Олег Красильников. «Эмден» и «Гемпшир» — поединок старых знакомых
Друзья, вынужденные стать врагами… Сюжет, старый как мир. Ахейцы с троянцами в свое время отлично пировали, пока не случилась эта дурацкая история с бабой… Ричард Львиное Сердце и Салах-ад-дин, верившие друг другу, наверное, даже больше, чем собственным соотечественникам — но вынужденные продолжать не ими начатую войну… «… А до войны вот этот склон немецкий парень брал с тобою…» — совсем из другого времени, но о том же. Замечательный триптих Алькор продолжает эту тему. Поединок океанского рейдера и «защитника торговли». См. эпиграф. О ком это? Конечно, нет более глупого вопроса к поэту, чем пресловутое «а что Вы имели в виду?…». Думал одно, вышло другое, критики думают третье, читатели четвертое – а через сто лет вообще поймут наоборот. В клипе использованы кадры кинохроники «Адмирала фон Шпее» и крейсеров коммодора Харвуда – бой у Ла-Платы в 1939 г. Но в самом тексте немало отсылок и к Первой Мировой. А в 1914 году практически эталонным случаем этой «вражды старых друзей» была история немецкого крейсера «Эмден» и британского броненосного крейсера «Гемпшир».
Содержание:
«Эмден»
Крейсер «Эмден» был заложен в 1906 и вступил в строй в 1910 году. Он продолжал линию немецких бронепалубных крейсеров, совмещавших в себе функции крейсера-разведчика при эскадре и крейсера для службы на отдалённых театрах и в колониях. По традиции, не прерывавшейся с начала века и до исчезновения в Германском флоте самого класса крейсеров, немецкие малые крейсера именовались по названиям городов. Титульный город брал шефство над своим крейсером, на спуск на воду корабля приглашался бургомистр города, и т д…
По сравнению с предшественниками, «Эмден» имел усовершенствованные паровые машины и котлы. Что же касается вооружения (10 105-мм пушек и 2 траверзных подводных торпедных аппарата), оно оставалось неизменным для германских легких крейсеров еще с XIX века. Разговоры о его усилении шли, но до войны ничего сделано не было – хотя английские и русские эсминцы уже значительно выросли в размерах и имели пушки того же калибра. Сразу после постройки «Эмден» был направлен на Дальний Восток, в состав эскадры адмирала фон Шпее. Настолько спешил, что не смог даже посетить по пути порт Эмден, в честь которого был назван. А другого случая ему уже не представилось… 17 августа 1910 года корабль прибыл в Циндао. Привлек внимание своими изящными обводами, за что получил прозвище «Лебедь Востока». Корабль сделал несколько визитов с целью «демонстрации флага» в Японию, а потом включился в повседневную деятельность. В том же 1910 году он подавил бунт негров на острове Понапе. В 1912 взял «Приз Кайзера» за артиллерийские стрельбы. В следующем году на крейсер прибыл новый командир, корветтен-капитан Карл фон Мюллер. А летом опять бунт – на сей раз у китайцев. Соединенная эскадра европейских флотов вошла в реку Янцзы и подвергла обстрелу Нанкин. Менее крупные корабли по реке Хайхэ дошли до ворот Пекина. Вместе с немецким «Эмденом» в состав эскадры входил и британский броненосный крейсер «Гемпшир», недавно прибывший на Китайскую станцию из Европы. Два корабля стояли в Янцзы бок о бок, вместе высаживали десанты, поддерживали друг друга огнем. Завязавшаяся в боях дружба продолжилась и после разгрома китайцев: англичане еще успели в оставшиеся мирные месяцы посетить с визитами вежливости Циндао, а немцы – Вейхавей. Каждая встреча двух экипажей сопровождалась спортивными состязаниями, концертами и конечно, пьянками – но без злобы и традиционного мордобоя. Да и с чего бы враждовать? Бриты с немцами отродясь не воевали. Наоборот, были союзниками и при Фридрихе Великом, и позже – против Наполеона. Весь XIX век Англия негласно поддерживала Пруссию и позже Германию – хотя бы как противовес Франции. Ну а то, что последнего кайзера «занесло», и построенный им флот стал угрожать Британии самим своим существованием – этот нюанс пока не стал очевиден для простых моряков обеих стран…
«Гемпшир»
Броненосный крейсер «Гемпшир» был одним из многочисленных «защитников торговли», в большом количестве построенных Британией в конце XIX и начале XX века. Это было время королевы Виктории, над ее Империей никогда не заходило Солнце. И для охраны всего этого был создан Британский Крейсер. Он должен быть способен достичь любой точки мира и отстоять там британские интересы. Ссылки на погоду и удаленность не принимались. Поэтому крейсер должен был иметь отличную мореходность и огромную дальность плавания – а следовательно, и немаленькие размеры.
