22

Содержание:

Исходная историческая ситуация.

Предположим, что Германия не проиграла Первую Мировую Войну. Мы умозрительно принимаем это исходное условие, чтобы посмотреть, как при данном допущении пойдет развитие сумрачного германского танкостроения. Как могла возникнуть такая историческая ситуация – это для нас сейчас не так принципиально.
Ну, например – покушение в Сараево не состоялось, и Россия не участвует в Войне.
Германия, воюя только на Западном фронте, имеет гораздо больше ресурсов, чтобы навалять англо-французам. Но Германия не имеет решающего перевеса против коалиции союзников, поэтому война затягивается.
Естественно, возникает позиционный тупик, стороны несут чудовищные потери, появляются первые танки. Причем, танки появляются у обоих сторон, и в Германии тоже. В реальной истории танков в Германии построили мало и поздно, им довелось повоевать совсем мало, без особого результата.
Другое дело – в нашем случае, когда немецкая танковая программа имеет все шансы “сыграть”. См на сайте материал “Упущенный шанс Кайзера”.
Мы знаем, что на 19-й год была намечена постройка 600 тяжелых германских танков, и Германия готовила решительное наступление. У союзников танков было больше, но при массированном использовании своей бронетехники германская армия могла бы мощным ударом захватить Париж. Франция почти побеждена, но есть еще Британия и США. Возникает патовая ситуация. Стороны вынуждены заключить мир.
Но теперь условия Версальского мира будут другие. Ни одна из сторон не достигла своих целей в войне, экономика истощена, наступает депрессия. При этом все мечтают о реванше. Новая война начнется как только будет накоплено достаточно сил.
Естественно, Германии никто не запрещает разрабатывать танки, как было в РИ. Более того, новые немецкие разработки будут основываться на успешном опыте применения танков в прошедшей войне.
Поэтому мы сначала рассмотрим технику, с которой Германия завершила войну, а потом попробуем представить танки, с которыми Германия ввяжется в следующую войну.

Тяжелые позиционные танки прорыва A7VU Sturmpanzerwagen

В реальной истории до окончания боевых действий был построен всего один прототип A7VU. У него было много недостатков, но массовое применение таких машин на поле боя давало Германии шанс если не выиграть, то достойно выйти из войны.

Паровые танки блицкрига

Поэтому программа строительства 600 тяжелых танков была признана наиважнейшей и спешно выполнялась. Выяснилось, однако, что в требуемый срок не удастся изготовить нужное количество двигателей “Даймлер”. На каждый танк требовалось по два двигателя. Кроме того, были сложности с изготовлением трансмиссии. И это неудивительно, так как масса танка была 40 тон. Чтобы по-быстрому обойти эти проблемы, было решено использовать паровые двигатели.
Для этого рубку сдвинули назад, а в передней части машины разместили угольный бункер и кочегарку. См. рис

Паровые танки блицкрига

Паровые танки блицкрига

У такого решения были свои недостатки, но “дорога ложка к обеду” – именно эти танки вошли в Париж. Немаловажным обстоятельством было использование угольного топлива, так как с бензином на тот момент были проблемы. К достоинствам паровых танков можно отнести также лучшую пожаробезопасность и защиту экипажа.
Справедливости ради следует отметить, что использование такой массы танков стало возможно только благодаря наличию развитой сети железных дорог. А также хорошей организации снабжения силами наземного транспорта. В котором существенную роль играли паровые тягачи, выпускаемые на Dampf Pflug Fabrik. См. рис

Паровые танки блицкрига

Паровые танки блицкрига — выбор концепции

Изучив опыт военных действий, немецкие танковые теоретики (как и в РИ) пришли к выводу, что наиболее эффективный способ применения танков заключается не в проламывании обороны, а в развитии успеха. То-есть, в маневренных действиях. Отсюда определялись направление строительства немецких танковых войск и ТТХ бронетехники.

Паровые танки блицкрига

Кроме теоретических выкладок проводились маневры с участием картонных макетов танков на велосипедном шасси. Впоследствии историки смеялись над этими картонными танчеками, и совершенно напрасно. Проведенные исследования позволили создать и отработать будущую тактику применения танков.

