Пионер космонавтики Гвидо фон Пирке

17
Пионер космонавтики Гвидо фон Пирке

Пионер космонавтики Гвидо фон Пирке

Интересная винтажная статья выкладывается на сайт в День космонавтики.

Статья Карла-Майнца Ингенхаага (Karl-Meinz Ingenhaag) «Guido von Pirquet» из журнала «Luftfahrt international» 4/1980 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в марте 2017 года.

Предисловие редакции: В связи со столетним юбилеем значимого для Австрии теоретика и пионера космонавтики Гвидо фон Пиркета (Guido von Pirquet) о его деятельности будет рассказано в данной статье. Также в статье будет дана оценка его работам. В приложении приведена библиография важнейших работ фон Пирке, посвященных космическим полетам. Автор данного материала сам является инженером-проектировщиком и главным редактором журнала «Information Raumfahrttechnik» (Информация о космической технике) и принадлежит к числу лучших знатоков истории космонавтики.

Современные космические полеты и ракетная техника были бы невозможны без выдающейся и самоотверженной работы небольшого числа энтузиастов, которых часто притесняли и высмеивали. В двадцатые и тридцатые годы XX века исследования и испытания, проведенные этими людьми, создали научную основу космических полетов. К числу этих энтузиастов принадлежал и известный пионер и теоретик космонавтики дипломированный инженер барон Гвидо фон Пирке (Guido Freiherr von Pirquet).

Гвидо фон Пирке наряду с Германом Оберстом (Hermann Oberth), Ойгеном Зенгером (Eugen Sänger), Максом Валье, Фридрихом Шмидлем (Friedrich Schmiedl), Германом Поточником (псевдоним Ноордунг; Hermann Potocnik [Pseud. Noordung]) и Францем фон Хеффтом (Franz von Hoefft) принадлежал к родившимся в Австро-Венгрии исследователям, благодаря которым бывшая дунайская монархии стала одним из мест рождения идеи космонавтики.

Гвидо фон Пирке родился 30 марта 1880 года. Он был пятым сыном барона Петера Цено Пирке фон Кесенатико (Peter Zeno Freiherr Pirquet von Cesenatico) – владельца замка Хиршштеттен (Hirschstetten), расположенного в нижней Австрии (ныне федеральная земля Вена). Его отец был дипломатом, депутатом земельного и имперского парламентов и членом правления различных промышленных фирм. Среди сыновей барона Петера фон Пирке следует особо упомянуть Клеменса фон Пирке (Clemens von Pirquet) – врача, университетского профессора, известного всему миру своими открытиями в области медицины.

Детство Гвидо фон Пирке прошло в имении родителей, где он получил домашнее образование. После посещения реальной школы в Вене он с 1898 по 1902 годы учился в венском политехническом институте (Technischen Hochschule Wien) и изучал машиностроение в Граце. Затем в 1902-1903 годах Гвидо фон Пирке добровольцем прослужил в военном флоте Австро-Венгрии. Далее в качестве частного лица помимо управления семейными земельными владениями Гвидо фон Пирке занимался научными исследованиями и техническими разработками.

барон Гвидо фон Пирке (1880-1966). Снимок датирован примерно 1928 годом

барон Гвидо фон Пирке (1880-1966). Снимок датирован примерно 1928 годом

Сначала он занимался вулканологией и метеорологией, а затем антропологией, зоологией и ботаникой. Как в естественнонаучной, так и в технической сфере его работы были очень продвинутыми. При этом в первую очередь следует отметить его научные исследования в области солнечной и волновой энергетике. В 1926 году Гвидо фон Пирке стал председателем технического Аттестационного комитета и вице-президентом Австрийского союза изобретателей. Он сам являлся автором нескольких патентов в основном имевших отношение к теплотехнике.

Однако всемирную известность Гвидо фон Пирке приобрел благодаря своим передовым работам в области космонавтики и ракетной техники. На данные исследования его вдохновил инженер Фухс (Ing. Fuchs), который работал в венском ракетном комитете и осенью 1926 года познакомил фон Пирке с его руководителем Францем фон Хеффтом. Выполненные Гвидо фон Пирке предварительные исследования в области баллистики, астромеханики, теплотехники и выхлопных сопел стали основой для основания им совместно с фон Хеффтом объединения Raketentechnik. Вскоре после этого он стал секретарем основанного совместно с фон Хеффтом осенью 1926 года в Вене «Научного Общества для исследования верхних слоёв атмосферы» (Wissenschaftlichen Gesellschaft für Höhenforschung).