Что же касается боевых качеств, то со времен Трафальгара ни одна держава не бросала Британии вызов на море. Вероятность того, что на краю света Британскому Крейсеру встретится равный противник, была ничтожной. А против легких крейсеров неприятеля, угрожающих британским торговым судам, пушек «защитника торговли» должно было хватить с избытком… Таким был и «Гемпшир». Заложен в 1902 году, вступил в строй в 1905. 11 тыс. тонн водоизмещения, 22 узла, 4×190-мм и 6×152-мм пушек. Всё плюс-минус как и у других крейсеров. Их Королева уже умерла, но последние «рыцари королевы Виктории» по инерции сходили со стапелей. Эта серия, как и предыдущая, носила названия британских графств. В частности, Гемпшир – это на юге, включает города Саутгемптон и Портсмут. После нескольких лет службы в первой линии, крейсер был переведен в Средиземное море, а в 1912 году – направлен на Дальний Восток. Как уже было сказано, участвовал в подавлении очередного китайского бунта в 1913 году. Входил в состав эскадры адмирала Джеррама в Вэйхавее. В начале нового, 1914 года командование крейсером принял кэптен Грант.
Война «Эмдена»
Европейцы от войны отвыкли. Последняя серьезная драка 1870-71 года закончилась там почти полвека назад. Поэтому расстаться с мирным мышлением тяжело было всем. Тем более это проявлялось в колониях, где люди издавна делились не на англичан, французов и немцев – а на европейцев и всех прочих. Но деваться некуда – и некогда гостеприимный Циндао погасил все огни и превратился в осажденную крепость. Других баз на Дальнем Востоке у немцев не было. Адмирал фон Шпее понимал, что оставаться в Циндао – означает повторить судьбу русской эскадры в Порт-Артуре. Поэтому его эскадра (броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и несколько легких) еще до объявления войны покинула Циндао. «Эмден» получил приказ задержаться. Подготовить базу к обороне, выслать угольщики для основной эскадры Шпее. Но 31 июля и он вышел вместе с угольщиком «Элсбет». Далее они разделились. «Элсбет» в одиночку пошел на юг, к эскадре Шпее. А «Эмден» направился на восток к Цусиме, где 4 августа захватил русский пароход «Рязань» без груза. Трофей решено было доставить в Циндао и превратить во вспомогательный крейсер. По пути обратно, немцы заметили ночью яркий светящийся след на воде. Такой в тропических водах остается там, где недавно прошел крупный корабль или несколько. На «Эмдене» не знали, что они лишь чудом не пересеклись с британской эскадрой, в том числе и старым знакомым «Гемпширом». Не знал фон Мюллер и того, что именно этот отряд несколько часов назад потопил немецкий угольщик «Элсбет», недавно отделившийся от «Эмдена». Но возможно, как раз возня с угольщиком задержала союзников и позволила «Эмдену» разминуться с ними незамеченным… Прибыв обратно в Циндао, Мюллер как старший морской начальник организовал вооружение «Рязани». Пушки сняли с совершенно устаревших канонерок, стоявших в порту без дела. Пополнив запасы, «Эмден» покинул базу и направился на встречу с эскадрой фон Шпее. Весь август прошел в плавании по Южным морям, одиночном и вместе с эскадрой. Естественно, ни одного судна противника в такой глуши встретить не удалось. Наконец, в конце августа «Эмден» получил приказ – вести одиночное крейсерство в Индийском Океане. 3 сентября крейсер ночью пересек условную границу океанов у Андаманских островов. Накануне его радисты обратили внимание на очень мощную английскую радиостанцию неподалеку. Это мог быть только военный корабль. Как позже оказалось, это именно «Гемпшир» методически обшаривал один остров архипелага за другим. Когда спустилась ночь, он остановился в нескольких милях от острова, в лагуне которого прятался «Эмден». «Старые друзья» не столкнулись буквально чудом.
