Первый рык «дальневосточных тигров»

16
Первый рык «дальневосточных тигров»

Первый рык «дальневосточных тигров»

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

К 1890-м годам и Япония, и Китай столкнулись с экспансией великих держав и начали модернизацию по европейскому образцу. Эта модернизация, а также геополитическое соперничество двух сильнейших азиатских стран привели к военному конфликту 1894–1895 годов. Важным элементом разгоревшегося противостояния стала борьба на море.

Наличие в Японии централизованной власти давало возможность проводить модернизацию быстро и эффективно, а давние военные традиции позволили создать мощную современную армию. Китай же представлял собой бюрократическую страну, где военная служба не пользовалась уважением — это объяснялось долгим мирным периодом, какого не знало ни одно европейское государство. Последние десятилетия правления династии Цин ознаменовались сильнейшей децентрализацией страны — наместники провинций сделались полновластными диктаторами в своих владениях, каждый из них обладал собственным войском и не был заинтересован в усилении императорской армии.

Неудивительно, что заслуга создания китайского парового броненосного флота принадлежала не правительству императрицы Цыси, а Ли Хунчжану — наместнику столичной провинции Чжили. Он не занимал должностей в правительстве, но в последние годы XIX века ведал внешней политикой государства.

Ли Хунчжан, фото 1896 года. Mrs. Archibald Little. Li Hung-Chang: His Life and Times. London: Cassell & Company (1903)

Ли Хунчжан, фото 1896 года. Mrs. Archibald Little. Li Hung-Chang: His Life and Times. London: Cassell & Company (1903)

Создание современного флота Ли Хунчжан начал ещё в 1870-е годы. Этот флот получил название «Бэйянского» — Бэйян было общим названием приморской части северных провинций Китая (Чжили, Фэнтянь и Шаньдун). В отличие от Японии, в которой сразу после реставрации Мэйдзи морские силы отдельных княжеств были слиты в единый императорский флот, в Китае изначально создавался флот одной из провинций, едва ли не частный. Кроме него в Китае существовали более старые флотилии — Шанхайская, Фучжоуская, Кантонская.

В остальном политика строительства флотов Китая и Японии была весьма схожа. Обе страны первоначально не имели своей судостроительной промышленности и были вынуждены заказывать корабли за границей, выбирая самые умеренные по размеру и небольшие по цене. В 1880-е годы и в Китае, и в Японии началось создание своей артиллерийской и судостроительной промышленности. Первым японским стальным кораблём стал безбронный крейсер «Такао» полным водоизмещением 1927 т, построенный на верфи в Йокосуке и вступивший в строй в ноябре 1889 года. Китайцы несколько опередили японцев — их стальная броненосная канонерка «Бин-Юань» (иногда именуемая броненосным крейсером) полным водоизмещением в 2640 т, построенная на верфи в Фучжоу, вступила в строй на семь месяцев раньше. В 1893 году в арсенале Цзяннаня началось производство стальных 120-мм орудий системы Круппа — увы, уже устаревшей конструкции (с клиновым затвором).

Броненосная канонерская лодка «Бин-Юань». Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою

Броненосная канонерская лодка «Бин-Юань». Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою

Япония и Китай были единственными странами за пределами Европы, сумевшими создать своё военное судостроение. Даже относительно богатые Чили, Бразилия и Аргентина заказывали боевые корабли (вплоть до дредноутов) в Европе. В то время дешёвый корабль не значило плохой: на рубеже 1880-х и 1890-х годов стало ясно, что корабли, строящиеся частными верфями Европы для небогатых стран, вполне боеспособны, универсальны и оптимально сбалансированы по критерию стоимость/эффективность.

Здесь проявилось различие между японским и китайским подходами к компоновке флота. Японцы заказывали в первую очередь крейсера — корабли для манёвренной войны в открытом море. Их основным поставщиком стала Англия, чьи суда издавна славились мореходностью. Китай же сделал ставку на броненосные корабли и суда береговой обороны — хорошо защищённые, с немногочисленной артиллерией крупного калибра, но тихоходные и не предназначенные для активной борьбы за море. Судя по всему, Ли Хунчжан вполне осознавал недостатки своих моряков (низкая дисциплина, отсутствие инициативы, неумение быстро принимать решения) и пытался компенсировать их «игрой от обороны».