5 июня 1927 года сообщалось в Бреслау обществом «Vereins für Raumschiffahrt e.V.» (Объединение космонавтики) был основан журнал «Die Rakete». Данный журнал стал площадкой, на которой могли высказаться исследователи космоса и широкий круг специалистов. В 1928 году в журнале «Die Rakete» Гвидо фон Пирке в серии статей «Маршруты» (Fahrtrouten) представил результаты своих исследований в области аэродинамики, принесших автору заслуженное признание [1]. В данной серии статей Гвидо фон Пирке с помощью расчетов показал, что при использовании внеземной (космической) станции возможен полет к Луне и другим планетам солнечной системы. Гвидо фон Пирке доказал, что полеты в космическом пространстве станут легче, если построить околоземную космическую станцию. Данный вывод фон Пируке назвал «космический парадокс» (Kosmonautische Paradoxon). До конца пятидесятых годов XX века данный парадокс играл выдающуюся роль в теории космических полетов, и свое практическое применение нашел в ходе реализации программы Apollo. Наверняка в будущем «космический парадокс» вновь найдет практическое применение.

В 1928 году Вилли Лей (Willy Ley) издал книгу «Возможность космических полетов» (Die Möglichkeit der Weltraumfahrt), в которой помимо материалов Лея, Дебуса (Debus), Оберта (Oberth), Хеффта, Хофманна, Зенгера была и статья Гвидо фон Пирке «Непроходимые пути в реализации полетов в космическом пространстве» (Die ungangbaren Wege zur Realisierung der Weltraumschiffahrt) [2]. В своем материале фон Пирке с гораздо большей ясностью, чем Оберт, работавший в те годы в данной области, указал на важность работ в области гиперскоростей.

спроектированная Гвидо фон Пирке эллиптическая траектория полета к Венере, позволявшая значительно сократить время полета в сравнении с траекторией, предложенной Вальтером Хофманном. Примерно тридцать лет спустя по этой траектории летела советская станция «Венера-1» (старт 12 февраля 1961 года); рисунок из журнала «Die Rakete» 7/1928

спроектированная Гвидо фон Пирке эллиптическая траектория полета к Венере, позволявшая значительно сократить время полета в сравнении с траекторией, предложенной Вальтером Хофманном. Примерно тридцать лет спустя по этой траектории летела советская станция «Венера-1» (старт 12 февраля 1961 года); рисунок из журнала «Die Rakete» 7/1928

В 1929 году в журнале «Maschinenkonstrukteur» [3, 4] появились две небольшие, но, тем не менее, важные статьи Гвидо фон Пирке.

В марте 1931 года фон Пирке вместе с инженером Рудольфом Цверина (Rudolf Zwerina) основали Австрийский союз ракетной техники (Österreichische Gesellschaft für Raketentechnik), прекратив тем самым существование ранее основанного ранее Научного Общества для исследования верхних слоёв атмосферы [5]. Гвидо фон Пирке стал вице-президентом этого сообщества.

Помимо стремления исследователя углубляться в проблематику темы Гвиде фон Пирке постоянно испытывал желание раздвинуть горизонты. Так в 1930-32 годах в возрасте 51 год он в течение двух семестров в венском политехническом институте прослушал лекции по физической химии и математике, а в возрасте 73-х лет изучал древнюю историю первобытного общества и историю естественных наук (1953-56 годы).

Из-за своего восхищения космическими полетами Гвидо фон Пирке постоянно подвергался критике. Так он еще в 1933 году в своем предисловии к книге Вернера Брюгеля (Werner Brügel) «Люди ракет» (Männer der Rakete) он отметил:

«Вне всякого сомнения, вопросы космонавтики и ракетостроения принадлежат к самым сложным проблемам современной техники. Несмотря на это я отношусь к тем, кто считает космонавтику самой важной технической проблемой нашего времени».

