О бедном «Бычке» замолвите слово. Brewster Buffalo стран Содружества на Дальнем Востоке

13

Симпатичному компактному самолетику вида оригинального, действительно чем-то напоминающего бычка, досталось, наверное, максимальное количество не лестных эпитетов среди всех машин-участниц Второй Мировой, что казалось не справедливым и возник вопрос: может дело было не в бобине…?

* Buffalo — буйвол, бизон ну и «бычок» по-нашему. Правильная транскрипция «Баффало», но, по крайней мере в среде несознательных моделистов, всегда был «Буффало».

Содержание:

А что это за зверь такой, «Буффало»

Первый американский истребитель-моноплан флота, опередивший в конкурсе 1937-го года не абы кого, а Grumman XF4F-2, будущий знаменитый «Wildcat». Детище Груммана взяло свое, но Brewster F2A тоже не потерялся, в частности, за счет экспортных поставок.

Англичане первый раз познакомились с машиной летом 40-го года, когда США передало Англии 33 Brewster 339B (заводское обозначение Model339-10 — сухопутная адаптация палубного Brewster F2A-2) из бельгийского заказа — Бельгия к тому времени уже «покинула чат». Машину, получившую обозначение «Buffalo» Mk I, испытали, признали, что в Европе ее использовать нельзя и от греха подальше отправили на Средний Восток, где восемнадцать машин передали флоту (FAA). Бывшие бельгийские «Бычки» ничем не прославились и на Дальний Восток не попали.

Претензий к «Бычку» было столько, что в англичане в 1940 году решили … закупить еще 170 машин модификации Brewster 339E (Model 339-13 — тоже «сухопутный» F2A-2 без надувной спасательной лодки, тормозного гака и узлов крепления к катапульте). Машина, опять получившая обозначение «Buffalo» Mk I, была доработана по британским стандартам, в частности появилась полноценная защита пилота (бронеспинка + бронестекло) и протектированные топливные баки, соответственно британский «Бычок» потолстел, в сравнении с прародителем, F2A-2, более чем на 400 кг.

Если забежать вперед и сравнить с будущими основными противниками, японскими истребителями Nakajima Ki-27 («Nate») и Nakajima Ki-43 («Oscar»), то британский «Бычок», в теории, был быстрее (называются цифры в 531 км/ч против, соответственно, 470 и 495 км/ч), лучше пикировал, лучше вооружен ( четыре крупнокалиберных пулемета Colt-Browning M2), несравнимо лучше защищен: на японцах пассивной защиты не было вовсе. И, естественно, проигрывал в маневренности — по-хорошему, стандартное соотношение ЛТХ истребителей Союзников с японцами всю войну.

Правда были нюансы…

Сорок девять из ста семидесяти «Буффало», хоть и назывались так же: «Buffalo» Mk I, были поставлены в хитрой версии Model 339-21: штатные двигатели Wright G-1820 G105 «Cyclone» заменялись на б/ушные, восстановленные двигатели «Cyclone», снятые с гражданских Douglas DC-3. Это не было обманом со стороны поставщика, а осознанным выбором заказчика: В США производство двигателей не успевало за производством планеров: сработала пословица про «синицу в руках». Об ЛТХ подобных «кадавров» история умалчивает, но упоминается, что из-за особенностей топливной системы, подобные машины не могли действовать на высотах больше 5000 м, что, если так, было совсем не хорошо.

К тому же, прямиком на Дальний Восток с апреля 41-го было доставлено 167 «Буффало», а три экземпляра отправились в Метрополию для испытаний. Лучше бы не испытывали. Полный вес машины с «нормальным» двигателем (с/н W8133) перевалил за три тонны, превысив контрактный почти на 300 кг, скорость упала до 473 км/ч, а скороподъемность без малого вдвое (583 м/мин). Для сравнения, у основного будущего конкурента, Nakajima Ki-27, более 900 м/мин. Смеркалось…

Ну и зачем Великобритании, с ее развитым авиапромом, вообще понадобились такое чудо?

Во-первых, на момент принятия решения, а это 40-ой год, у американского авиапрома скупалось решительно всё, что могли и хотели продать янки. Просто более совершенные машины (например Curtiss P-40) шли на более приоритетные ТВД (Ближний Восток).

Истребители же собственного производства были нужны и в Метрополии, и на Ближнем Востоке. Позднее, с лета 41-го, добавилась и новая «головная боль»: помощь СССР. Изначально речь шла о поставке 240 Hawker Harricane и 200 Curtiss Tomakawk.

О приоритетности Дальневосточного ТВД говорит простой факт, что первые истребители в Сингапуре появились только в феврале 41-го и были это …. «Бленхеймы» модификации «IF» 27-ой эскадрильи RAF, очень своеобразные и нишевые истребители.