С начала 1880-х годов Ли предпочитал заказывать корабли в Германии, именно там были построены два самых крупных китайских корабля — броненосцы «Дин-Юань» и «Чжень-Юань». Они вступили в строй в 1883–1884 годах, их полное водоизмещение составляло 7760 т, а скорость достигала 14,5 узлов. Корабли имели мощное бронирование: пояс по цитадели толщиной до 356 мм и 76-мм палубу. 305-мм орудия располагались в двух броневых башнях, расположенных диагонально и вплотную друг к другу — так, чтобы все четыре могли вести огонь прямо по курсу. В целом это были мощные и хорошо защищённые корабли. Их единственным недостатком стала нехватка артиллерии среднего калибра — всего по две 152-мм пушки в концевых одноорудийных башнях.

Самыми мощными кораблями японского флота стали бронепалубные крейсера «Ицукусима», «Мацусима» и «Хасидате», воплотившие идеи итальянского конструктора Бенедетто Брина и представлявшие собой своеобразный «составной линкор». При нормальном водоизмещении в 4270 т и скорости всего 16,5 узлов каждый из них нёс по одному огромному 320-мм орудию, причём у «Мацусимы» оно было направлено не вперёд, а назад. Кроме того, корабли имели по одиннадцать 120-мм орудий системы Канэ и защищались 37-мм палубой. Первые два крейсера строились во Франции, а «Хасидате» — в Японии. Главным недостатком этих кораблей являлась крайне низкая скорострельность орудий главного калибра — по некоторым сведениям, на практике они стреляли раз в полчаса.

Бронепалубный крейсер «Хасидате». А.А. Белов. Крейсера типа «Мацусима». 1888–1926 гг. Самара, «Истфлот», 2005

Бронепалубный крейсер «Хасидате». А.А. Белов. Крейсера типа «Мацусима». 1888–1926 гг. Самара, «Истфлот», 2005

Важным преимуществом японских кораблей стало именно наличие так называемых «скорострельных» 120- и 152-мм орудий системы Канэ с поршневым затвором и унитарным заряжанием, появившихся в начале 1890-х годов. Китайские корабли несли орудия более старых систем с клиновым затвором и раздельным заряжанием: их скорострельность на практике составляла один выстрел в минуту для 120-мм пушек, и выстрел в три минуты для 150-мм пушек. В то же время японские 120- и 152-мм орудия давали на практике два выстрела в минуту при теоретической скорострельности четыре выстрела в минуту и даже больше. В последующих боях такое неравенство в количестве выпускаемого металла проявилось особенно ярко.

Оценка боевых качеств китайского флота

Неверно считать китайских моряков конца XIX века исключительно плохими. Британский журналист и историк Герберт Ригли Вильсон в своей книге «Броненосцы в бою» высокомерно заявлял: «К Китаю мы можем почувствовать одно лишь презрение», но даже он признавал, что «китайские матросы при необходимости проявляли хладнокровие и храбрость». Отбор во флот в Китае с 1880-х годов вёлся куда более тщательно, чем в армию — сюда не брали судимых и неграмотных, новобранцам требовалась рекомендация от односельчан. Сравнение действий китайских моряков, к примеру, с действиями турецких моряков в ходе Балканских войн даёт неожиданный результат: китайцы сражались гораздо упорнее, не боясь сближаться с противником, их артиллерия стреляла гораздо лучше, чем османская.

Состояние китайских кораблей вызывало множество нареканий у иностранцев, но в боевой обстановке они не испытывали тех проблем с машинами, какие регулярно преследовали турецкие броненосцы и крейсера. Китайцам не повезло, что на море они столкнулись именно с энергичными японцами — в полном смысле «британцами Востока».