Было установлено, что необходимо иметь четыре типа танков, в соответствии с чем по германской классификации танки делились на четыре категории:
I – легкие танки (пулеметы, броня 5…10 мм, масса 5т)
II – танки-разведчики (пушка 20 мм, броня 10…15 мм, масса 7…8т)
III – средние танки (пушка 37…50 мм, броня 20…30 мм, масса 15…20т)
IV – тяжелые танки (пушка 75 мм, броня 20…30 мм, масса 15…20 т)

Эти индексы включались в название танка, поэтому легко можно установить, к какому классу относится данный танк. Например, PzKpfw – III, трешка – это средний танк, а PzKpfw – IV, четверка – тяжелый. А то, что тяжелый и средний могут иметь одинаковую массу и броню, так это проблема тех, кто привык классифицировать танки по массе. Практичные немцы ввели классификацию по назначению танка, см. список выше.

Далее. Было установлено, что все танки должны поддерживать скорость продолжительного движения не менее 20 км/ч. А танки-разведчики – и до 40 км/ч. Такая небывалая по меркам ПМВ подвижность должна достигаться за счет облегчения танков, оптимизации вооружения и усовершенствования силовой установки.

В качестве же силовой установки рассматривались паровая машина и ДВС.
К тому времени ДВС практически вытеснил паровую машину в авиации благодаря намного большей удельной мощности, а для авиации это решающий параметр. Но по надежности и долговечности ДВС очень сильно уступает ПМ.
Бензиновый танк – это постоянно глохнущий двигатель, рассыпающиеся фрикцион и КПП, ломающаяся трансмиссия. К тому же – высокая пожароопасность, требовательность к топливу, высокая цена изготовления и ТО. А также боязнь пыли и малый ресурс. Для наглядности можно посмотреть, какие шестеренки предполагалось поставить в трансмиссию бензинового танка “Коллосаль” –

Паровые танки блицкрига

Машина с ПМ может вообще обойтись без трансмиссии. Так как тяговые характеристики ПМ намного лучше, чем у ДВС. Про надежность и говорить нечего.
Что и было продемонстрированно по опыту боевого применения бензиновых A7V и паровых A7VU. Во многом, именно этот опыт и определил выбор в пользу паровых машин. Больший расход топлива в кг на км? Но зато эти километры паровой танк точно проедет, в то время как бензиновый либо сломается либо загорится.
А экономичность паровых машин можно увеличить, способы известны.
Во-первых, машина должна быть конденсаторного типа. Что, в отличии от паровоза дает существенное повышение КПД и экономию воды. Во-вторых, должен быть перегрев пара. И здесь немецкие специалисты добились значительных успехов, доведя температуру острого пара до четырехсот градусов (400ºС, Карл!), что в целом дает повышение КПД до 10%. Вот это уже можно использовать для танков, варум нихт?

Структура панцерваффен (раздел для справки)

Согласно Википедии*, в танковой дивизии вермахта имелся один танковый полк двухбатальонного состава. Согласно штатам в полку имелось:
PzKpfw-II – 40 штук
PzKpfw-III – 70 штук
PzKpfw-IV – 20 штук
И еще 10 штук PzKpfw-I в саперном батальоне.
Итого 140 танков в дивизии (фактически, цифры могли различаться).
Также в дивизии имелись артиллерийский полк, моторизованный полк и пехотный полк. Также разведывательный, саперный, мотоциклетный и ПТ батальоны.
Численность л/с 13700 человек и от 2000 до 3000 автомобилей.
Здесь мы видим, что 95% от общего количества машин составляют автомобили. Поэтому создание танковых войск нужно начинать с разработки и выпуска в нужном количестве автотранспорта. Это важная и достойная задача, но она выходит за рамки данной статьи. Ограничимся фотографиями распространенных в то время паровых автомобилей Герхарда Ругеберга и Шкода Сентениел.

