Поиск выхода из тупика. Часть 14. Tritton Trench Crosser. 1915. Поворот в неправильном направлении
Вскоре после начала Первой мировой войны ведущие страны Европы активизировали работы по созданию перспективных боевых машин различного назначения. Одной из главных проблем, которая требовала срочного решения, был сложный ландшафт поля боя, образовывавшийся многочисленными воронками от снарядов, рвами и траншеями. Было очевидно, что новая техника обязательно должна иметь возможность преодоления подобных препятствий. В начале 1915 года британскими конструкторами был предложен проект машины, изначально приспособленной для пересечения рвов. В истории этот оригинальный проект остался под названием Tritton Trench Crosser.
Автором оригинального проекта вездеходной машины стал Уильям Триттон, конструктор и специалист в области сельскохозяйственной техники. Впоследствии он предложит несколько других проектов, которые в итоге приведут к появлению первых в мире боеспособных танков. Более того, вместе с Уолтером Вильсоном У. Триттон будет признан изобретателем танка. Тем не менее, до этого оставалось еще несколько лет, и инженеры работали над другими видами техники. В ходе этой работы последовательно появились несколько интересных проектов, в рамках которых проверялись те или иные идеи разного рода. В частности, целью проекта Tritton Trench Crosser было изучение оригинальной методики пересечения некоторых препятствий. Фактически перспективная машина должна была стать демонстратором технологии.
Перспективная опытная машина должна была пересекать траншеи, что и привело к появлению соответствующего названия. Собственное имя проекта Tritton Trench Crosser переводится именно как «Пересекатель траншей конструкции У. Триттона». Иные обозначения не применялись.
В качестве основы для вездехода новой модели У. Триттон планировал взять один из существующих тракторов на колесном шасси. Подобная машина была пригодна для использования в качестве опытного образца, необходимого для проверки оригинальной идеи. В дальнейшем, однако, в проект могли вноситься те или иные изменения. Применение колесной ходовой части, в отличие от гусениц, упрощало конструкцию техники. В то же время, проходимость колес, в том числе и большого диаметра, оставляла желать лучшего. По этой причине автор проекта решил, что колесное шасси должно быть дополнено некоторыми новыми устройствами.
Одним из самых простых и очевидных способов пересечения рва или траншеи является укладка моста того или иного вида. Плоскость, уложенная над траншеей, позволяет переехать через нее без каких-либо ограничений по типу и характеристикам ходовой части. Именно этот принцип британский инженер решил использовать в своем новом проекте. Переезжать через рвы предлагалось при помощи особой конструкции машины и специального моста, перевозимого ею. Для взаимодействия вездехода и возимого моста пришлось разработать специальную систему.
В качестве основы для экспериментального вездехода был выбран серийный колесный трактор марки Daimler-Foster, оснащенный бензиновым двигателем мощностью 105 л.с. Некоторое количество таких тракторов было построено незадолго до начала Первой мировой войны фирмой «Фостер» по заказу южноамериканских сельскохозяйственных компаний. Тем не менее, из-за начала войны вся эта техника, отличавшаяся высокими характеристиками, была реквизирована и передана армии. В кратчайшие сроки тракторы хорошо показали себя в качестве буксировщиков различных прицепов, оружия или специального оборудования. После появления предложения за авторством У. Триттона один из имеющихся тракторов должен был стать основой для опытного образца-демонстратора технологий. Для этого его пришлось заметным образом доработать, удалив одни агрегаты и установив другие.
В исходной конфигурации трактор «Даймлер-Фостер» представлял собой двухосную машину с задними колесами большого диаметра. В передней части прямоугольной рамы крепился двигатель в характерном корпусе, за ним располагалась рама с баками для топлива и воды, используемой в системе охлаждения. Задняя часть машины оснащалась постом управления с рычагами для контроля за работой силовой установки и рулевым колесом, связанным с передними поворотными колесами. Ниже поста управления находились некоторые агрегаты трансмиссии, соединявшие вал двигателя с полуосями задних колес.
Характерной чертой тракторов Daimler-Foster была оригинальная силовая установка. Шестицилиндровый бензиновый двигатель фирмы «Даймлер» мощностью 105 л.с. размещался в высоком кожухе квадратного сечения. Сверху кожух закрывался крышкой в виде усеченной пирамиды, наверху которой помещалась цилиндрическая труба. Подобный кожух являлся одной из главных деталей оригинальной системы жидкостного охлаждения. Отвод тепла от двигателя осуществлялся по принципу градирни: картер при помощи системы труб орошался водой, а образованный пар при помощи соответствующего вентилятора отводился в верхнюю трубу.
Для достижения высоких характеристик тяги трактор получил задние колеса диаметром 2,5 м. Колеса имели спицованную конструкцию, опорная поверхность колеса образовывалась изогнутыми металлическими листами, оснащенными крупными выступами-грунтозацепами. Передние колеса имели схожую конструкцию, но отличались меньшим диаметром и отсутствием рифленой поверхности.
