Пионер космонавтики Гвидо фон Пирке

17
Пионер космонавтики Гвидо фон Пирке

Пионер космонавтики Гвидо фон Пирке

Интересная винтажная статья выкладывается на сайт в День космонавтики.

Статья Карла-Майнца Ингенхаага (Karl-Meinz Ingenhaag) «Guido von Pirquet» из журнала «Luftfahrt international» 4/1980 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в марте 2017 года.

Предисловие редакции: В связи со столетним юбилеем значимого для Австрии теоретика и пионера космонавтики Гвидо фон Пиркета (Guido von Pirquet) о его деятельности будет рассказано в данной статье. Также в статье будет дана оценка его работам. В приложении приведена библиография важнейших работ фон Пирке, посвященных космическим полетам. Автор данного материала сам является инженером-проектировщиком и главным редактором журнала «Information Raumfahrttechnik» (Информация о космической технике) и принадлежит к числу лучших знатоков истории космонавтики.

Современные космические полеты и ракетная техника были бы невозможны без выдающейся и самоотверженной работы небольшого числа энтузиастов, которых часто притесняли и высмеивали. В двадцатые и тридцатые годы XX века исследования и испытания, проведенные этими людьми, создали научную основу космических полетов. К числу этих энтузиастов принадлежал и известный пионер и теоретик космонавтики дипломированный инженер барон Гвидо фон Пирке (Guido Freiherr von Pirquet).

Гвидо фон Пирке наряду с Германом Оберстом (Hermann Oberth), Ойгеном Зенгером (Eugen Sänger), Максом Валье, Фридрихом Шмидлем (Friedrich Schmiedl), Германом Поточником (псевдоним Ноордунг; Hermann Potocnik [Pseud. Noordung]) и Францем фон Хеффтом (Franz von Hoefft) принадлежал к родившимся в Австро-Венгрии исследователям, благодаря которым бывшая дунайская монархии стала одним из мест рождения идеи космонавтики.

Гвидо фон Пирке родился 30 марта 1880 года. Он был пятым сыном барона Петера Цено Пирке фон Кесенатико (Peter Zeno Freiherr Pirquet von Cesenatico) – владельца замка Хиршштеттен (Hirschstetten), расположенного в нижней Австрии (ныне федеральная земля Вена). Его отец был дипломатом, депутатом земельного и имперского парламентов и членом правления различных промышленных фирм. Среди сыновей барона Петера фон Пирке следует особо упомянуть Клеменса фон Пирке (Clemens von Pirquet) – врача, университетского профессора, известного всему миру своими открытиями в области медицины.

Детство Гвидо фон Пирке прошло в имении родителей, где он получил домашнее образование. После посещения реальной школы в Вене он с 1898 по 1902 годы учился в венском политехническом институте (Technischen Hochschule Wien) и изучал машиностроение в Граце. Затем в 1902-1903 годах Гвидо фон Пирке добровольцем прослужил в военном флоте Австро-Венгрии. Далее в качестве частного лица помимо управления семейными земельными владениями Гвидо фон Пирке занимался научными исследованиями и техническими разработками.

барон Гвидо фон Пирке (1880-1966). Снимок датирован примерно 1928 годом

барон Гвидо фон Пирке (1880-1966). Снимок датирован примерно 1928 годом

Сначала он занимался вулканологией и метеорологией, а затем антропологией, зоологией и ботаникой. Как в естественнонаучной, так и в технической сфере его работы были очень продвинутыми. При этом в первую очередь следует отметить его научные исследования в области солнечной и волновой энергетике. В 1926 году Гвидо фон Пирке стал председателем технического Аттестационного комитета и вице-президентом Австрийского союза изобретателей. Он сам являлся автором нескольких патентов в основном имевших отношение к теплотехнике.

Однако всемирную известность Гвидо фон Пирке приобрел благодаря своим передовым работам в области космонавтики и ракетной техники. На данные исследования его вдохновил инженер Фухс (Ing. Fuchs), который работал в венском ракетном комитете и осенью 1926 года познакомил фон Пирке с его руководителем Францем фон Хеффтом. Выполненные Гвидо фон Пирке предварительные исследования в области баллистики, астромеханики, теплотехники и выхлопных сопел стали основой для основания им совместно с фон Хеффтом объединения Raketentechnik. Вскоре после этого он стал секретарем основанного совместно с фон Хеффтом осенью 1926 года в Вене «Научного Общества для исследования верхних слоёв атмосферы» (Wissenschaftlichen Gesellschaft für Höhenforschung).

