Осадный вертолёт: фантазия или реальность?

13

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Повышаем градус шизомилитаристского безумия! Как насчёт обычного вертолёта, который в нужный момент превращается в артиллерийскую установку? Думаете, бред и чья-то фантазия? Нет, самая настоящая реальность, которую воплотили в США и СССР в середине прошлого века.

Вопрос мобильности

Артиллерия, как известно, бог войны. Но это не значит, что нет у неё недостатков, даже серьёзных. Главный из них, конечно же, мобильность. Артиллерия сначала не поспевала за колоннами пехоты, а потом и за танковыми армиями. Работы над тягачами и самоходными установками зачастую имели значение для военных большее, чем выпуск нового танка. Но даже моторизированная и самоходная артиллерия всё ещё была сильно ограничена. Особенно это ощущалось в неосвоенных цивилизацией местах со сложным ландшафтом — горы, острова, джунгли. А воевать там надо было, и делать это без артиллерии было сложно.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?Один из ранних американских проектов летающей платформы, способной перевозить орудия

Можно было положиться на опыт вьетнамских партизан, которые на руках и вьючных животных перемещали тяжёлое оружие через непроходимые заросли, но это требовало особого склада характера и хорошего знания местности. Даже у самих вьетнамцев те события стали легендой и подвигом — из-за возникших сложностей.

Но технический прогресс не стоял на месте, и у американцев появилась идея, как придать артиллерии мобильность даже в самых сложных условиях. Требовался вертолёт.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?


Проект использования дельтаплана для перемещения грузов. Так транспортировать пушки могли даже лёгкие вертолёты

Вертолёты, появившиеся ещё в эпоху Второй мировой войны, изначально могли заниматься только разведкой, курьерской службой и эвакуацией небольшого количества раненых. Но их возможности быстро росли, и уже в первой половине 50-х появились машины, способные поднять тонны груза, а на чертёжных досках зарождались монстры на десятки тонн полезной нагрузки. Такие вертолёты без проблем могли перенести пушку на внешней подвеске вместе со снарядами. Орудия можно было доставить на любую, даже самую небольшую площадку — и неважно, находилась она в горах или посреди непроходимых лесов.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
Перевозка артиллерии на внешней подвеске стала обычной практикой для американской армии

Но у перевозки на внешней подвеске были свои минусы. Она требовала от пилотов специальной подготовки, да и развёртывание артиллерии происходило достаточно долго. Выход оказался простым — объединить орудие и вертолёт, создав настоящую летающую САУ (самоходную артиллерийскую установку).

До начала 70-х годов это оставалось лишь мечтой, поскольку не было подходящих орудий, которые отдачей не повредили бы при стрельбе своего носителя. Что не мешало военным фантазировать о подобных проектах — гаубица на летающей платформе стала одной из любимых идей о ближайшем будущем военной техники.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
Одна из попыток представить, как будет выглядеть летающая артиллерийская платформа

Воздушная артиллерия для Вьетнама

Идея смотрелась неплохо и в рамках концепции ядерной войны. Обычная артиллерия легко выдавала свои позиции и даже в самоходном варианте могла не успеть уйти от них достаточно далеко, чтобы спастись от атомного удара. Совсем другое дело, если орудие будет на летающей платформе, ведь накрыть его станет очень непростой задачей.
В конце 60-х появился проект 105-мм гаубицы ХМ204 со сложнейшим механизмом гашения отдачи, на 70 процентов более эффективным, чем все аналоги в том же калибре. Это орудие и решили установить на вертолёт СН-47С в рамках проекта «Aerial Artillery».

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
Проект «Aerial Artillery»

На «Чинук» поместили две ХМ204, по одной с каждого борта. После посадки одно из орудий было готово к стрельбе всего за полторы минуты. Не требовалась ни подготовка позиции, не разгрузка снарядов — на вертолёте имелась автоматическая подача снарядов из внутренней боеукладки на 94 выстрела. Если позволяло время, второе орудие, которое не могло вести огонь, снимали с вертолёта и вели огонь с лафета. Эта процедура занимала чуть больше времени, и в случае опасности к ней не рекомендовалось прибегать. Кроме пушек вертолёт получил усиленную конструкцию, которая лучше противостояла отдаче, и бронирование.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
«Aerial Artillery» на огневой позиции

Но военным и этого было мало. Вертолёт получил возможность вести огонь из орудий прямо в воздухе! Как показали расчёты, мощности СН-47С хватало, чтобы компенсировать отдачу от выстрела дуплетом из двух ХМ204. Пилоты должны были получить специальный прицел, позволяющий вести огонь навесом по отдалённым целям, а орудия оснастили системой автоматического заряжания в воздухе. Военные даже видели в «Aerial Artillery» неплохого охотника на танки, если вести огонь кумулятивными боеприпасами.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
Система автоматического заряжания «Aerial Artillery» для ведения огня в воздухе

Вертолёт планировали построить к 1973 году и уже в 1974 отправить на испытания во Вьетнам. Но сворачивание военных действий и серьёзное урезание расходов военных поставило крест на «Aerial Artillery». Внимание сосредоточили на разработке тяжёлых вертолётов-кранов, способных носить на внешней подвеске не только обычные орудия, но и САУ, у которых тоже было небольшое время развёртывания.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
Один из проектов тяжёлых вертолётов-кранов

И ракеты тоже

«Aerial Artillery» остался единственным примером установки на вертолёте крупных орудий. Но недаром раньше к артиллерии относили и ракеты — потому мы поговорим о тактических ракетных комплексах на базе винтокрылых машин.

В середине 50-х годов американцы предложили разместить на вертолёте Bell HSL пусковую установку неуправляемой тактической ядерной ракеты MGR-1 Honest John. Аргументы были ровно те же, что и у других проектов летающей артиллерии — бо́льшая оперативность, возможность применения в сложнодоступной местности и меньшая уязвимость к ответным ударам.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
Проект установки пусковой ракеты Honest John на вертолёте Bell HSL

Особая любовь к ракетам в СССР в 60-х годах всем прекрасно известна. Ничего удивительного, что и у нас шли активные работы над созданием вертолётных тактических ракетных комплексов. Речь идёт, конечно, о проекте Ми-10 РВК с крылатой ракетой С-5. Как и в американских вариантах, основной идеей было обеспечение мобильности для ракетных установок. Вертолёту предстояло быстро выдвигаться из тыла, наносить удар и так же молниеносно отступать, уходя из-под ответа противника. Была спроектирована специальная мобильная пусковая установка, адаптированная для подвески под вертолёт — очень забавного вида.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
Ми-10 РВК с подвешенной пусковой установкой

Но, хотя Ми-10 РВК вышел на испытания, в серию он так и не попала. Имелись претензии к вертолёту — из-за перегруза у него была малая дальность и плохое управление. К тому же у военных появились вопросы и к самой ракете С-5. Так уникальный вертолётный ракетный комплекс и остался лишь в истории и на картинках.

Осадный вертолёт: фантазия или реальность?
Пусковая установка комплекса Ми-10 РВК

Подобные проекты можно найти в игре Command&Conquer: Red Alert 2, и сложно сказать, знали ли разработчики о том, что создали в своё время США и СССР, или же просто придумывали безумные идеи сами. Но, как мы видим, в любом случае реальность на порядок интереснее любых выдумок самых талантливых игроделов.

источник: https://warhead.su/2018/11/29/osadnyy-vertolyot-fantaziya-ili-realnost

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account