Главная проблема китайского флота состояла в отсутствии опытных офицеров, поэтому Ли был вынужден нанимать военных советников из Англии, Германии и Франции. Безусловно, большинство этих советников честно выполняли свою работу, но часто они относились к китайцам так же, как и Вильсон, писавший, что китайская армия «была сборищем грязных варваров, тактика которых состояла из кривлянья и сладострастной музыки».

В 1875 году Ли Хунчжан назначил командовать Бэйянским флотом Дин Жучана — генерала, ранее воевавшего на стороне тайпинов, а затем против них. Дин проявил себя хорошим организатором и администратором — он курировал заказ кораблей за границей, именно благодаря ему были созданы военно-морские базы в Вэй-хай-Вэе, Люйшунь-коу и Далянь-ване, а также мощные и современные системы береговой обороны. Его ближайшим помощником и советником стал английский коммодор Уильям Ланг, впоследствии положительно отзывавшийся о Дине и его флоте.

Главным недостатком командующего китайским флотом стала всё та же нерешительность и медлительность в боевой обстановке. Вдобавок он был политическим назначенцем и происходил не из маньчжуров, что сыграло отрицательную роль в ходе японо-китайской войны. Противники Ли Хунчжана в цинской администрации под разными предлогами начали требовать смещения Дина, а флот стал получать противоречивые приказы, сказавшиеся на его действиях.

Театр японо-китайской войны 1894–1895 годов. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Театр японо-китайской войны 1894–1895 годов. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Японский флот выходит в море

«Яблоком раздора» между Китаем и Японией стала Корея — государство, традиционно входившее в китайскую сферу влияния. По Тяньцзиньскому договору 1885 года обе стороны взаимно признавали право друг друга вводить в Корею войска для «подавления беспорядков». Летом 1894 года, воспользовавшись такими беспорядками, Япония и Китай высадили в Корее свои войска. К двадцатым числам июля здесь находились 3000 китайских солдат генерала Нэ Шичана, тогда как японцы сумели сосредоточить 9000 бойцов — 9-ю бригаду генерала Осимы и части морской пехоты.

23 июля японские солдаты заняли королевский дворец в Сеуле и арестовали королеву Мин. После этого в корейской столице было создано марионеточное прояпонское правительство регента Ли Ха Ына, обратившееся к Японии с просьбой удалить китайские войска из Кореи.

Одновременно с переворотом в Сеуле из Сасебо к берегам Кореи вышел японский флот под командованием адмирала Ито Сукэюки. По дороге от него отделился и направился вперёд «Летучий отряд» контр-адмирала Цубои Кодзо — быстроходные крейсера «Ёсино» (флагман), «Нанива» и «Акицусима».

Первый из этих кораблей, вступивший в строй в сентябре 1893 года, являлся лучшим и новейшим представителем класса «эльсвикских» крейсеров. При полном водоизмещении 5150 т он развивал скорость до 23 узлов, нёс четыре 152-мм и восемь 120-мм орудий, имел 51-мм палубу и 114-мм скосы — то есть по защите приближался к броненосному крейсеру. «Нанива» (как и однотипный «Такатихо») при водоизмещении 4150 т имел палубу на скосах до 76 мм и скорость 18 узлов; главным недостатком этих кораблей была нескорострельная, хотя и мощная артиллерия: два 260-мм и шесть 150-мм орудий. «Акицусима», построенный в Японии, считался неудачным и маломореходным кораблём, но даже он при нормальном водоизмещении 3100 т развивал скорость до 19 узлов и нёс скорострельную артиллерию: четыре 152-мм и шесть 120-мм орудий.

«Нанива» открывает огонь

Утром 25 июля «Летучий отряд» прибыл к бухте Асан, расположенной в 30 милях к югу от гавани Чемульпо. Здесь возле острова Нэдо (Найто) с пароходов «Ирэн» (в китайской транскрипции — «Айжэнь») и «Фэйцзин» высаживалось подкрепление, с запозданием направленное генералу Нэ Шичану. Высадку охранял отряд китайских кораблей — бронепалубный крейсер «Цзы-Юань» под командованием капитана Фан Боцяна и торпедная канонерская лодка «Гуан-И» капитана Линь Госяна. Тут же находилось небольшое авизо «Цзянь-Чжен» (мобилизованный коммерческий пароход). Учебный крейсер «Вэй-Юань» накануне был отправлен в Вэй-хай-Вэй с донесением о перевороте в Сеуле.

