14

Опытные палубные ударные самолеты Curtiss XBTC. США

Содержание:

Curtiss XBTC был прототипом одноместного одномоторного торпедоносца-пикирующего бомбардировщика, разработанного в годы Второй Мировой войны для военно-морских сил США. Управлением аэронавтики ВМС США были заказаны четыре прототипа с радиальными двигателями двух разных типов: Wright R-3350 и Pratt & Whitney R-4360; по два самолета с каждым типом. Однако в конце 1942 года заказ на самолёты с двигателями Wright R-3350 был отменен, и в разработке осталась только пара машин с двигателями Pratt & Whitney R-4360. К этому времени компания Curtiss Aircraft была перегружена работами, и управлением аэронавтики ВМС США придало прототипам XBTC-2 низкий приоритет. Это снизило ход работ по машинам, и как следствие первый прототип XBTC-2 совершил свой первый полет только в начале 1945 года. В начале 1947 года один прототип разбился, и в том же году другой прототип был списан.

Проектирование и разработка

В 1930-х голах и в начале 1940-х годов в американских ВМС палубные бомбардировщики были разделены на два типа: торпедоносцы-горизонтальные бомбардировщики и пикирующие бомбардировщики; экипажи этих машин состояли из двух или трех человек. Опыт военного времени показал, что пилоты могли наводить бомбы и торпеды без помощи других членов экипажа, а также ориентироваться с помощью радиомаяков. С другой стороны, разработка все более мощных двигателей означала, что более скоростные самолеты не нуждались в стрелке в задней кабине для самообороны. И, наконец, объединение двух типов бомбардировщиков должно было значительно повысить гибкость авианосных авиагрупп и позволить увеличить количество истребителей в авиагруппе.

В январе 1942 года управлением аэронавтики ВМС США выпустило спецификацию на замену довоенного двухместного палубного самолета VSB (категория Scout Bomber [бомбардировщик-разведчик]) на одноместный самолет, в котором должен был использоваться радиальный двигатель Wright R-3350 мощностью 2200 л.с. (1641 кВт). Самолет должен был быть вооружен четырьмя 20-миллиметровыми автоматическими пушками и иметь возможность бомбометания с пикирования и атаковать корабли противника авиационными торпедами. Самолёт должен был быть оснащен внутренним бомбоотсеком с возможностью размещения двух 1000- или 1600-фунтовых (454 или 726 кг) бомб, а также торпеды Mark 13 на наружном подфюзеляжном узле подвески. Требуемая дальность полета должна была составлять 1000 морских миль (1151 миля; 1852 км) с 1000-фунтовой (454 кг) бомбой или 1500 морских миль (1726 миль; 2778 км) с подвесными баками.

В ответ на требования спецификации компания Curtiss ответила проектом Model 96, который представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся классическим шасси. Самолет должен был оснащаться 18-цилиндровым радиальным двигателем воздушного охлаждения Wright R-3350 Duplex-Cyclone; в качестве альтернативы был предложен вариант с тяжелым 28-цилинджровым радиальным двигателем воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-4360, развивавшим мощность 3000 л.с. (2200 кВт) и вращавшим соосные виты противоположного вращения.

Управление аэронавтики согласилось на оба варианта, и в конце июня опубликовало протокол о намерениях двух самолетов XBTC-1 (литеры BT [Bomber Torpedo] отражали новую категорию самолетов), оснащенных двигателями R-3350, и двух самолетов XBTC-2 с двигателями R-4360.

Однако из-за трудностей с разработкой и производством имевшего высокий приоритет пикирующего бомбардировщика SB2C Helldiver, а также поплавковых гидросамолетов-разведчиков SO3C Seamew и SC Seahawk управление аэронавтики 31 декабря заключило с компанией Curtiss контракт на создание только двух прототипов XBTC-2, присвоив этим работам более низкий приоритет.

Сохранилось мало документации о начальном этапе разработки ударного самолета XBTC-2, но имеются датированные декабрем фотографии макета машины. На этих снимках показана установка более крупного двигателя XR-4360-8A и соосные винты противоположного вращения. Однако, возможно, что данный макет был переработан из XBTC-1, поскольку ему не хватало крупного хвостового оперения, которое было б необходимо для работы с более мощным двигателем.