Во-вторых, к японцам, как к равным противникам в воздушной войне, относились примерно так:

Отношение к японской авиатехнике тоже не блистало объективностью:

Такое отношение к противнику рождало интересные оценки и решения вроде довоенного мнения дальневосточного отца-командира, вице-маршала Пулфорда (W.H.Pulford) о новом японском истребителе «Тип 0″( Зеро): «примерно соответствует «Буффало», но не такой быстрый…»

Или инициативы авиа-командования на Ближнем Востоке конца декабря 41-го, когда уже должно было быть ясно, что противник – совсем не «папуасы на этажерках». Люди на полном серьезе рассматривали вопрос об отправке в Сингапур истребителей Gloster Gladiator.

Видимо у японцев было большое численное превосходство в авиации?

Было.

«Средняя температура по больнице», а именно, соотношение боевой авиации к декабрю 41-го на всем Тихоокеанском ТВД (3:2 в пользу Японии) тут не подходит, по британским владениям ситуация была куда хуже:

Если говорить об истребителях, то против примерно восьмидесяти «Буффало» в пяти боевых эскадрильях (запасные машины не считаются)в Сингапуре, северной Малайе и Бирме противник мог выставить больше двухсот машин: сто девяносто один армейский истребитель 3-ей авиадивизии с приданными подразделениями (59 Ki-43, 123 Ki-27 и 9 Ki-44) и тридцать семь флотских истребителей (25 A6M2 и 12 A5M4) 22-ой авиа-флотилии (22nd Koku Sentai). Справедливости ради надо сказать, что основная нагрузка досталась армейской авиации.

Соотношение сил в ударной авиации было не менее скверное, но статья не о ней.

В Бирме была, конечно, «темная лошадка» — AVG ( American Volunteer Group) со своей, в теории, почти сотней «Томагавков» (читай, P-40B\C), но британскому командованию янки не подчинялись.

Большой британский козырь — радиолокационные станции, в регионе был представлен чахло: на декабрь 41-го имелось только пять действующих радиолокаторов, два из которых располагались в Сингапуре.

Ну самолеты-то ладно, а что с летным составом?

С боевым опытом был только направляемый из Метрополии и Ближнего Востока комсостав (командиры эскадрилий и хорошо, если все командиры звеньев). Остальной летный состав, преимущественно выходцы из стран Содружества, первый раз увидел истребители-монопланы с убираемыми шасси только по прибытии на ТВД, не ранее весны 41-го. До этого большинство имело опыт полетов в лучшем случае на УТС типа CAC Wirraway, а большинство — на учебных бипланах. Активная летная подготовка собрала свою «кровавую жатву»: в авариях и катастрофах было потеряно двадцать «Буффало».

Это резко контрастировало с ситуацией на японской стороне, где большинство командиров и пилотов имело боевой опыт.

А с чего бы это Японии вообще нападать на владения Великобритании на Дальнем Востоке?

К описываемым событиям «Империя, над которой не заходит солнце» была уже не та. Да и у Японии первичен был другой заокеанский противник (США) и другая цель — нефтяные поля Голландской Ост-Индии (нынешней Индонезии). Просто на пути к главной цели, Британские владения, включая «Дальневосточный Гибралтар» -Сингапур, автоматом становились одной из приоритетных целей. Англичане это знали и, по мере сил, готовились, в частности, подобный сценарий озвучивался Черчиллем аж в августе 40-го года.

А вообще, если вы заводите маленькую собачку с целью кошмарить несговорчивых соседей, помогаете (экономически, технологически) собачке раскормиться до размеров алабая, закрываете глаза на «художества» алабая у соседей, дающие фору деяниям подопечных одного австрийского художника, а потом командами «Фу. К ноге» пытаетесь загнать алабая обратно в конуру маленькой собачки — ждите беды.

Командой «Фу» было введение США 25-го июля 41-го нефтяного эмбарго, к которому естественно присоединились Великобритания и Голландия. Произошло это после объявления Японией Индо-Китая Японо-Французским протекторатом (читай, оккупацией).

Для экономики Японии, зависящей на 80% от импорта нефтепродуктов, это была смерть. Причем не очень-то отложенная: согласно британской историографии, собственных запасов хватило бы до середины 42-го года. Условия снятия эмбарго- возвращение Японии в границы 31-го года, были заведомо невыполнимы.

Добавьте сюда принятый Конгрессом в том же июле 41-го Акт (Two Ocean Naval Expansion Act): флот США должен быть больше двух следующих крупнейших флотов (Великобритании и Японии), причем противником была явно не Великобритания. Промедление для японцев было смерти подобно, ибо соотношение флотов 7:10 в пользу США в 41-м году, к 44-му году изменилось бы на 3:10. Ну и соответственно…

И о проделанной работе.

В зарубежной литературе найдено упоминание о 39-ти заявках на воздушные победы, однозначно одержанных на британских «Буффало» на Дальнем Востоке (плюс 34 предположительные победы). У вышеназванных заявок известны дата, место, обстоятельства и участники с противной стороны (японцы).