Китайский бронепалубный крейсер «Цзы-Юань». Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою

Китайский бронепалубный крейсер «Цзы-Юань». Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою

Построенный в Германии «Цзы-Юань» при нормальном водоизмещении 2300 т и скорости в 15 узлов нёс весьма странное вооружение: два 210-мм орудия в носовом барбете, прикрытом лёгким броневым колпаком, и одно 150-мм орудие в башне на корме. Фактически это была большая канонерка с 76-мм броневой палубой. Торпедная канонерка «Гуан-И» (иногда именуемая минным крейсером) была построена в 1892 году в Фучжоу, имела водоизмещение 1335 т, 25-мм палубу, три 120-мм скорострельных орудия и четыре 380-мм неподвижных торпедных аппарата.

Корабли Фан Боцяна неизмеримо уступали отряду адмирала Цубои, поэтому в японский рассказ о том, что китайцы напали первыми, не поверил никто. Китайцы попытались выйти из бухты, чтобы не оказаться в ловушке; по другим данным, капитан Фан не знал о подходе японцев и собирался встречать шедший к Асану третий пароход с войсками.

Так или иначе, в половине восьмого утра «Цзы-Юань» обогнул остров Пхун-до и вышел на главный фарватер (Ист-Ченнел), идущий от Чемульпо на юго-запад, в открытое море. Здесь он увидел перед собой японские корабли. Первым шёл крейсер «Нанива» под командованием капитана 1-го ранга Хэйхатиро Того — будущего адмирала. Около 7:40, когда корабли сблизились, «Нанива» резко развернулся влево и в 7:43 дал по «Цзы-Юаню» предупредительный холостой выстрел, а в 7:45 открыл огонь всем бортом. В этот момент между кораблями было не более 3 каб. Следом заговорили пушки «Ёсино». Война не была объявлена, в Японию ещё не поступило даже официальное обращение от марионеточного правительства в Сеуле, поэтому данный акт являлся чистой воды морским разбоем.

Японский бронепалубный крейсер «Нанива». forums.airbase.ru

Японский бронепалубный крейсер «Нанива». forums.airbase.ru

Первые же японские залпы попали в цель. Один из снарядов (считается, что с «Ёсино») угодил в боевую рубку и убил старшего офицера Шэнь Шоучана, остальные произвели ужасные разрушения на верхней палубе. Ещё один снаряд отскочил от броневой палубы и взорвался внутри барбета носовой 210-мм установки, выведя из строя одно из орудий. Вскоре в 51-мм крышу установки попал третий снаряд — его взрывом убило командира башни и шесть человек прислуги. Была перебита паровая магистраль рулевой машины, корабль потерял управление.

Судьба «Цзы-Юаня» была предрешена — с максимальной скоростью в 15 узлов он не имел ни единого шанса на побег и мог отстреливаться только из малокалиберных орудий. 150-мм кормовая башня осталась невредимой, но не могла стрелять из-за установленного по-походному ютового тента (быстро снять его оказалось невозможно). Через какое-то время капитан Фан приказал поднять белый флаг, и японцы прекратили огонь.

Участок западного побережья Корейского полуострова от Чемульпо до Асана на морской карте 1938 года. Цифрами обозначены: 1 — Чемульпо (Инчхон); 2 — бухта Асан; 3 — остров Найто; 4 — остров Пхун-до, 5 — остров Сопхарап (Уль-до); 6 — бухта Каролины. tsushima.su

Участок западного побережья Корейского полуострова от Чемульпо до Асана на морской карте 1938 года. Цифрами обозначены: 1 — Чемульпо (Инчхон); 2 — бухта Асан; 3 — остров Найто; 4 — остров Пхун-до, 5 — остров Сопхарап (Уль-до); 6 — бухта Каролины. tsushima.su

Шедшая следом канонерка «Гуан-И» отказалась сдаваться и открыла огонь по японским крейсерам. По ней тут же стал стрелять крейсер «Акицусима» (им командовал будущий адмирал Хиконодзё Камимура), вскоре к стрельбе присоединились «Нанива» и «Ёсино». В ответ «Гуан-И» смогла добиться попадания в «Наниву» одним 120-мм снарядом.

