Первый советский скоростной пассажирский самолёт ПС-89 так и не ставший массовым

18

Хотя об этой машины знают не многие, этот проект можно считать в полной мере реализованным. Машина пошла в серию. Просто серия была очень небольшой, всего 7 экземпляров. Об истории этой очень интересной и малоизвестной машины и пойдёт речь ниже.

Первый советский скоростной пассажирский самолёт ПС-89 так и не ставший массовым

В начале 30-х годов в гражданской авиации возникла необходимость увеличения скорости более чем на 50% — с 200 до 300 км/ч. В стремлении ускорить создание такого самолёта руководство ГВФ размещало заказы на опытные образцы не только на авиационных заводах, но и на ремонтных предприятиях «Аэрофлота». Такой заказ получили и инженеры Московского ремонтного завода имени Гольцмана. Под руководством А. Лавиля и А. Кулева была начата разработка цельнометаллического двухмоторного самолёта на 14 мест для наиболее нагруженных и протяжённых линий. Прежняя конструкция с множеством стоек и расчалок, создающая значительное сопротивление, не подходила для высокоскоростного самолёта. Благодаря низкому расположению крыла, моторные гондолы и стойки шасси могли быть объединены, что давало большое преимущество, особенно если бы было возможно убирать шасси в полёте.

Однако в начале 30-х годов конструкторы не решались установить убирающиеся шасси на крупные двухмоторные самолёты из-за недостатка опыта. Поэтому инженеры завода имени Гольцмана остановились на обтекателях типа «штаны». В то время таким образом был создан и ряд других опытных пассажирских самолётов: двухмоторный КАИ-1, спроектированный З. Ицковичем, а также одномоторные ОКО-1 В. Таирова и САМ-10 А. Москалёва.

Первый советский скоростной пассажирский самолёт ПС-89 так и не ставший массовым

Стремясь создать самолёт, устойчивый к влиянию влаги при длительной эксплуатации, конструкторы выбрали дюралюминий, покрытый антикоррозийным слоем, как основной материал. Чтобы минимизировать лобовое сопротивление, обшивка была сделана гладкой, а фюзеляж получил скруглённое поперечное сечение.

К 1938 году была построена серия из семи самолётов, получивших в «Аэрофлоте» название ПС-89, что обозначает «пассажирский самолёт, восемьдесят девятый образец».

Весной 1938 года экипаж С. Фоканова успешно совершил на ПС-89 пробный круговой полёт по одиннадцати союзным республикам СССР. Летом того же года после нескольких успешных беспосадочных полётов на Дальний Восток «Аэрофлот» организовал тестовый рейс самолётов ПР-5 и ПС-89 по маршруту Москва — Иркутск. Несмотря на неблагоприятные метеоусловия, оба самолёта успешно завершили полёт. ПС-89 особенно выделился, достигнув на некоторых этапах скорости до 300 км/ч.

К весне 1941 года все ПС-89 налетали по несколько тысяч часов, демонстрируя на авиалиниях среднюю скорость в 250 км/ч.

Технические характеристики:

  • Длина — 16,25 м,
  • Размах крыла — 23,10 м,
  • Площадь крыла — 75,00 м²,
  • Высота — 4,78 м,
  • Вес взлетный — 7200 кг,
  • Максимальная скорость — 284 км/ч,
  • Дальность — 1300 км,
  • Потолок — 4400 м,
  • Двигатель — два рядных М-17Ф по 730 л. с.,
  • Экипаж — 2 человека,
  • Полезная загрузка — 14 пассажиров или 1300 кг грузов.

По материалам — https://dzen.ru/a/WuNV33fQ5lBLzlsl

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account