Японская сторона признает потерю в воздушных боях 16-ти самолетов (4 Ki-43, 4 Ki-51, 3 Ki-48, 3 A6M2 «Zero», 1 Ki-27 и 1 Ki-46 ), что дает совсем не рекордное отношение «желаемого» к «реальному» (оверкалайм) 2,43:1.

Плюс в 18-ти случаях, однозначно привязать реальные или мнимые успехи к действиям пилотов «Буффало» невозможно, так как в этих же боях участвовали подразделения, использующие другую авиа-технику (AVG на P-40 и 232-я эскадрилья RAF на «Харрикейнах»). Прежде всего, это касается деяний 67-ой эскадрильи RAF в Бирме. Что, наверное, и к лучшему: 26 января 42-го года пилоты «Харрикейнов» и «Буффало», при провальном налете на конвой у Эндао показали совершенно неприличный оверклайм ( 13 заявок на победы при одном реально сбитом Ki-27).

«Дружеские встречи» с грозным «Зеро» закончились ничьей: на круг, «Зеро» сбили три британских «Буффало», потери составили тоже три машины.

Количество и имена Асов, получивших такой статус летая на «Бычке» в разных источниках рознится, однако везде присутствует одно имя: новозеландец, сержант 243-ой эскадрильи Джеффри Фискен (Geoff B. Fisken), с шестью заявками на победы, из которых японской стороной подтверждается … одна победа (Ki-27 1-го полка, сбитый 6-го февраля 42-го).

Теперь о грустном. О потерях.

В воздушных боях потеряно 43 «Буффало», еще 43 машины было уничтожено на аэродромах. Плюс 22 «Буффало» разбито в авариях и катастрофах, включая аварийные посадки на поврежденных в боях машинах. Учитывая, что из почти 150-ти машин, имевшихся на начало войны, «мясорубку» пережило только шесть «Буффало», более тридцати машин было банально брошено при многочисленных отступлениях: удел всех отступающих армий во все времена.

Откуда такой формально разгромный результат?

Основной претензией к самолету была низкая скороподъемность: чтобы набрать 24000 футов (больше семи километров) пилоту требовалось около полу часа. Основная цель истребителей RAF: соединения японских бомбардировщиков, редко летали ниже 5000 метров, а 6000-7000 метров было рабочей высотой. В условиях никакущей системы обнаружения и предупреждения, которую англичане так и не смогли выстроить, это приводило либо к опозданию истребителей на перехват (японцы отбомбившись благополучно уходили) либо к частой ситуации, когда над «ползущими» вверх «Бычками» уже висели многочисленные истребители прикрытия со всеми вытекающими.

Были претензии к механической надежности: закипало масло, вставали в полете двигатели, отказывало вооружение. Но масса претензий было и к надежности «Харрикейнов», появившихся в Сингапуре уже в январе 42-го. Если наземные службы не могут обслуживать имеющуюся технику, кто сам себе злобный Буратино?

ПВО немногочисленных аэродромов, расположение которых было прекрасно известно японцам, фактически отсутствовало, что вкупе с уже упоминавшейся «прекрасной» системой предупреждения давало неизменно превосходный результат (для японцев).

И без того численному превосходству японской авиации, активно помогало собственное командование, позволявшее громить немногочисленные подразделения по частям. Последовательно были накрыты две эскадрильи (21-я и 453-я) в Малайе, затем, блокирована 67-я эскадрилья в Бирме, две оставшиеся эскадрильи вокруг Сингапура «оставили на сладкое».

Хотя в январе 42-го и было создано совместное командование (ABDA: American-British-Dutch-Australian Command), союзники были так себе помощники. Американцам было не до помощи, а голландцы, имея относительно многочисленную авиацию, ограничились переброской в Сингапур одной эскадрильи на таких же «Буффало», хотя было очевидно, куда пойдут японцы после падения Сингапура.

Ну и, конечно, квалификация летного состава. С английской стороны, это была «война сержантов». Практически выпускнику летной школы очень сложно бороться с закаленным воздушным бойцом.

О всем вышесказанном коротко и ясно высказался 13 января 42-го года, после очередного неудачного боя, сержант Рекс Вебер (R.A.Weber) из 243-ей эскадрильи, переживший войну:

«Нет организации, нет лидеров, нет самолетов. Мораль настолько низка, насколько может быть…»

Соответственно, причем здесь «плохой самолет»? По результатам многочисленных боев, соотношение ЛТХ с основными противниками, о котором говорилось в начале, в общем, подтвердилось.

Источник — https://dzen.ru/media/id/5fd4f298b9d40363180a0357/o-bednom-bychke-zamolvite-slovo-brewster-buffalo-stran-sodrujestva-na-dalnem-vostoke-63962d70426d696533903a5f

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account