Пассажирские «Руслан» и «Мрия». Проект авиалайнера Ан-418. СССР
Не так давно я представлял вашему вниманию проект переделки легендарного транспортного самолёта Ил-76 в пассажирский авиалайнер. Оказывается, в СССР были и другие проекты и об одном из них пойдёт речь ниже.
В настоящее время самым большим в мире грузовым самолетом является Ан-124 «Руслан», разработанный в КБ «Антонова». В дальнейшем, на его базе был разработана еще более грузоподъемная версия Ан-225 для перевозки космического корабля «Буран», который был уничтожен в марте 2022 года во время боев за киевский аэропорт «Гостомель».
Естественно, что сразу после начала серийного выпуска Ан-124 «Руслан», возникла идея разработать на его базе пассажирскую версию, получившую обозначение Ан-418, который во многом опередил самый большой на сегодняшний день пассажирский самолета Аэробус-380.
Серийно выпускавшийся транспортный Ан-124 «Руслан» имеет двухпалубную компоновку. На верхней палубе находится кабина пилотов, служебные помещения, туалет, кухня, несколько кают для отдыха экипажа и небольшой пассажирский салон с установкой кресел по схеме 3+2, причем часть кресел расположена лицом друг к другу, а между ними установлены столы, как в центральном салоне Ту-114. Огромная нижняя грузовая палуба Ан-124 «Руслан» имеет высоту 4,4 метра и являлась хорошей предпосылкой для создания большого комфортабельного пассажирского салона.
В пассажирской версии Ан-124 «Руслан» (Ан-418) предполагалось демонтировать часть служебных помещений установив на их месте дополнительные каюты и увеличить пассажирский салон.
В случае демонтажа носовой и хвостовой аппарели, длина грузовой палубы, имеющей максимальная высоту 4,4 метра, позволяла разместить два дополнительных салона. Не смотря на то, что нижняя палуба отводилась под багажное отделение, на ней так же планировалось разместить служебные помещения для экипажа, комнату отдыха, кухонный блок и возможно, один из пассажирских салонов, благодаря чему Ан-418 стал бы не просто самым большим в мире пассажирским самолетом, но первым с тремя полноценными пассажирскими палубами.
Пассажирская версия Ан-124 «Руслан» получила переработанный шасси, а крылья были перенесены на нижнюю часть фюзеляжа, благодаря чему Ан-418 превратился в классический низкоплан.
Пассажировместимость самолета могла достигать 800 человек, а дальность полета составляла около 10 тыс. км.
В интернете имеется информация, что были идеи создать пассажирский самолет на базе Ан-225 «Мрия» и даже существует чертежи с предполагаемой трехпалубной схемой компоновки салона, включающей в себя не только ряды со стандартными креслами, но и отдельные каюты, аналогичные поездам дальнего следования и теплоходам.
Тем не менее, идея пассажирского Ан-225 «Мрия» крайне сомнительна по ряду причин:
Во-первых, Ан-225 «Мрия» является переработкой Ан-124 «Руслан» под конкретную задачу перевозки многоразового космического корабля «Буран». Для реализации этой задачи в Ан-225 были усилены шасси, удлинен фюзеляж, интегрирована силовая рама и добавлены технологические механизмы крепления над фюзеляжем, а двойное хвостовое оперение разнесено в стороны от продольной оси фюзеляжа для улучшения аэродинамических свойств самолета, нарушаемых космическим кораблем. Так же была увеличена площадь опоры крыла и добавлены два дополнительных двигателя. Однако, все вышеперечисленные доработки совершенно не оправданы и избыточны в конструкции пассажирского самолета, делая идею конверсии Ан-225 «Мрия» бесперспективной.
Учитывая, что сечение фюзеляжа, общая схема верхней палубы и габариты салона по ширине и высоте у Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» остались идентичны, то самым простым и правильным решением еще больше увеличить пассажировместимость Ан-418, было бы создании модификации с удлиненным фюзеляжем, как это принято делать в мировой практике самолетостроения.
Конверсия имеющегося транспортного самолета Ан-124 в пассажирскую модификацию имела как сильные, так и слабые стороны, способные повлиять на судьбу Ан-418.
К сильным сторонам проекта Ан-418 относилось наличие готовой транспортной модификации Ан-124, на основе которой после условно незначительных изменений можно было наладить выпуск пассажирского варианта. Слабой стороной было то, что пассажирский салон, разрабатываемый под готовый транспортный вариант, должен был сочетаться с уже имеющимися габаритами внутреннего пространства в ущерб эргономики (в частности ограничения высоты потолка средней палубы, что не является проблемой для узкофюзеляжных самолетов, но нежелательно для салона рассчитанного на 500 мест и более.
Разрабатываемые с чистого листа двухпалубные самолеты как более поздний Аэробус-380 были лишены второго недостатка, т.к. комфорт пассажиров и планировка салона являлись приоритетом, но реализация проекта требовала значительно больших финансовых и интеллектуальных затрат.
Исходя из этого, пассажирский Ан-418 имел достаточно большие шансы увидеть свет, но что бы он оказался по-настоящему комфортабельным, конструкторам пришлось бы потрудиться.
Как говорится, история не терпит сослагательного склонения и мы получили то, что имеем, а именно развал СССР. Естественно, что Украина не могла самостоятельно осилить столь амбициозный проект, но справедливости ради нужно тогда сказать и о том, что Россия тоже не смогла осилить полноценного выпуска совершивших первый полет и готовых к серийному производству еще в конце 80-х годов самолетов Ил-96 и Ту-204, не говоря о реализации дерзкого проекта двухпалубного самолета КР-860, который так же являлся бы прямым конкурентом Аэробуса-380 и Ан-418, хотя Россия для реализации этих проектов имела куда большие по сравнению с Украиной возможности и ресурсы…
Источник — https://dzen.ru/a/Zj84AII2QACrqVfS