Далее Гвидо фон Пирке продолжал:

«Впрочем, перспективы стратосферных ракет выглядят очень благоприятными и я считаю, что возможность появления следующих ступеней развития космической техники (ракеты дальнего радиуса действия и внеземные космические станции) перед реализацией стратосферных ракет я считаю преждевременным и бесполезным» [7].

Одним из интереснейших вкладов Гвидо фон Пирке в космонавтику – в сравнении с уже упомянутыми его работами – является статья «Метеоры и космический полет» (Meteors and Space-Travel), опубликованная в июльском 1950 года выпуске журнала Британского межпланетного общества (Journal of the British Interplanetary Society) [11]. В этой работе он указывал на опасность для ракет со стороны метеоритов при попытке полета к другой звездной системе. Свой последний большой вклад в теорию космических полетов Гвидо фон Пирке сделал в возрасте 71 год, опубликовав в Лондоне реферат для международного астрономического конгресса [12].

24 ноября 1956 года за заслуги в исследованиях в области космонавтики Гвидо фон Пирке в Штуттгарте был награжден доктором Ойгеном Зенгером медалью Германа Оберта. Далее последовал еще ряд признаний его заслуг: в 1960 году фон Пирке был награжден Почетным крестом за достижения в области науки и искусства I класса (Ehrenkreuz für Wissenschaft und Kunst I. Klasse), в 1965 году венский политехнический институт наградил его медалью Прехтля (Prechtl-Medaille) и в 1965 году стал почетным членом расположенной в Париже международной академии астронавтики. По представлению австрийской академии наук его именем был назван кратер на обратной стороне Луны. Помимо этого в 1948 году Гвидо фон Пирке стал почетным членом Немецкого общества ракетной техники и космонавтики (Deutschen Gesellschaft für Raketentechnik und Raumfahrt e.V.), в 1949 году – почетным членом британского межпланетного общества (British Interplanetary Society) и в 1951 году почетным председателем Австрийского общества исследования вселенной (Österreichischen Gesellschaft für Weltraumforschung).

Гвидо фон Пирке умер 17 апреля 1966 года в Вене в возрасте 86 лет. Его последним пристанищем стало кладбище Пфаррхоф (Pfarrhof) в Хиршштеттене. Заслуги Гвидо фон Пирке в области исследований космонавтики, которые он совершил как первопроходец, никогда не будут забыты.

Основные работы Гвидо фон Пирке, посвященные теории космонавтики:

[1] Fahrtrouten (11 Teile). In: Die Rakete, Breslau, Mai 1928 bis April 1929
[2] Die ungangbaren Wege zur Realisierung der Weltraumschiffahrt. In: Willy Ley (Hrsg.): Die Möglichkeit der Weltraumfahrt. Leipzig 1928, S. 284-323
[3] Thermodynamik der Rakete. In: Maschinenkonstrukteur, Leipzig 8/1929, S. 180-182
[4] I. Beweis der Übereinstimmung der vorliegenden Raketentheorie mit dem Energiegesetz. II. Replik… In: Maschinenkonstrukteur, Leipzig 14/ 1929, S. 321-326
[5] Einführung in die Probleme der Weltraumfahrt. In: Flug, Wien 4/1931, S. 7f. (cf. S. 13 f.)
[6] Über den Wirkungsgrad des Raketenantriebs. In: Raketenflug, Berlin 6/1932, S. 2-4, und 7/1932, S. 5-7
[7] Ingenieur Guido von Pirquet (Autobiographie). In: Werner Brügel (Hrsg.): Männer der Rakete. Leipzig 1933, S. 57-78
[8] Zur Frage der Durchführbarkeit der Raumschifffahrt mit den Mitteln der heutigen Technik (5 Teile). In: Das neue Fahrzeug, Berlin, 3/1934, S. 22 f.; 4-5/1934, S. 30 f.; 1/1935, S. 3-5; 3/1935, S. 21 f.; 1/1936, S. 5-7
[9] Vergleichstabelle diverser Energiewerte. In: Weltraum, Köln 3-4/1939, S. 40-48
[10] Die Außenstation, das Sprungbrett ins Weltall. In: Weltraumfahrt — Utopie? Wien 1948
[11] Meteors and Space-Travel. In: Journal of the British Interplanetary Society, London Vol. 9, 4/ 1950
[12] Die Gründung der Außenstation (Vortrag vor dem 2. Int. Astronaut. Kongreß, London 1951). In: Natur und Technik, Wien 2/1952 (gekürzt wiedergegeben)
[13] Zur Nomenklatur der Gewichtswerte von Stufenraketen (Vortrag vor dem 5. Int. Astronaut. Kongreß, Innsbruck 1954). In: Bericht über den V. lAF-Kongreß. Wien und Innsbruck 1955, S. 162-167