5 июня 1927 года сообщалось в Бреслау обществом «Vereins für Raumschiffahrt e.V.» (Объединение космонавтики) был основан журнал «Die Rakete». Данный журнал стал площадкой, на которой могли высказаться исследователи космоса и широкий круг специалистов. В 1928 году в журнале «Die Rakete» Гвидо фон Пирке в серии статей «Маршруты» (Fahrtrouten) представил результаты своих исследований в области аэродинамики, принесших автору заслуженное признание [1]. В данной серии статей Гвидо фон Пирке с помощью расчетов показал, что при использовании внеземной (космической) станции возможен полет к Луне и другим планетам солнечной системы. Гвидо фон Пирке доказал, что полеты в космическом пространстве станут легче, если построить околоземную космическую станцию. Данный вывод фон Пируке назвал «космический парадокс» (Kosmonautische Paradoxon). До конца пятидесятых годов XX века данный парадокс играл выдающуюся роль в теории космических полетов, и свое практическое применение нашел в ходе реализации программы Apollo. Наверняка в будущем «космический парадокс» вновь найдет практическое применение.

В 1928 году Вилли Лей (Willy Ley) издал книгу «Возможность космических полетов» (Die Möglichkeit der Weltraumfahrt), в которой помимо материалов Лея, Дебуса (Debus), Оберта (Oberth), Хеффта, Хофманна, Зенгера была и статья Гвидо фон Пирке «Непроходимые пути в реализации полетов в космическом пространстве» (Die ungangbaren Wege zur Realisierung der Weltraumschiffahrt) [2]. В своем материале фон Пирке с гораздо большей ясностью, чем Оберт, работавший в те годы в данной области, указал на важность работ в области гиперскоростей.

спроектированная Гвидо фон Пирке эллиптическая траектория полета к Венере, позволявшая значительно сократить время полета в сравнении с траекторией, предложенной Вальтером Хофманном. Примерно тридцать лет спустя по этой траектории летела советская станция «Венера-1» (старт 12 февраля 1961 года); рисунок из журнала «Die Rakete» 7/1928

спроектированная Гвидо фон Пирке эллиптическая траектория полета к Венере, позволявшая значительно сократить время полета в сравнении с траекторией, предложенной Вальтером Хофманном. Примерно тридцать лет спустя по этой траектории летела советская станция «Венера-1» (старт 12 февраля 1961 года); рисунок из журнала «Die Rakete» 7/1928

В 1929 году в журнале «Maschinenkonstrukteur» [3, 4] появились две небольшие, но, тем не менее, важные статьи Гвидо фон Пирке.

В марте 1931 года фон Пирке вместе с инженером Рудольфом Цверина (Rudolf Zwerina) основали Австрийский союз ракетной техники (Österreichische Gesellschaft für Raketentechnik), прекратив тем самым существование ранее основанного ранее Научного Общества для исследования верхних слоёв атмосферы [5]. Гвидо фон Пирке стал вице-президентом этого сообщества.

Помимо стремления исследователя углубляться в проблематику темы Гвиде фон Пирке постоянно испытывал желание раздвинуть горизонты. Так в 1930-32 годах в возрасте 51 год он в течение двух семестров в венском политехническом институте прослушал лекции по физической химии и математике, а в возрасте 73-х лет изучал древнюю историю первобытного общества и историю естественных наук (1953-56 годы).

Из-за своего восхищения космическими полетами Гвидо фон Пирке постоянно подвергался критике. Так он еще в 1933 году в своем предисловии к книге Вернера Брюгеля (Werner Brügel) «Люди ракет» (Männer der Rakete) он отметил:

«Вне всякого сомнения, вопросы космонавтики и ракетостроения принадлежат к самым сложным проблемам современной техники. Несмотря на это я отношусь к тем, кто считает космонавтику самой важной технической проблемой нашего времени».

Далее Гвидо фон Пирке продолжал:

«Впрочем, перспективы стратосферных ракет выглядят очень благоприятными и я считаю, что возможность появления следующих ступеней развития космической техники (ракеты дальнего радиуса действия и внеземные космические станции) перед реализацией стратосферных ракет я считаю преждевременным и бесполезным» [7].