Прототипы имели запас топлива 540 американских галлонов (450 брит. галлонов; 2000 литров), размещенный в двух соединенных 90-галлонных (75 брит. галлонов; 340 литров) фюзеляжных баках и в двух 180-галлонных (150 брит. галлонов; 680 литров) комбинированных фюзеляжно-крыльевых баках. Два подкрыльевых узла были рассчитаны на подвеску баков емкостью 100 или 150 американских галлонов (83 или 125 брит. галлонов; 380 или 570 литров). В бомбоотсеке можно было установить дополнительный топливный бак емкостью 300 американских галлонов (250 брит. галлонов; 1100 литров).

Все отклоняющиеся поверхности имели металлическую обшивку. Также самолет был оснащен аэродинамическими тормозами, установленными на верхних и нижних поверхностях внутренних частей крыла близко к закрылкам, и щелевыми закрылками на задней кромке. Внешние консоли крыла, имевшие угол поперечного V равный 10°, были оснащены предкрылками.

Для улучшения посадочных характеристик самолет предполагалось оснастить «дуплексными» (щелевыми) закрылками, но испытания в аэродинамической трубе выявили проблемы с ними, и поэтому были разработаны два разных типа внешних консолей крыла.

Консоли варианта Model A были лишены полноценных закрылков и были удлинены на 2 фута (0,6 м). Их передняя кромка была перпендикулярна осевой линии фюзеляжа, а их задние кромки следовал за сужением внутренних частей крыла. Всю заднюю кромку консолей занимали элероны двухсекционные элероны; внешняя секция элерона (примерно ¾ размаха консоли) действовала как обычные щелевые закрылки. Также консоль варианта Model A была оснащена предкрылком, занимавшим примерно ¾ размаха консоли, и парой аэродинамических тормозов.

чертеж в трех проекциях опытного ударного самолета Curtiss XBTC-2 с крылом Model A

чертеж в трех проекциях опытного ударного самолета Curtiss XBTC-2 с крылом Model A

В консоли варианта Model B было изменено соотношение передней и задней кромкой на противоположное. В этих консолях элероны занимали всю заднюю кромку, а «дуплексные» закрылки располагались на нижней поверхности крыла, непосредственно перед элеронами. При присадке закрылки отводились вниз с целью создания пространства для доступа воздуха к нижней стороне элеронов.

чертеж в трех проекциях опытного ударного самолета Curtiss XBTC-2 с крылом Model B

чертеж в трех проекциях опытного ударного самолета Curtiss XBTC-2 с крылом Model B

«дуплексный» закрылок опытного ударного самолета Curtiss XBTC-2 с крылом Model B

«дуплексный» закрылок опытного ударного самолета Curtiss XBTC-2 с крылом Model B

Вооружение XBTC-2 состояло из четырех 20-мм автоматических пушек с боезапасом по 200 снарядов на ствол. В бомбоотсеке имелась единственная скоба, способная выдерживать боеприпасы массой до 1600 фунтов (726 кг). В пикировании бомба перед сбросом выводилась за зону ометания винта с помощью Н-образного параллелограммного механизма. Торпеда массой 2000 фунтов (907 кг) (например, Mark 13) могла быть установлена на створках бомбоотсека, хотя в этом случае створки оставались заблокированными и сброс из бомбоотсека исключался. Подкрыльевые узлы были рассчитаны на подвеску вооружения массой до 1000 фунтов (454 кг).