Фотографии: архив Ингенхаага

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
barbarossa
18.01.2013 10:55

Главная схватка в будущем для
Главная схватка в будущем для Америки, это схватка с самой собой.И она ее вполне может проиграть. Чтобы сохранить жизнь, ей надо будет измениться, стать совсем другой. В идеале хорошо бы ей » отъехать » в 50е годы, и попробовать все сначала.Не ошибаясь фатально .На этот раз .

земляк
земляк
18.01.2013 23:41
Ответить на  barbarossa

 Главная схватка в будущем

 Главная схватка в будущем для Америки, это схватка с самой собой

Золотые слова.

Avery
Avery
20.01.2013 00:42
Ответить на  земляк

Может и золотые, но нет

Может и золотые, но нет никаких точных данных о предпосылках к такой внутренней схватке.

В сравнении с нами, так просто всё спокойно. большая часть населения политкиой совсем не озабочены.

Анонимно
Анонимно
18.01.2013 11:55

Захват мирового господства,

Захват мирового господства, согласно всем геополитическим представлениям может быть осуществлен только в единственном случае — если будет установлен контроль над «хартлэндом», то есть, над Россией.

Унылые стенания на тему "Россия — пуп земли". Устарело. Для США куда как более опасен Китай, который развивается бешеными темпами.

И все геополитические маневры США последнее время — сближение с Австралией, развертывание военно-морской инфраструктуры в Тихом Океане — направлены уж явно не против России… 

Анонимно
Анонимно
18.01.2013 11:59

 Попросту говоря:
— нашу

 Попросту говоря:

— нашу "элиту" очень обидел "закон Магнитского". А еще больше их напугало то, что по опросам, больше половины россиян поддерживают введение этого закона американцами (ясно показывает. каково доверие русского народа к правящим зажранцам)

Посему "элите" срочно нужно блеснуть поцреотизмом, настропалить народ против США… а в это время "пламенные патриоты" из госдумы будут униженно упрашивать Вашингтон пожалеть их, дураков, и не закрывать возможность драпануть из России.

putnik -ost
18.01.2013 13:23
Ответить на  Анонимно

Fonzeppelin пишет:
 .. а в

[quote=Fonzeppelin]

 .. а в это время "пламенные патриоты" из госдумы будут униженно упрашивать Вашингтон пожалеть их, дураков, и не закрывать возможность драпануть из России.

[/quote]

а чего драпануть-то, здесь они присосались — за уши не оттянешь. А мудрый нарот глубомысленно покачивет головой — к этим-то мы привыкли, мы вообще привычные, а новые то ещё неизвестно какие будут. И нет того что бы и тех и других в родное стойло определить. Они вообще-то очень не смелые, боятся они, ведь ни милиция ни тем более армия их защищать не будет. Только на доверии народа держатся.

NF
NF
18.01.2013 12:58

«Только Россия обладает тем

"Только Россия обладает тем научным, военным и духовным потенциалом, который способен консолидировать все остальные народы на противостояние этой модели, навязываемой человечеству. Поэтому условием строительства мирового государства «золотого миллиарда» для Запада является уничтожение России. Это первая и самая страшная геополитическая угроза для России."

 

Потенциал когда то действительно был. Не такой конечное чтобы аж консолидировать все народы поскольку эти самые все народы к России относятся не  очень. Все остальные народы сразу вспоминают то,как обошлись со своими бывшими союзниками руководители СССР после распада оного. И после этого найдутся желающие консолидироваться? Есть конечное сумашедшие или как минимум  любители носить розовые очки. Но они не играют ни какой существенной роли за рубежом. Снова Западу срочно необходимо уничтожить Россию. А зачем спрашивается её именно уничтожать из вне,если собственные российские власти не плохо это делают своими руками? По крайней мере  пока дела обстоят именно так. И в данный момент не видно существенных сдвигов. Речей с пламенными призывами с трибун льётся не меряно.Но одинми даже супер пламенными речами страну не развить .

