Паровой самолет Airspeed 2000 — первый и последний успешный паролет.
Не так давно я представлял блог под тэгом «юмор» о паролете Ил-18П:
alternathistory.ru/vozdushnyi-parovoz-il-18p
Но был в истории и удачный проект паролета.
Была целая куча проектов и едва отрывавшихся от земли аппаратов — но этот-то летал, причем не хуже сверстников с ДВС. И даже работал на почте.
Создан этот аэроплан был в 1933 году в США братьями Besler. Сердцем машины была двухцилиндровая паровая машина мощностью в 150 л.с., вращавшая двухлопастной деревянный винт фиксированного шага. Собственно, замечу, что в изменяемом шаге винта необходимости не было, поскольку паровая машина совершенно свободно может работать на любых оборотах и без проблем реверсироваться.
Преимуществом использования паровой машины стала и полная независимость ее мощности от высоты полета — то, чего с большим трудом и нагнетателями добивались конструкторы авиамоторов внутреннего сгорания, творения которых начинали задыхаться с падением плотности воздуха — было врожденным качеством паровой машины, оперирующей разницей давлений. Причем разница была довольно заметной — уступая в номинальной мощности на уровне моря двигателям аналогичных легких самолетов (тогда для них нормой было 180-200 л.с.), самолёт братьев Беслер сравнивался с ними уже на высоте 2000 м, а на больших высотах доступная пилоту мощность была даже выше, чем у самолетов с ДВС.
Обратите внимание на массогабаритные характеристики установки — она имеет меньшую массу, чем моторы жидкостного охлаждения той же мощности, и заметно меньшее лобовое сопротивление, чем сравнимые по массе радиальные двигатели воздушного охлаждения.
Еще одним достоинством паролета была его бесшумность. Никакого рева двигателей не было и в помине, только гул пропеллера. При испытаниях было отмечено, что на земле можно было слышать, что говорит пилот пролетающего самолета! Это, несомненно, важный фактор как в коммерческом применении (рев двигателей не раздражает живущих по соседству людей), так и в военном плане — до сверхзвука тогда было далеко, и атакующие самолеты заблаговременно выдавали себя ревом моторов. Если бы они могли атаковать бесшумно — было бы здорово.
И, разумеется, не забудем про экономическую эффективность решения. Никаких высокооктановых бензинов, никаких дорогостоящих моторных масел, способных работать в экстремальных условиях авиамотора внутреннего сгорания, огромный межремонтный ресурс (очень мягкие для материалов условия эксплуатации) и простота конструкции, доступной для ремонта механику средней руки, стойкость к повреждениям…