Позднее Фан Боцян докладывал, что видел, как в «Гуан-И» попало два снаряда, и она сильно накренилась. Понимая, что корабль уже не спасти, капитан Линь Госян повернул влево и выбросил его на берег в мелководном заливе западнее бухты Каролины (Карорим-ман) возле островов Сиппхаль-до.

Видимо, японцы хотели захватить оба корабля, поэтому были крайне раздосадованы таким манёвром Линь Госяна — иначе непонятно, почему они перенесли всё внимание на уже сидевшую на мели канонерку и начали расстреливать её. С «Гуан-Ши» успели сойти 80 уцелевших моряков, после чего она взорвалась от детонации боезапаса. Позднее команда канонерки вернулась в Вэй-хай-Вэй на иностранных судах, а после боя у Ялу Линь Госян был назначен командиром «Цзы-Юаня».

Пока японские корабли отвлеклись на «Гуан-И», на «Цзы-Юане» инженеру-механику немцу Густаву Гофману удалось перекрыть вентиль паровой магистрали, ведшей к рулевой машине, а затем заложить румпель-тали (запасное управление рулём). Броневая защита, которой китайцы уделяли так много внимания, показала свою эффективность: 76-мм карапасная бронепалуба пробита не была, корпус и машины повреждений не имели. Судя по всему, обстреливая «Гуан-И», японские корабли уклонились на юго-запад, и капитан Фан Боцян решил использовать свой шанс.

Канонерская лодка «Гуан-И», выбросившаяся на берег. tsushima.su

Канонерская лодка «Гуан-И», выбросившаяся на берег. tsushima.su

Японцы уверяли, что «Цзы-Юань» скрылся в тумане или даже в дыму от собственного пожара, но ни одно из прочих описаний боя никакого тумана не упоминает. В любом случае из-за маневрирования японских кораблей «Цзы-Юань» сумел удалиться от них, и попасть в него стало тяжело. В погоню за китайским крейсером бросился сам адмирал Цубои на «Ёсино».

Трагедия парохода «Гаошэн»

Тем временем с юго-запада на главном фарватере появился шедший в Асан из Дагу английский пароход «Гаошэн» водоизмещением 2134 т. Он принадлежал «Индокитайской пароходной компании» и был зафрахтован китайскими властями для перевозки войск. На судне находилось около 1200 солдат (два пехотных батальона), 12 полевых пушек и несколько европейских советников. Японцы имели информацию о выходе парохода от своей агентуры, но не знали, когда он должен прибыть к Асану.

Пароход «Гаошэн». tsushima.su

Пароход «Гаошэн». tsushima.su

Увидев «Цзы-Юань» и гнавшихся за ним японцев, сопровождавшая пароход старая композитная канонерка «Цао-Цзян» развернулась и тоже попыталась скрыться. За ней в погоню бросился «Акицусима». Оставшийся один крейсер «Нанива» сбавил ход и подошёл к английскому пароходу. В 9:15 Того сделал два предупредительных выстрела и сигналом потребовал остановиться, после чего на «Гаошэн» направили парламентёра с предложением сдаться. Английский капитан Томас Голсуорси согласился, но китайские солдаты отказались от капитуляции и препятствовали посадке европейцев в шлюпки.

Капитан Того семафором запросил у флагмана инструкций, но «Ёсино» уже ушёл далеко и не ответил. Не исключено, что адмирал Цубои специально избегал отдачи приказов, поскольку война ещё не была объявлена, и атака парохода, шедшего под британским флагом, являлась грубейшим нарушением морского права. Поэтому Цубои предпочёл «умыть руки» и предоставить грязную работу подчинённому.