Автор статьи действиетльно запамятовал как то про Китай. Подумаешь китаёзы какие то. Мемочь пузатая .

san8887
18.01.2013 13:05

 Та фигня какая то.
 Западу

 Та фигня какая то.

 Западу как раз не выгодно уничтожать Россию т.к. дальний восток и сибирью автоматичски отойдут к Китаю(урвут свой кусок) которыйй таким образом обзаведетса уймой ресурсов что очень сильно поможет Китаю стать следущим мировым гегемоном (а США нафиг не нужно такое развитие событий. Я даже не исключаю если вдруг Китай решитса так отяпать ДВ, то США с большой долей вероятности станет на сторону России. С другой стороны в случаи прямой войны США с Китаем Россию можно будет исопльзовать хотя бы заручитса ее нейтралитетом и прекратить поставки ресурсов в Китай (это как минимум), а максимом втянуть в войну на стороне США. ИМХО

Andriuha077
18.01.2013 13:46
Ответить на  san8887

Запад с радостью преподнесёт

Запад с радостью преподнесёт ДВ Китаю, чтобы возобновить гегемонию Запада над Китаем, погрязшем в неожиданно привалившей территории. Тем самым Запад надолго отодвинет Китай от недавно якобы замаячивших для Китая мировых амбиций.

san8887
19.01.2013 06:09
Ответить на  Andriuha077

Очень напоминает что когда то

Очень напоминает что когда то давно Запад скормил Гитлеру пол-Европы и шо? Все равно он цапнул их. А тут Киатй почуствует свою независимость по ресурсам и начнет давит на остальные старны утверждая свой статус супердержавы. Как то так. 

NF
NF
18.01.2013 18:49
Ответить на  Andriuha077

Ну да. Погрязнут китайцы в

Ну да. Погрязнут китайцы в нашем" болоте"в котором они уже ориентируются очень даже не плохо и их влияние в тех регионах увеличивается  всё больше и больше. С каких это пор значительная подпитка столь мощными ресурсами страны бурно развивающейся и остро нуждаёщейся в этих самых ресурсах создавала такой стране проблеммы ?На сколько мне известно всё обычно происходило с точностью до на оборот .

youROKer
18.01.2013 16:24
Ответить на  Andriuha077

Почти незаселённая

Почти незаселённая территория, с уже подготовленной инфраструктурой по добыче полезных ископаемых + чрезвычайно мощный людской потенциал Китая. Да они, если им дать — сожрут ДВ и не поморщатся. Никакого замедления не будет. Так что США, пока в своём уме — никогда не даст ДВ Китаю.

 

Andriuha077
18.01.2013 16:31
Ответить на  youROKer

Версия распространённая, но

Версия распространённая, но не учитывает процесс освоения захваченной территории и главное — направление развития китайской экономики.

youROKer
18.01.2013 16:36
Ответить на  Andriuha077

На каком уровне освоение? Что

На каком уровне освоение? Что бы начать ресурсы — да почти уже всё готово. Человеческий — уже сейчас китайцы на ДВ потихоньку начинают доминировать. Так что особых проблем для освоения ДВ у Китая нет.

И именно поэтому в 91 -93 американцы и не подтолкнули РСФСР (или РФ) к дальнейшему распаду — хотя могли и не раз. Слабая в политическом плане и ориентированная на США Россия США выгоднее чем Китай с ДВ (даже с учётом незначительного замедления роста).

 

Andriuha077
18.01.2013 16:47
Ответить на  youROKer

Вот они и будут стараться

Вот они и будут стараться доминировать постепенно, без одномоментного военного вмешательства, как того хотелось бы Западу. Впрочем, вполне возможны локальные военные передвижения китайских войск по территории России, которые произойдут под прикрытием "сотрудничества" и развития во "взаимном" освоении Китаем Российских земель. Надо полистать официальные кремлёвские сводки.

Adamov
18.01.2013 13:43

Только Россия обладает тем

Только Россия обладает тем научным, военным и духовным потенциалом, который способен консолидировать все остальные народы на противостояние

Интересно, что думают "все остальные народы" о такой перспективе?

