерошенный Гитлер метался по своему бункеру и, потрясая кулаками, обещал сжечь Москву «двумя литрами», а на месте русской столицы оставить лишь огромное озеро, на берегу которого возведут городок под названием Гитлерсбург. Так, по крайней мере, рассказывал позже в американском плену бывший сотрудник секретной лаборатории вермахта Эйке Мидельдорф. Он же утверждал, что Гитлер под «двумя литрами» имел в виду атомную бомбу.
Фюрер приказал восстановить аэродромы на архангельской земле. Добротно устроенные, хорошо схороненные от людских глаз, они два года спустя после своего создания вновь приняли егерей-спецназовцев, которым перед отлетом ребята из отдела пропаганды доверительно шепнули: «Вы летите спасать Великую Германию, фюрер доверяет вам участие в испытании супер-оружия! Оправдайте его надежды.» И вот егеря снова в берлогах, ждут, когда надо будет оправдывать надежды фюрера. Однако спасать рейх им уже не пришлось…
ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Немецкие ученые, захваченные американцами, доделали атомную бомбу уже для президента Трумэна, на горе японцам. В сентябре 1944 года вышла из войны Финляндия, капитулировав перед союзниками и СССР, и все авиабазы в Финляндии были для немцев потеряны. В октябре 1944 года в результате Петсамо-Киркенесской операции от немцев была освобождена и северная Норвегия. Аэродромы под Архангельском оказались вне досягаемости для немцев.
Находящихся на них егерей гитлеровцы едва сумели вывезти. Эпопея плана «Тайга» завершилась.
Тщательно спрятанные за непроходимыми летом болотами, вкопанные в землю и прикрытые снегом зимой блиндажи, запасы оружия и цистерны с топливом еще ждут своих поисковиков. Достоверное количество взлетных полос, построенных немцами, до сих пор не установлено. Будем надеяться, что ученые-историки и краеведы доберутся до них раньше «черных копателей».
Источник — https://dzen.ru/a/YYJRzlHskAt04LMu