Паровые танки блицкрига

Паровые танки блицкрига

Также мы видим, что в дивизии присутствуют танки всех 4-х типов вперемешку. Более того, в танковых батальонах положено иметь по три роты – одна рота тяжелых и две роты средних танков. Видимо, разработчики тактики танковых войск предполагали, что танки на поле боя должны действовать совместно и каждый тип танков будет решать свойственные ему задачи. Что является развитием идеи “тактической спарки”, а в целом предполагает четкое взаимодействие. Отсюда требование радиофикации и особое внимание к организации взаимодействия. Орднунг, одним словом.
* Википедия — интернет-ресурс, пока еще не запрещенный в РФ

Легкие танки и танки разведчики

Исторически первыми “маневренными” танками Германии были именно легкие паровые танки. Потому, что их начали разрабатывать намного раньше, а по конструкции они намного проще, чем средние и тяжелые. Причем легкие танки рассматривались не только как учебные — мы видим, что Pz-I и Pz-II включены в штат танковой дивизии.
А по факту первая танковая дивизия (сформирована в 1935 г.) вообще была первоначально укомплектована только Pz-I. Но это, возможно, говорит лишь о том, что на тот момент вся эта дивизия была учебной. Уже в следующем году начали поступать положенные по штату средние танки, а легкие начали выводиться в учебные батальоны.
Так что историки пока не решили, является ли Pz-I удачным символом блицкрига, или это никуда не годная машина, попавшая в боевые части по недоразумению. А с точки зрения конструкции паросиловой установки и ходовой части, Pz-I и Pz-II представляют интерес разве что для любителей раннего стимпанка. Слишком примитивная конструкция.

Средние танки

Средние танки PzKpfw-III, согласно предвоенным представлениям должны были стать, и стали основной машиной немецких панцерваффен.
Это были первые немецкие танки, построенные по “классической” схеме – боевое отделение с башней спереди, а котел и машинное отделение – сзади

Паровые танки блицкрига

Экипаж четыре человека – в отделении управления водитель и стрелок-радист, в башне наводчик-заряжающий и командир. Башня двухместная, но командир освобожденный. Наводчик и сам справляется с заряжанием маленькой пушечки.

Паровые танки блицкрига

Бронекорпус представляет собой коробчатую конструкцию размером 4.5х1.6х1.2 м. Все угловато, без излишней заботы об эстетике. Голимый функционал. Посадка экипажа выполняется через люки-дверцы в башне.
Паровые танки блицкрига

Важным моментом в компоновке танка является выбор схемы трансмиссии. Тут по большому счету просматривается два варианта. Либо ставится один мощный однорежимный паровой двигатель, а к нему КПП и механическая система поворота. Либо на каждую гусеницу ставится свой двигатель с минимальным согласующим редуктором (схема Блинова).
При некоторых условиях один двигатель может оказаться дешевле, компактнее и эффективнее, чем два меньших двигателя. Но за двухмоторной схемой – преимущество в простоте управления, надежности. А, главное – возможность использования автомобильных агрегатов. Поэтому на трешках установили по два паровых двигателя Штумпфа от грузового автомобиля Оппель — паровая молния.
Двигатели системы Штумпфа были 4-х цилиндровые, прямоточные, одноходовые, простого действия. То-есть одинарного расширения. Для перегретого пара под давлением 15 атмосфер такое решение вполне оправданно, так как обеспечивает исключительную простоту конструкции.

Паровые танки блицкрига

ТТХ танка приведены в таблице в конце статьи, а расположение экипажа, вооружения и агрегатов – см. на рисунке.

Паровые танки блицкрига

Как можно видеть, водяные баки и угольные ящики обеспечивают дополнительную защиту экипажа. Ходовая часть имела 3 тележки, установленные на вертикальных пружинных рессорах. Ведущие колеса зубового зацепления располагались сзади и были приподняты над землей. Скорость по шоссе была 20 км/ч. Запаса угля в угольных ящиках 500 кг хватало на 5…6 часов хода. Для увеличения запаса хода можно было загружать дополнительный запас угля прямо на настил МО и заливать дополнительный запас воды в бортовые баки.