Испытания

Разработка и изготовление двух прототипов были отложены из-за низкого приоритета, придаваемого программе американскими ВМС, и поэтому свой первый полет первый прототип XBTC-2 совершил только 20 января 1945 года. Самолет был оснащен предсерийным двигателем XR-4360-8A и крылом варианта Model A. Хотя второй прототип XBTC-2 получил серийный двигатель R-4360-14 и консолями варианта Model B, обе машины изначально были оснащены винтами Curtiss Electric диаметром 14 футов 2 дюйма (4,3 м). Однако после аварии первого прототипа, произошедшей 3 марта во время посадки, эти винты были заменены на пропеллеры Aeroproducts AD7562. Самолет был отремонтирован и позже оснащен консолями варианта Model B. 30 июля 1946 года прототипы были доставлены в испытательный центр авиации ВМС США, расположенный на авиабазе ВМС Патаксент-Ривер, штат Мэриленд. Второй прототип XBTC-2 разбился во время испытаний на сваливание из-за отказа его двигателя 17 марта 1947 года. В августе того же года оставшийся первый прототип XBTC-2 был передан в подразделение материально-технического обеспечения ВМС США для последующей утилизации.

первый прототип опытного ударного самолета Curtiss XBTC-2 с крылом Model A, потерпевший аварию во время неудачной посадки; 3 марта 1945 года

первый прототип опытного ударного самолета Curtiss XBTC-2 с крылом Model A, потерпевший аварию во время неудачной посадки; 3 марта 1945 года

опытный ударный самолет Curtiss XBTC-2 с крылом Model A

опытный ударный самолет Curtiss XBTC-2 с крылом Model A

опытный ударный самолет Curtiss XBTC-2

опытный ударный самолет Curtiss XBTC-2

прототип Curtiss XBTC-2 с крылом Model B в полете. Консоли Model B отличались стреловидной передней кромкой, прямой задней кромкой и расположенными по всему размаху на нижней поверхности крыла, непосредственно перед элеронами. Самолет также был оснащен двигателем Pratt & Whitney XR-4360-8A, развивавшим мощность 3000 л.с. и вращавшим два соосных винта противоположного вращения

прототип Curtiss XBTC-2 с крылом Model B в полете. Консоли Model B отличались стреловидной передней кромкой, прямой задней кромкой и расположенными по всему размаху на нижней поверхности крыла, непосредственно перед элеронами. Самолет также был оснащен двигателем Pratt & Whitney XR-4360-8A, развивавшим мощность 3000 л.с. и вращавшим два соосных винта противоположного вращения

опытный ударный самолет Curtiss XBTC-2 с крылом Model B

опытный ударный самолет Curtiss XBTC-2 с крылом Model B

В заключение следует сказать, что компания Curtiss предложила ВВС армии США «береговой» вариант палубного ударного самолета XBTC. В командовании армейской авиации проектом компании Curtiss заинтересовались, и присвоили ему обозначение XA-40. Однако позднее командованием армейской авиации было принято решение больше не приобретать одномоторные штурмовики, и проект XA-40 был закрыт.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Curtiss XBTC-2

Назначение: палубный ударный самолет

Статус: прототип

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один 28-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major, развивавший мощность 3000 л.с. (2200 кВт) и вращавший трехлопастные соосные винты противоположного вращения

Размеры:

размах крыл: 50 футов 0 дюймов (15,24 м)
длина 39 футов 0 дюймов (11,89 м)
высота 12 футов 11 дюймов (3,94 м)
площадь крыла 425 кв. футов (39,5 м²)

Масса:

пустого – 13410 фунтов (6083 кг)
общая с одной торпедой Mk 13 – 21660 фунтов (9825 кг)

Запас топлива: 540 американских галлонов США (450 брит. галлонов; 2000 литров) плюс 2 подвесных бака по 150 американских галлонов (120 брит. галлонов; 570 литров)

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 16000 футов (4900 м) 374 мили в час (325 узлов; 602 км/ч)
крейсерская скорость 188 миль в час (163 узла; 303 км/ч)
дальность полета 1835 миль (1595 морских миль; 2953 км) при скорости 188 миль в час (303 км/ч)
практический потолок 26200 футов (8000 м)
скороподъемность 2250 футов в минуту (11,4 м/с)

Вооружение:

стрелковое – четыре 20-мм пушки
ударное – одна торпеда или до 2000 фунтов (908 кг) бомб

источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Curtiss_XBTC

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnye-palubnye-udarnye-samolety-curtiss-xbtc-ssha

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account