Почему американский истребитель NATF-22 так и не поднялся в воздух?

15

В конце 20 века, главную ударную силу своих авианосцев – самолёты, американцы видели совсем иначе. На своих главных боевых кораблях они видели совсем другие самолёты чем те что есть сейчас. Так главным штурмовиком должен был стать McDonnell Douglas A-12 Avenger II, а вот истребителем должна была стать морская версия F-22. В работе проект носил название NATF-22, что означает Navy Advanced Tactical Fighter (Флотской Продвинутый Тактический Истребитель). Однако что-то пошло не так и что именно попробуем разобраться ниже.

Концепт NATF-22

Концепт NATF-22

22 сентября 1974 года в состав авианосных групп ВМФ США начали поступать одни из самых ярких самолетов в истории — F-14 Tomcat. В это время они были действительно выдающимися истребителями-перехватчиками для своего времени. Однако со временем «Top Gun» стал уступать свои позиции и был выведен из эксплуатации военно-морскими силами США в пользу новейших моделей F/A-18. Однако, мало кто знает о программе разработки самолетов с изменяемым стреловидностью крыла под кодовым названием NATF-22, инициированной в 1990-е годы, после выполнения которой Американский флот должен был получить более современный аналог Томкэта.

В 1981 году ВВС США начали разработку требований к новому истребителю, который должен был заменить F-15 Eagle, который встал на вооружение всего пять лет назад. К концу 1984 года требования были утверждены и отправлены главным авиационным компаниям США, таким как Boeing, General Dynamics, Lockheed, Northrop и McDonnell Douglas. В результате данного процесса, образовались две сильные команды разработчиков: первая объединила Lockheed, Boeing и General Dynamics, а вторая — Northrop и McDonnell Douglas. 27 августа 1990 года в небо взмыл прототип второй команды — YF-23, а 29 сентября того же года — прототип первой команды, YF-22.
23 апреля 1991 года Военно-воздушные силы наконец-то сделали свой выбор и им стал знаменитый среди любителей авиации F-22 Raptor. Что интересно, ни в каких четких объяснениях на тему «почему именно этот самолет?» от руководства ВВС США так и не последовало, что оставляет много места для догадок, иногда достаточно обоснованных. Основным предположением стало то, что YF-22 являлся более маневренным как в дозвуковом, так и в сверхзвуковом режимах. Но нас больше всего интересует другой аспект. Некоторые источники упомянули, что причиной выбора самолета, разрабатываемого в основном компанией Lockheed, был тендер ВМС, в котором YF-22 гораздо больше удовлетворял требованиям чем его конкурент.
А жаль что всё так вышло, лично на мой вкус YF-23 на много более красивый чем Раптор.

Почему американский истребитель NATF-22 так и не поднялся в воздух?

Относительно конкурса ВМФ, можно сказать, что он реально состоялся, и F-22 действительно принимал участие. Задачей тендера было заменить уже упомянутый F-14 Tomcat. Для этой цели в проект YF-22 были внесены серьёзные изменения: добавили посадочный крюк, складные крылья и, самое главное, крыло с изменяемой стреловидностью. И здесь нет никакого расхождения, которое заставило бы сомневаться в реализуемости концепции, о которой часто говорят.

В начале упоминалось, что F-14 стали заменять самолёты F/A-18 Hornet (Шершень). Чем же он не удовлетворял флотских начальников?

С появлением самолета F-14 стали очевидны его недостатки — излишняя сложность конструкции, особенно касающаяся его крыла. Конструкция страдала от завышенного веса, что ограничивало грузоподъемность самолёта. В связи с этим, Военно-морской флот обратился к Конгрессу со словами: «Tomcat замечательный самолет, но нам нужно что-то попроще». Одним из вариантов на замену стал самолет из пары YF-16 и YF-17, прошедших финал конкурса легкого истребителя. Несмотря на то, что Военно-воздушные силы выбрали будущий F-16, Военно-морскому флоту больше нравился YF-17. 2 мая 1975 года они сообщили об этом Конгрессу. В итоге, 1 июля 1984 года в состав Военно-морского флота начали поступать первые модификации усовершенствованного YF-17 — F/A-18.