Хэйхатиро Того во время стажировки в Англии. topwar.ru

Хэйхатиро Того во время стажировки в Англии. topwar.ru

Более трёх часов Того не решался ничего предпринять, рассчитывая, что китайцы всё-таки сдадутся. Но этого не случилось, иностранцы также остались на «Гаошэне» — они вряд ли могли поверить, что японцы начнут стрелять по британскому пароходу. Около часа дня Того наконец открыл огонь. Расстрелянный в упор «Гаошэн» затонул на мелководье у острова Сопхарап (современный Уль-до), на нём погибло около 800 человек. По свидетельствам спасшихся матросов «Гаошэна», данным в Тяньцзине в присутствии европейских консулов, японцы стреляли из ружей и револьверов по спасательным шлюпкам. Германская канонерка «Ильтис» подняла из воды 150 человек, французская «Лё Лион» — 43 человека, какое-то количество матросов и солдат спасли местные рыбаки и подошедший позже британский крейсер «Порпойз». Японцы подняли из воды только четырёх человек: капитана «Гаошэна» Томаса Голсуорси, его помощника Льюиса Тэмплина и двух филиппинцев — квартирмейстера Евангелисту и матроса Ориате. Затем Того увёл «Наниву» с места бойни.

Чудесное спасение «Цзы-Юаня»

Тем временем «Ёсино» уже настигал несчастный «Цзы-Юань». Год назад на ходовых испытаниях в Эльсвике «Ёсино» при искусственной тяге дал скорость в 23 узла — великолепный показатель по тем временам. Вдобавок японский крейсер был оснащён новейшим артиллерийским дальномером Барра и Струда, только что запущенным в производство.

Японский бронепалубный крейсер «Ёсино». Ships of the Imperial Japanese Navy. Ships of the World, 1995, No. 500

Японский бронепалубный крейсер «Ёсино». Ships of the Imperial Japanese Navy. Ships of the World, 1995, No. 500

Но японские артиллеристы не смогли эффективно воспользоваться новинкой, а японские кочегары и механики оказались слабее английских, да и качество угля было заметно хуже. Расстояние до «Цзы-Юаня» сокращалось медленно, а попадания в него были редки и не приносили видимого эффекта. К тому же, основная часть артиллерии японского крейсера была расположена побортно: огонь вперёд могли вести лишь три 152-мм орудия, постоянно дававшие перелёты и поражавшие лишь рангоут.

В то же время на «Цзы-Юане» наконец убрали ютовый тент и смогли открыть огонь из единственной кормовой 150-мм пушки: около 9 часов 150-мм снаряд попал в мачту «Ёсино» над мостиком, сбил гафель и повредил сам мостик. Лишь к половине десятого расстояние между крейсерами сократилось до 5 каб. Тут адмирал Цубои решил стрелять наверняка, развернув свой крейсер бортом, чтобы ввести в действие максимум артиллерии — четыре бортовых 120-мм орудия и кормовое 152-мм.

В этот момент китайцам опять удалось добиться как минимум одного попадания (механик Гофман сообщал, что в цель попало три снаряда из четырёх). Китайский снаряд пробил бронепалубу в центре корабля и влетел прямо в машинное отделение. Японцы утверждают, что он не взорвался (как и многие китайские снаряды) и лишь повредил динамо-машину, однако признают, что после попадания крейсер снизил ход. Китайцы заявляли, что на «Ёсино» были разбиты мостик и рулевая рубка, сбито за борт одно из орудий. Есть версия, что повреждение динамо-машины привело к отказу рулевого привода — «Ёсино» на какое-то время потерял управление.

Бой у острова Пхун-до 25 июля 1894 года. Реконструкция автора по морской карте 1884 года.

Бой у острова Пхун-до 25 июля 1894 года. Реконструкция автора по морской карте 1884 года.