В рамках нового проекта предлагалось снять с базового трактора некоторые агрегаты и установить на него новые детали. Некоторые изменения должна была претерпеть рама машины, ходовая часть и другие системы. В частности, были разработаны новые средства управления по курсу. Также в проекте предусматривалась оригинальная система, улучшавшая проходимость машины и позволявшая ей пересекать траншеи.
В соответствии с проектом У. Триттона, базовый трактор лишался переднего управляемого моста с колесами малого диаметра. Вместо этого снизу под передней частью рамы следовало закреплять раму новой конструкции. В ее составе имелись два продольных элемента большой длины и сравнительно большой высоты. Сверху борта дополнялись горизонтальными элементами. В задней части дополнительной рамы появилась небольшая площадка для размещения части экипажа и некоторых органов управления.
Передний срез вертикальных элементов дополнительной рамы имел скругленную форму. На этой части рамы предлагалось крепить изогнутый металлический лист с требуемыми параметрами плоскости, при помощи которого предлагалось осуществлять первый этап процедуры пересечения рва.
Над передним листом размещалась горизонтальная поперечная ось с двумя роликами на торцах. В средней части оси имелось зубчатое колесо, контактировавшее с червяком. Последний находился на длинной оси, выведенной на передний пост управления и оснащенной собственным штурвалом. Эти устройства должны были использоваться для управления средствами повышения проходимости.
Непосредственно за передним изогнутым листом У. Триттон предложил расположить ось с передним колесом малого диаметра. Еще одно подобное колесо поместили под передней частью рамы базового трактора. По некоторым данным, передние колеса экспериментального вездехода были выполнены управляемыми. При этом, однако, отсутствуют точные данные о системах управления. Известные сведения о конструкции машины позволяют предполагать, что в ее составе имелись некие приводы для изменения взаимного положения рамы трактора и переднего агрегата, соединенных шарнирно. В пользу этого предположения говорит наличие в составе переднего поста управления горизонтально расположенного штурвала, установленного на вертикальной оси.
Также на раме базового трактора предлагалось крепить дополнительный кормовой агрегат. Он представлял собой горизонтально расположенную конструкцию с треугольным профилем. На задней части этого устройства крепилась ось с двумя роликами для контакта с цепями, используемыми в составе системы повышения проходимости.
По задумке автора проекта, машина Tritton Trench Crosser должна была пересекать траншеи при помощи собственного колейного моста достаточно простой конструкции. Мост представлял собой устройство из двух продольных балок, соединенных поперечными элементами. Каждая такая балка имела прямоугольную в плане форму и определенную высоту. Длина балки равнялась 15 футам (4,5 м), ширина – 0,6 м. На переднем и заднем торцах балок имелись небольшие скосы-пандусы. Ширина такого моста соответствовала колее задних колес: именно они должны были использовать этот агрегат.
Транспортировать мост и подготавливать его к работе предлагалось при помощи двух цепей соответствующей длины. К каждой балке моста, в ее передней и задней части с внутренней стороны, присоединялась длинная цепь. Передняя часть цепи уходила вперед и надевалась на ролик, установленный на соответствующей оси. Там цепь изгибалась и протягивалась к ролику, установленному на арке заднего колеса. После этого цепь охватывала ролик вынесенной задней оси и возвращалась к балке моста. В составе средств преодоления препятствий имелось две цепи и два набора роликов для их натяжения.
Управлять экспериментальным вездеходом должен был экипаж из нескольких человек. Двое располагались на площадке перед двигателем и должны были работать с собственными штурвалами. Размещенное горизонтально колесо отвечало за маневрирование, а установленное под наклоном использовалось для управления колейным мостом. Задний пост управления, расположенный на кормовой площадке, по-прежнему оснащался средствами управления бензиновым двигателем и коробкой передач. К машине Tritton Trench Crosser не предъявлялись особые требования эксплуатационного характера, что позволяло не обращать внимания на удобство управления, размещение экипажа и т.д.
Уильям Триттон предложил необычный способ пересечения траншей, выглядевший следующим образом. Ко рву «Пересекатель траншей» должен был подходить, используя набор из четырех колес на трех осях. Оказавшись перед препятствием, экипаж должен был сбрасывать скорость и медленно подавать вперед лобовую часть машины. За счет специфического распределения массы агрегатов передняя рама могла быть без проблем вывешена надо рвом и продвинута вперед. При продолжении движения вперед передние колеса вездехода могли терять контакт с грунтом, однако при этом лобовой лист передней рамы должен был достигать дальнего края траншеи и опираться на него.
Вывесив машину над препятствием, экипаж должен был использовать один из штурвалов переднего поста управления, при помощи которого ослаблялось натяжение цепей. При этом колейный мост отходил от рамы и опускался на края рва, переходя в рабочее положение. Уложив мост, водитель машины Tritton Trench Crosser мог продолжить движение. При этом передние колеса вновь могли опереться на грунт, а задние проезжали по мосту и затем тоже опускались на грунт.