Следующие модификации средних танков.

Трешки модификаций Ausf A,B,C,D имели существенные технологические различия (типа клепанный или сварной корпус итд), но полностью идентичные ТТХ. Эти модификации выпускались на разных заводах сериями по 50 штук и рассматривались как переходный тип к более совершенной модели.
Такой моделью стала трешка модификации “E”.

Паровые танки блицкрига

В проект внесены следующие изменения.
Установлено более мощное орудие KWK-36, известное как Panzeranklopfgerät. Это название иногда переводится в пренебрежительном смысле как дверная колотушка. Хотя дословно означает “устройство для битья танков” и более точным переводом будет танкобой или дырокол. Орудие позволяло пробивать броню почти всех современных танков с дистанции прицельного огня. Более длинное орудие исключает возможность кругового вращения бвшни – мешает дымовая труба. Башня увеличена, добавлен еще один член экипажа – заряжающий.
Бронирование усилено с 15 до 30 мм.
Котел переведен на мазутное топливо. Давление пара поднято с 15 до 20 атмосфер. Соответственно, мощность машин увеличена с 45 до 60 л/с. Благо, паровая машина легко допускает форсирование. Поэтому скорость по шоссе сохранилась на уровне 20 км/ч.

Feuerunterstützung PzKpfw-IV auf PzKpfw-III Ausf. A mit 7,5 cm KWK-37

Что означает – машина огневой поддержки Pz-IV на шасси Pz-III первой модификации с 75-мм орудием KWK-37.
Как 75-мм пушка оказалась на шасси трешки?
Вместе со средним танком была заказана разработка тяжелого танка огневой поддержки — четверки. И в эту машину конструктора заложили множество прогрессивных решений. При массе 20 т машина должна была иметь броню 30 мм, скорость 30 км/ч, мощную 75-мм пушку, торсионную подвеску, двигатель двойного (!) расширения с промежуточным перегревом пара (с промперегревом, Карл!). Это все правильные решения, но в результате разработка машины сильно затянулась.
Поэтому было решено изготовить небольшое количество тяжелых танков на базе трешек ранних серий. В двухместную башню с трудом впихнули 75-мм “окурок”. Пулеметное вооружение пришлось снять. На месте радиста установили дополнительную боеукладку, а рацию перенесли в башню к командиру.

Паровые танки блицкрига

Так и получился первый немецкий тяжелый маневренный танк — четверка. Этот тяжелый танк оказался легче, чем средняя трешка, экипаж меньше, броня тоньше, двигатель слабее, да еще и на угольном топливе. Но зато с 75-мм пушкой.

Штурмовое орудие Sturmdampfgeschütz

На серийном PzKpfw-III убрали башню и поставили рубку с 75/26 мм орудием. Получилась одна из самых удачных САУ ВМВ. Экипаж 4 человека – водитель, наводчик, заряжающий и командир. Пулеметное вооружение отсутствует. В дальнейшем шло усиление мощности орудия и бронирования.

Паровые танки блицкрига

Ширину корпуса пришлось увеличить до 1,8 м. Это дало возможность установить переключаемые бортовые редуктора с передаточными числами 1:3 и 1:5. Что позволило при езде по бездорожью сохранять оптимальные обороты машины и параметры пара, что увеличило экономичность. И плюс – дополнительный запас тяги.
Характерной особенностью силовой установки StuG стал возврат к угольному отоплению. Заряжающий стал по совместительству кочегаром. Одна из причин использования угольного топлива состояла в том, что дивизионы StuG трехбатарейного состава входили не в танковые дивизии, а в механизированные корпуса. Откуда могли побатарейно придаваться танковым, моторизованным и пехотным дивизиям. Далеко не во всех дивизиях имелось мазутное топливо, в то время как ж/д и автомобильный транспорт использовал уголь, что облегчало снабжение StuG топливом.

ТТХ паровых танков

Паровые танки блицкрига

Продолжение следует.

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest

42 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account