 

putnik -ost
18.01.2013 16:10
Ответить на  Adamov

Adamov пишет:
Интересно, что

[quote=Adamov]

Интересно, что думают "все остальные народы" о такой перспективе?

[/quote]

остальные народы ничего про это не думают, потому что ничего про это не знают.

ИМХО — полагаю, что народы Европы очень постараются чтобы теперешнее посконно-летаргическое  состояние Mother Russia продлилось как можно дольше, в идеале — вечно. Как ни странно для самих росиянов это то же внекотором смысле — благо. Прагматично-вороватая элита не будет гонять населения на верную погибель во всякие померании, аустерлицы, швейцарии.  Житьё будет не голодное и относительно спокойное. Чего ещё надо-то?

Андрей
Редактор
18.01.2013 13:51

Осспадя, какой

Осспадя, какой бред…

Особенно вот это

Последний российский танк Т-90 я назвал бы основным танком индийской армии, потому что у нас их всего 90.

Их вообще-то  500

И вот это

В качестве иллюстрации: пилот американской авиации имеет налет 150-200 часов, а наш — 15-20 часов.

Налет в 15-20 часов…ну, может середина 90-х  начиная где-то с 2005-2006 — порядка 70, сейчас — под сотню, у ДА — еще выше. Да, в штатах под 200 ЕМНИП только палубники летают. И учет времени по разному ведется.

Самолёт Су-34 или Су-32 (называют разные варианты) — это машина, которая прошла полетные испытания и принята на вооружение в 1989 году.

Идиотизм. Первый предсерийный экземпляр Су-34 взлетел в 1993 г. А на вооружение он между прочим до сих пор не принят, хотя в войска активно поставляется

К 2015 году мы вряд ли будем иметь более 150 ракет. Возможно, у нас был план, что мы будем иметь ещё сотню морской «Булавы», но нет никаких надежд на её создание.

Ну что сказать? ЭКСПЕРТ!

Хома Брут
18.01.2013 14:20

 Игорь, не стоит свои сладкие

 Игорь, не стоит свои сладкие мечты прикрывать именами Ивашова и Сивкова.  Они Вам не подельщики и не единомышленники.

byakin
Редактор
18.01.2013 14:27
Ответить на  Хома Брут

Хома Брут пишет:
 Игорь, не

[quote=Хома Брут]

 Игорь, не стоит свои сладкие мечты прикрывать именами Ивашова и Сивкова.  Они Вам не подельщики и не единомышленники.

[/quote]

мне кажется, что намечается очередной кандидат на пародию

Анонимно
Анонимно
18.01.2013 14:25

Налет в 15-20 часов…ну,

Налет в 15-20 часов…ну, может середина 90-х  начиная где-то с 2005-2006 — порядка 70, сейчас — под сотню, у ДА — еще выше. Да, в штатах под 200 ЕМНИП только палубники летают. И учет времени по разному ведется.

Ну вот тут, по правде говоря, я все же считаю, что опыт американских летчиков выше. Кроме того, они прозаически больше участвуют в настоящих войнах, а не только в учениях. А наши пилоты последний раз участвовали в настоящем воздушном бою… по-моему еще в 1970-ых, нет?

Андрей
Редактор
18.01.2013 20:41
Ответить на  Анонимно

Ну вот тут, по правде говоря,

Ну вот тут, по правде говоря, я все же считаю, что опыт американских летчиков выше.

Выше, но не на порядки

Кроме того, они прозаически больше участвуют в настоящих войнах, а не только в учениях. А наши пилоты последний раз участвовали в настоящем воздушном бою… по-моему еще в 1970-ых, нет?

Последний раз — 08.08.08

Хома Брут
18.01.2013 18:48
Ответить на  Анонимно

 Если говорить о фактах, без

 Если говорить о фактах, без учёта масштаба, то последние воздушные бои были проведены в начале 80-х в Афганистане с Пакистанскими ВВС.

Анонимно
Анонимно
18.01.2013 17:41

Вот они и будут стараться

Вот они и будут стараться доминировать постепенно, без одномоментного военного вмешательства, как того хотелось бы Западу.

Стараться-то будут — даст ли им запад?

Альтернативная История
Logo
Register New Account