Преодолев препятствие, экипаж должен был проехать несколько метров, а затем дать задний ход. Это было необходимо для снятия моста с траншеи, последующего проезда по нему в обратном направлении и возвращения устройства в исходное положение. Оказавшись под днищем вездехода, мост подтягивался цепями в транспортное положение. После этого машина могла продолжать движение до следующей траншеи.
Сохранившиеся схемы вездехода Tritton Trench Crosser позволяют оценить его размеры. Длина машины достигала 10 м, ширина – 2,8 м, высота – около 4,4 м. Длина колейного моста составляла 4,5 м, использовались задние колеса диаметром 2,5 м.
Весной 1915 года на одно из британских промышленных предприятий был доставлен имеющийся трактор Daimler-Foster, которому предстояло стать опытным образцом машины Tritton Trench Crosser. Вскоре трактор лишился ненужных агрегатов и получил новые устройства, после чего был выпущен на испытания. Переделка машины завершилась в мае того же года, вскоре стартовали проверки в условиях полигона.
Задачей опытной машины «Пересекатель траншей конструкции Триттона» была проверка оригинального предложения, касавшегося оснащения техники собственным колейным мостом. По этой причине прототип испытывался на площадке с несколькими траншеями разной ширины. Испытатели быстро установили, что вездеход У. Триттона действительно способен пересекать траншеи за счет оригинальных средств повышения проходимости. Без особых проблем экипаж мог перенести носовую часть машины на дальний край рва, после чего опустить мост и переехать через препятствие.
Тем не менее, в ходе испытаний были выявлены и подтверждены явные и серьезные недостатки проекта. Процедура пересечения траншеи оказывалась слишком долгой для использования в боевой обстановке. Кроме того, предложенная опытная машина не отличалась высокой маневренностью и подвижностью. Вряд ли теперь можно было рассчитывать на продолжение развития проекта и создание улучшенной модификации вездехода, приспособленной к использованию в армии.
В некоторых источниках упоминаются работы по формированию возможного облика полноценной боевой машины на основе вездехода Tritton Trench Crosser. В таком случае все агрегаты должны были закрываться броневым корпусом сложной формы. Появлялась возможность изменить и увеличить изогнутый передний лист, обеспечивающий пересечение рвов. Также в передней части корпуса могла появиться пулеметная установка. Колейный мост, его цепи и другие устройства необходимые для повышения проходимости, оставались за пределами бронекорпуса. Такой вариант проекта так и остался на чертежах.
В ходе испытаний оригинальный вездеход подтвердил свои характеристики, но в то же время, показал все имеющиеся недостатки. В существующем виде машина не могла представлять интерес с точки зрения будущего боевого применения. Дальнейшее развитие проекта тоже не имело смысла. После проведения испытаний опытного образца проект Tritton Trench Crosser был закрыт за отсутствием перспектив. Точные сведения о судьбе единственного прототипа отсутствуют. Скорее всего, его перестроили в трактор исходной модели и вернули к старой работе, а все оригинальные агрегаты отправили в утиль.
Неудачное завершение оригинального проекта привело к появлению соответствующих выводов. Колесная ходовая часть, даже дополненная колейным мостом, имела весьма ограниченные перспективы в контексте боевых машин будущего. Куда больший интерес представляли гусеничные движители, развитие которых было решено продолжить в новых проектах. Уже в 1916 году эти работы привели к появлению первых боеспособных танков.
Следует отметить, что идея использования колейных мостов, перевозимых самоходной техникой, в дальнейшем получила развитие. Подобные изделия действительно могли облегчить преодоление различных препятствий той или иной техникой. Тем не менее, для наиболее эффективного использования мост должен был иметь большие размеры и, как следствие, перевозиться отдельной самоходной машиной. Подобные идеи в дальнейшем были реализованы в массе проектов т.н. танковых мостоукладчиков, задачей которых является установка соответствующих инженерных сооружений для использования другими боевыми и вспомогательными машинами.
Проект Tritton Trench Crosser предназначался для проверки оригинальной идеи, касавшейся повышения проходимости техники. Испытания единственного опытного образца продемонстрировали как работоспособность, так и крайне низкие эксплуатационные характеристики предложенной техники. Недолгие испытания позволили определить дальнейшие пути развития военной техники, вовремя отказавшись от одного из заведомо бесполезных предложений.
Тактико-технические характеристики Tritton Trench Crosser/Инженерная машина для проезда через траншеи конструкции Триттона
Страна: Англия
Производитель: William Fosters & Co
Год выпуска: 1915
Кол-во произведенных: 1
Мощность двигателя: 106 л.с.
Размеры: 10х2,8х4,4 м.
Длина колейного моста: 4,5 м
источники:
-
- текст — https://topwar.ru/105659-eksperimentalnyy-vezdehod-tritton-trench-crosser-velikobritaniya.html
- таблица с характеристиками — https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/poisk-vyhoda-iz-tupika-chast-14-tritton-trench-crosser-1915-povorot-v-nepravilnom-napravlenii-5fbd12a86ea65c24b340a6d9