На текущий момент флот полностью опирается на «Шершней», которые полностью заменили даже самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler, включая его модификацию EA-18G Growler. Главным причиной этого стало разумное упрощение конструкции в сравнении с F-14. В результате, на проекте NATF (который мы смело можем называть NATF-22) с крыльями изменяемой стреловидности было очень мало шансов на победу.

Таким образом, даже совсем не простой F-35C представляет собой более логичный выбор в данной парадигме. Поэтому вполне логично, что морское руководство склонялось, именно в пользу будущего победителя конкурса JSF. И решение в его пользу было принято в начале 1991 года.

Нужно сказать об ещё одной проблеме связанной с этим проклятым крылом. Дело в том, что подавляющее большинство американских самолетов были заточены на использование стелс-технологии, а крыло с изменяемой стреловидностью категорически не подходило под её использование, а точнее, на тот момент не могли найти технического решения как сделать самолёт с изменяемой стреловидностью крыла хоть как то малозаметным. То есть выйти на истребитель пятого поколения с этой технологией не получалось. А ведь была задача разработать именно истребитель следующего, пятого поколения.

Так же нужно отметить что у программы NATF-22 были ещё проблемы проблема. И главной из них была дороговизна. Понятно, что в контексте вооруженных сил США это звучит довольно странно, однако они так же стремяться экономить, когда это возможно. А в рамках программы ATF, в которую на данный момент было вложено 86,6 миллиардов долларов США, очередной гигантский эпический проект был не очень хорошей идеей.

Так Конгресс сразу же начал экономить на НИОКРе, далее на создании опытных и предсерийных моделей и так далее. В итоге всё закончилось на стадии «бумажного» проекта. И каким бы оказался реальный самолёт мы так и не узнаем.

В итоге, несмотря на красивые арты самолета NATF-22 с его изменяемым стреловидным крылом, у такого проекта изначально было мало шансов. Он не обладал теми характеристиками, за которые, в том числе, полюбили F-14. Тем не менее, при обсуждении конструкции я буду использовать более известное изображение самолета NATF-22.

Конструкция. Итак, NATF-22 – это двухдвигательный одноместный моноплан с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, двухкилевым вертикальным оперением, выполненным с развалом наружу, с отдельными рулями направления, и цельноповоротными стабилизаторами. Механизация везде разная, но в общем её выделить можно. Это установленные по всей длине крыла закрылки и предкрылки. Фонарь кабины имеет широкое остекление, что не свойственно палубным самолётам. В заключении можно предположить, что РЛС на истребителе – AN/APG-77 с АФАР.

Почему американский истребитель NATF-22 так и не поднялся в воздух?

Воздухозаборники, канал и сопла идентичны тем, что и на F-22. Двигатели те же, что и у предшественника Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой на форсаже 15 876 кгс. Система дозаправки воздухе судя по всему планировалась и выполнялась при помощи шланг-конуса. Шасси стандартное, трехопорное с передней поворотной спаренной опорой. Основные опоры были бы в сравнении с F-22, как это обычно делается у палубных версий сухопутных самолётов.

Про ТТХ/ЛТХ, ничего не известно,

В итоге, можно сказать, что данный проект оказался весьма интересным. Одна из статей посвящена вопросу о возможности спасения программы ATF от сокращения бюджета за счет военно-морской модификации F-22. В статье приводится однозначный ответ – нет. Однако, несмотря на это, высокая стоимость не помешала F-22 быть принятым на вооружение. Что касается NATF-22, он справедливо уступил более логичному и прагматичному варианту F-35C. Но это не отменяет красоты изображений этого самолёта.

Думаю, все согласятся что самолёт действительно красивый.

По материалам — https://dzen.ru/a/YtBB34e9cHTl3gga

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account