По воде плывет утюг… Или несколько иной броненосец «Потёмкин»

29

Материал 2019 года.

«Случай — псевдоним Богакогда он не хочет подписываться собственным именем».

 Анатоль Франс.

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

В обычно тихом коридоре морского министерства рядом с кабинетом генерал-адмирала было весьма шумно. И у старшего судостроителя Александра Эрнестовича Шотта, имелись на то объективные причины. Он только что покинул начальственный кабинет буквально ошарашенным свежей новостью и напутствием: «Пушек нет. Но вы держитесь». Уже спущенный на воду и находящийся в достройке новейший броненосец остался без артиллерии главного калибра. Весь задел по 305-мм орудиям был зарезервирован за более «важными», с точки зрения представителя августейшей фамилии, проектами. Черноморцам же милостиво разрешили использовать десять дюймов. Не смотря на то, что такой вариант не ставил крест на основном предназначении корабля, но несколько снижал его огневые возможности. И полковник корпуса корабельных инженеров в узком кругу своих помощников и, как говориться, «не отходя от кассы», решал вечный вопрос русской интеллигенции, сформулированный  ещё господином Чернышевским – «Что делать?». Остро встал вопрос о вспомогательном калибре – либо шесть, либо восемь дюймов. Обсуждение велось шёпотом, но в пустом коридоре  все слова разносились далеко и отчетливо. Поэтому не удивительно, что были услышаны.

— А почему сразу не десять дюймов? – как гром среди ясного неба, неожиданно прозвучал голос с хорошо различимым польским акцентом. Стихийный диспут моментально прекратился. Проходивший по коридору молодой офицер коротко кивнул собравшимся и пошел дальше по своим делам. А Александр Эрнестович, задумчиво глядя в след фигуре в форме корпуса морской артиллерии тихо произнес; «А почему бы и нет?».

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический», ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

26 сентября 1900 года броненосец был спущен на воду, а 20 июня 1902 года совершил переход в Севастополь — для достройки и вооружения. Введен в эксплуатацию 20 августа 1904 года.

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три Святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу «Пересвет».

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

На «Потемкине» предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7,6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции — вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. По сравнению с кораблем-прототипом, на «Потемкине» применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» стал мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец «Ретвизан», строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа «Куин» значительно большего водоизмещения. «Потемкин», правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

Осенью 1904 года ы разгар русско-японской войны броненосец под командованием капитана первого ранга В.Н. Миклухи в составе отряда металлома, громко именуемого 2-й Тихоокеанской эскадрой адмирала Д. Г.  Фёлькерзама, ушел на Дальний восток.

В Цусимской проливе отряд, ведомый уже В.Н. Миклухой, был перехвачен адмиралом Камимурой. Этот сделал всё по фэншую. Не хуже чем Того в совсем другой истории. Более быстроходные японские броненосные крейсера без труда осуществили охват головы тихоходной русской колонны, изобразили классический «кроссинг зе тэ», обрушив всю мощь своей артиллерии на русский флагман. Не сработало. Корабль, рассчитанный на прорыв через Черноморские проливы под сосредоточенным огнем береговых батарей, потуги японских артиллеристов особо не впечатлили. Когда Камимура понял свою ошибку, его крейсера нахватали от русских броненосцев столько десятидюймовых гостинцев, что пора было думать о выходе из боя. Что японский адмирал с чистой совестью и сделал, получив от своего вышестоящего командования радиограмму – остановить 1-ю Тихоокеанскую эскадру, вломившуюся в пролив с севера, основным силам японского флота не удалось.

Первую мировую войну броненосец встретил на родном Черном море.  Участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей. А 6 июня 1917 года, когда холостой выстрел бакового восьмидюймового орудия крейсера «Боярин» известил о прекращении деятельности в Севастополе собрания делегатов Балтийского флота, главный калибр «Потемкина» готов был подтвердить это известие по-боевому.

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

Весной 1918 года броненосец, обеспечивая высадку десанта, первым вошел в порт, оккупированной австро-венгерскими войсками Одессы.

Характеристики:

  • Водоизмещение, тонн – 12582 / 13450
  • Размеры, м
  • Длина – 115,4
  • Ширина – 22,3
  • Осадка – 8,4
  • Главная ЭУ, л.с. – 10600/ 2 ПМ, 22 ПК
  • Скорость хода, уз. – 16/9
  • Дальность плавания, миль – 3000
  • Экипаж, чел. – 731
  • Бронирование, мм – 178-254
  • Артиллерийское вооружение:
  • Главный калибр, в башях – 2х2-254мм, в казематах – 4х1-254мм
  • Средний калибр – 16х100мм
  • Противоминный калибр – 8х1-47мм
  • Минное вооружение – торпедные аппараты 5х381мм

По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"По воде плывет утюг... Или несколько иной броненосец "Потёмкин"

Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account