Одним из интереснейших вкладов Гвидо фон Пирке в космонавтику – в сравнении с уже упомянутыми его работами – является статья «Метеоры и космический полет» (Meteors and Space-Travel), опубликованная в июльском 1950 года выпуске журнала Британского межпланетного общества (Journal of the British Interplanetary Society) [11]. В этой работе он указывал на опасность для ракет со стороны метеоритов при попытке полета к другой звездной системе. Свой последний большой вклад в теорию космических полетов Гвидо фон Пирке сделал в возрасте 71 год, опубликовав в Лондоне реферат для международного астрономического конгресса [12].

24 ноября 1956 года за заслуги в исследованиях в области космонавтики Гвидо фон Пирке в Штуттгарте был награжден доктором Ойгеном Зенгером медалью Германа Оберта. Далее последовал еще ряд признаний его заслуг: в 1960 году фон Пирке был награжден Почетным крестом за достижения в области науки и искусства I класса (Ehrenkreuz für Wissenschaft und Kunst I. Klasse), в 1965 году венский политехнический институт наградил его медалью Прехтля (Prechtl-Medaille) и в 1965 году стал почетным членом расположенной в Париже международной академии астронавтики. По представлению австрийской академии наук его именем был назван кратер на обратной стороне Луны. Помимо этого в 1948 году Гвидо фон Пирке стал почетным членом Немецкого общества ракетной техники и космонавтики (Deutschen Gesellschaft für Raketentechnik und Raumfahrt e.V.), в 1949 году – почетным членом британского межпланетного общества (British Interplanetary Society) и в 1951 году почетным председателем Австрийского общества исследования вселенной (Österreichischen Gesellschaft für Weltraumforschung).

Гвидо фон Пирке умер 17 апреля 1966 года в Вене в возрасте 86 лет. Его последним пристанищем стало кладбище Пфаррхоф (Pfarrhof) в Хиршштеттене. Заслуги Гвидо фон Пирке в области исследований космонавтики, которые он совершил как первопроходец, никогда не будут забыты.

Основные работы Гвидо фон Пирке, посвященные теории космонавтики:

[1] Fahrtrouten (11 Teile). In: Die Rakete, Breslau, Mai 1928 bis April 1929
[2] Die ungangbaren Wege zur Realisierung der Weltraumschiffahrt. In: Willy Ley (Hrsg.): Die Möglichkeit der Weltraumfahrt. Leipzig 1928, S. 284-323
[3] Thermodynamik der Rakete. In: Maschinenkonstrukteur, Leipzig 8/1929, S. 180-182
[4] I. Beweis der Übereinstimmung der vorliegenden Raketentheorie mit dem Energiegesetz. II. Replik… In: Maschinenkonstrukteur, Leipzig 14/ 1929, S. 321-326
[5] Einführung in die Probleme der Weltraumfahrt. In: Flug, Wien 4/1931, S. 7f. (cf. S. 13 f.)
[6] Über den Wirkungsgrad des Raketenantriebs. In: Raketenflug, Berlin 6/1932, S. 2-4, und 7/1932, S. 5-7
[7] Ingenieur Guido von Pirquet (Autobiographie). In: Werner Brügel (Hrsg.): Männer der Rakete. Leipzig 1933, S. 57-78
[8] Zur Frage der Durchführbarkeit der Raumschifffahrt mit den Mitteln der heutigen Technik (5 Teile). In: Das neue Fahrzeug, Berlin, 3/1934, S. 22 f.; 4-5/1934, S. 30 f.; 1/1935, S. 3-5; 3/1935, S. 21 f.; 1/1936, S. 5-7
[9] Vergleichstabelle diverser Energiewerte. In: Weltraum, Köln 3-4/1939, S. 40-48
[10] Die Außenstation, das Sprungbrett ins Weltall. In: Weltraumfahrt — Utopie? Wien 1948
[11] Meteors and Space-Travel. In: Journal of the British Interplanetary Society, London Vol. 9, 4/ 1950
[12] Die Gründung der Außenstation (Vortrag vor dem 2. Int. Astronaut. Kongreß, London 1951). In: Natur und Technik, Wien 2/1952 (gekürzt wiedergegeben)
[13] Zur Nomenklatur der Gewichtswerte von Stufenraketen (Vortrag vor dem 5. Int. Astronaut. Kongreß, Innsbruck 1954). In: Bericht über den V. lAF-Kongreß. Wien und Innsbruck 1955, S. 162-167

Фотографии: архив Ингенхаага

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account