В докладе командира крейсера Фан Боцяна наместнику Ли Хунчжану бой описан так:

«В «Цзы-Юань» попало 3–4 сотни снарядов, многие из них поразили мостик, дымовую трубу, рулевое управление и мачту, что привело к гибели 13 офицеров и матросов и ранению 27 человек. Однако карапасная палуба служила защитой и была поражена только одним снарядом. Машины не пострадали. На японских кораблях также было много убитых и раненых. … На нашем корабле были исправлены повреждения артиллерийской установки, и мы открыли беглый огонь из кормового орудия по преследующему нас японскому кораблю, поразив его в мостик, носовую часть и борт, он тут же изменил курс и бежал».

Так или иначе, адмирал Цубои прекратил погоню, тем более что «Ёсино» к тому времени израсходовал значительную часть боезапаса из носовых 152-мм погребов. «Акицусима» всё-таки догнал канонерку «Цао-Цзян» и заставил её спустить флаг; позднее она была переименована в «Сёке» и служила в японском флоте до 1904 года.

Утром 26 июля «Цзы-Юань» пришёл в Вэй-хай-Вэй, потеряв 13 убитыми и около 40 ранеными; на «Гуан-И» погибло 37 человек.

Канонерская лодка «Цао-Цзян». tsushima.su

Канонерская лодка «Цао-Цзян». tsushima.su

Итоги боя у Асана

Китайцы объявили бой своей победой, так как он принёс японцам огромные репутационные издержки, а масштаб победы не соответствовал подавляющему численному превосходству, помноженному на внезапность атаки. Потопление «Гаошэна» стало нарушением не только морского права, но и прав Великобритании. Начальник Китайской станции британского флота вице-адмирал сэр Эдмунд Фримантл требовал «возмещения оскорбления британского флага» и заявлял, что Британия «должна требовать немедленного отстранения от должности капитана «Нанивы» и её старшего офицера, а также их ареста». Но тут выяснилось, что Великобритания имеет с Японией особые отношения, которые позволяют простить даже преступление против британской собственности и британских граждан — впрочем, подавляющее большинство погибших моряков «Гаошэна» были китайцами и филиппинцами.

В последние дни июля в Сеуле произошёл ещё один инцидент: британский генеральный консул, гулявший по городу с женой и детьми, был задержан и оскорблён японским офицером. Командир находившегося в Чемульпо крейсера «Арчер» счёл разумным отправить в Сеул для защиты консульства вооружённую партию из тридцати человек под командованием лейтенанта Спенсера де Хорси, позже заменённую отрядом морских пехотинцев. Однако в дальнейшем Британия удовольствовалась извинениями, принесёнными японским правительством.

С «Гаошэном» же был найден ловкий выход. Несмотря на то, что 17 августа 1894 года морской суд при британском генеральном консульстве в Шанхае признал, что имело место нарушение морского права, позднее британские власти заявили, что на «Гаошэне» произошёл бунт. Таким образом выходило, что пароход был захвачен мятежниками, и японцы имели полное право потопить его.

Литература

      1. X. Вильсон. Броненосцы в бою. М.: Изографус, Эксмо, 2003
      2. Н. Л. Кладо. Военные действия на море во время японо-китайской войны. СПб., Типография Морского министерства, 1896
      3. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894-1895 гг. М.: Воениздат, 1939
      4. Д. Киселёв, А. Пастухов. Первые китайские броненосцы в бою. М.: Яуза, Эксмо, 2015
      5. С. Сулига. Корабли русско-японской войны. Выпуск 2. Японский флот. Якутск, 1995
      6. А. С. Павлов. Корабли китайского флота. Якутск, 1996
      7. С. О. Курбанов. Курс лекций по истории Кореи. С древности до конца ХХ века. СПбГУ, 2002
      8. Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть первая. ГШ ВМФ, 1959
      9. В. К. Витгефт. Японские и китайские флоты в последнюю китайско-японскую войну / «Бриз» 1995, №6
      10. H. Jentschura, D. Yung, P. Mickel. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945. Annapolis, Naval Institute Press, 1977
      11. Mrs. Archibald Little. Li Hung-Chang: His Life and Times. London: Cassell & Company, 1903
      12. http://tsushima.su

источник: https://warspot.ru/11954-pervyy-ryk-dalnevostochnyh-tigrov

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account