0

29 апреля исполнилось 230 лет со дня рождения барона Карла фон Драис (Karl von Drais). Он подарил миру первое двухколесное средство передвижения.

Сразу отметим, что в русскоязычных источниках фамилию изобретателя чаще пишут как «Дрез». Но звучать она должна именно так – Драис. Он родился в Карлсруэ (Karlsruhe) в семье баденского верховного судьи. Шли годы, Карл окончил гимназию, учился в Гейдельбергском университете, изучал математику и механику.

Затем поступил на работу лесничим. На этом поприще проявил себя не лучшим образом. Вот отрывок из характеристики, данной Драису директором лесничества:

«Многие его качества и эксцентричный полет идей мешают найти простой и скромный тон, без которого в общении с местными жителями обойтись невозможно».

«Эксцентричный полет идей» — звучит, как призыв к творчеству! Чем и занялся фон Драис. На его счету немало изобретений: стенографическая пишущая машинка, экономичная печь, топографические инструменты и др. Крестник-маркграф оставил ему оклад лесничего и камергерское звание, дал титул профессора математики — и предоставил свободу изобретать.

Он изобрел велосипед

барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драис фон Зауерброн

Голь на выдумки хитра

Казалось бы, нет никакой связи между извержением вулкана Тамбора на острове Сумбава, ценами на овес в Германии и изобретением велосипеда. Но она есть!

Вулканический катаклизм на острове в апреле 1815 года стал величайшей природной катастрофой за всю историю человечества. По своей мощи извержение соответствовало 150 тысячам сброшенных на Хиросиму атомных бомб! Часть вулканической горы рухнула, ее высота уменьшилась с 4300 метров до 2851. Пепел покрыл трехметровым слоем все окрестные острова. Извержение и его последствия унесли 71.000 человеческих жизней. Самое удивительное, что катаклизм вызвал глобальную климатическую аномалию – небывало низкие температуры воздуха в странах, удаленных на тысячи километров. 1816-й вошел в историю как «год без лета», с катастрофически низким урожаем, зерновых и страшным голодом. На юге Германии, который и без того сильно пострадал от четырех неурожайных лет подряд, цены на овес выросли в 5-10 раз, начался массовый падеж лошадей. Такая обстановка и подтолкнула изобретателя к созданию безлошадного средства передвижения.

Деревянный конь

Свою первую «самоходную машину» (Fahrmashine) – со ступенчатым колесом на оси задних колес – Драис подстроил еще в первый неурожайный год – 1813-й. Повозка управлялась двумя служителями. Один сидел по ходу спиной и вращал ногами ступенчатое колесо, второй правил повозкой. Как раз в это время русский царь Александр I, преследуя отступающие войска Наполеона, заехал в Карлсруэ навестить тещу, великую герцогиню Амалию. Барону дали возможность показать Fahrmaschine царю, который пришел в восторг, наградил изобретателя кольцом с бриллиантом и рекомендовал обязательно выставить ее на Венской конференции.

Окрыленный успехом барон построил вторую машину – с коленчатым валом и педальным приводом. По Дунаю барон переправил ее в Вену, где участники конференции не проявили к ней никакого интереса.

Возможно, этим бы дело и ограничилось, но настал «год без лета», власти лишили служебного коня барона бесплатного фуража, и Драис остался без личного транспорта. Зато фантазия изобретателя получила импульс, и он придумал ранее неведомую человечеству машину – на двух колесах, соединенных в направлении движения деревянным каркасом. Барон назвал ее «бегущая машина» (Laufmaschine), в газетах ее стали называть «дрезина» (Draisine), по имени великого изобретателя.

Он изобрел велосипед

дрезина Карла Драиса, 1817

Вот так у барона появился свой «деревянный конь». 12 июля 1817 года фон Драис пробежал на Laufmaschine расстояние в 30 км со скоростью 13 км/ч – куда резвее, чем почтовые лошади (6 км/ч). В этот день, считают историки техники; родился велосипед.

Он изобрел велосипед

Карл фон Драис на Laufmaschine

Непризнанный гений

В родном городе барона изобретение не признали: 

«От машины нет никакой пользы. Кто имеет ноги, может использовать их для своего перемещения из одного места в другое более натуральным способом». 

Но Драис до конца верил в успех своего дела, продолжая строить и продавать машины с родовым гербом.

Конец жизни барона печален. Он стал завсегдатаем дешевых пивных, где его гордый взгляд и потерявший вид камергерский мундир вызывали одни насмешки. Однажды его избили на улице бродячие цирковые артисты. Происшествие получило огласку, и барона лишили камергерского чина И пенсии. Последние годы жизни фон Драис – физически и душевно болен. Когда он умер, все его имущество состояло из 30 гульденов и 34 крейцеров, а также одной Laufmaschine, оцененной в 3 гульдена.

Он изобрел велосипед

Laufmaschine обр. 1820 года

источник: Евгений БАЙЗЕР «Он изобрел велосипед» «КОНТАКТ-ШАНС» 19/2015

NF
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account