Индийский Океан
Какое сверхъестественное чутье привело сюда кэптена Гранта? Утверждают, что он лично был знаком с фон Мюллером, и мог неплохо представить образ мыслей противника. Возможно и это тоже играло роль. Но вообще поймать свободно маневрирующий в океане рейдер – без локаторов, авиации и даже без радио на большинстве гражданских судов – задача исключительно сложная, «на везение». У корсара сто дорог, а преследователь должен угадать одну-единственную. Итак, «Эмден» вошел в Индийский Океан. Лиса ворвалась в курятник. Несколько судов в районе Коломбо были захвачены и потоплены, причем ни один не смог воспользоваться радио. О судьбе пропавших пароходов стало известно только тогда, когда фон Мюллер пересадил всех пленных на последний захваченный сухогруз и отправил его в ближайший порт. Дело не только в гуманизме – охранять и кормить несколько сот здоровых мужиков дело нелегкое. Все освобожденные отзывались о фон Мюллере и его корабле исключительно хорошо. Соблюдал все конвенции. Огонь на поражение не открывал, ни капли крови не пролил, условия пленным создавал подчас не хуже, чем для своего экипажа. Про грабеж или рукоприкладство даже не заикайтесь… Тем временем «Эмден», разогнав «купцов» в Бенгальском заливе и временно оставшись без добычи, решился 22 сентября на обстрел Мадраса. Главной целью были нефтяные баки. Досталось также береговой батарее и портовым складам. При этом специально выбрали такой курс, чтобы жилые кварталы местного населения не пострадали даже от случайных снарядов. Это привлекло к немцам симпатии индусов, которые англичан и раньше, мягко говоря, не очень любили. Индостан мог полыхнуть восстаниями – и, собственно, полыхнул (локально), но эту вспышку никто не поддержал. Ну а где был наш хваленый телепат – кэптен Грант на «Гемпшире»? Где и положено — тут! Еще за три дня до обстрела он крейсировал у Мадраса. Каким-то чутьем он понял, что немецкий рейдер придет сюда – и подготовил встречу. Не только сам пришел – привлек еще японский крейсер Chikuma. Казалось бы, немцу не уйти. Но 19 сентября одна из радиостанций передала сообщение – «Эмден» обстрелял порт в Бирме! «Гемпширу» ничего не оставалось, как нестись на восток. Там, конечно, никакого обстрела не было – а телеграмму объявили ошибкой. Но уж больно она вовремя произошла. Сознательная деза? Возможно, но не доказано… Тем временем «Эмден» сделал свое дело в Мадрасе. А японский крейсер, наплевав на проблемы гайдзинов, вообще ушел грузить уголь и вернулся, когда немцев и след простыл. Но и это не всё. После такого шума надо где-то отсидеться – подумал фон Мюллер. И отправился к далекому южному острову Диего-Гарсия. Но точно так же подумал и командир «Гемпшира», и тоже взял курс на этот остров. Причем шел полным ходом, и в результате… на сутки опередил фон Мюллера! Убедившись, что немцев у Диего-Гарсии не было, англичане умчались назад, проверять другие варианты. А буквально в тот же день к острову вышел «Эмден»… Тоже случайность? Понятно, что после этого «Гемпшир» сбился со следа. «Эмден» пополнил запасы и почти беспрепятственно совершил свои последние подвиги – захватил еще несколько транспортов, а в порту Пенанг потопил русский крейсер «Жемчуг» (стоявший там, заметим, не в боевой готовности) и французский миноносец.
Кокосовые острова
Далее рейдер взял курс на юг, ближе к Австралии. Планировалось атаковать английский пост связи на Кокосовых островах – уничтожить радиостанцию, перерезать подводные кабели связи с Австралией… С чего бы это морского призрака потянуло на сушу? При этом фон Мюллер, блюдя обычную гуманность, отказался от обстрела радиостанции из пушек, выслав вместо этого на сушу десантную партию для уничтожения передатчика и кабелей. Понятно, что пока крейсер подходил к острову, пока спускал шлюпки, пока они достигли берега, а десантники добрались до радиостанции – англичане имели НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ для упражнений в передаче сигнала бедствия. Что-то, видимо, в Мюллере изменилось – после Пенанга, что ли, он стал столь самонадеянным? Несколько месяцев откровенного везения, похоже, расслабили даже такого командира. Немецкие радисты невозмутимо слушали, как передатчик на острове раз за разом передает призыв о помощи. Будь фон Мюллер так беззаботен в сентябре – их подвиги тут же бы и закончились… Не стрельнули даже для острастки, чтоб радист на острове замолчал. Засекли зато, что какой-то английский крейсер ответил на сигнал и отрепетировал его. Успокоили сами себя: судя по силе сигнала, противник еще в 10 часах ходу. То, что прохождение радиоволн – вещь непредсказуемая, предпочли не вспоминать. Прямо какой-то морок овладел экипажем и его командиром… Все это тем более странно, что ровно через месяц в такую же ловушку на Фолклендских островах попадет вся немецкая эскадра фон Шпее, к которой когда-то принадлежал и «Эмден». Тоже, после успешных действий на море – необъяснимое желание уничтожить береговую базу. Тоже весьма неспешное к ней движение, как будто для погрузки угля другого времени нет. И столь же внезапная встреча с превосходящим противником, которого там просто не могло быть! И, добавим, непосредственный контроль за обеими операциями сэра Уинстона Черчилля, который в обоих случаях высоко оценил потопление германских крейсеров. Для него это в первую очередь – свои корабли, высвобожденные от задач поиска рейдеров. «Эмден» освободил семь, эскадра Шпее – «несколько десятков». Ходят несколько версий про то, как Адмиралтейство, пользуясь шифрами, захваченными русским флотом на крейсере «Магдебург», смогло подсунуть фон Шпее «липовый» приказ. Если смотреть буквально, в этих версиях много не сходится и еще больше притянуто за уши. Начать с того, что тактических приказов своим рейдерам Берлин не отдавал, справедливо считая, что на месте виднее. Но все-таки что-то заставило двух опытных командиров ввязаться в явную авантюру как раз тогда, когда поблизости «совершенно случайно» оказывались мощные британские силы!
Бой
В случае «Эмдена», это была охрана австралийского войскового конвоя, который проходил лишь в 20 милях от Кокосовых островов и следовал в Коломбо. 38 транспортов везли 28 тыс. австралийских солдат. Их охраняли 4 крейсера – английский, японский и два австралийских. Причем конвой был увеличен с 2 до 4 единиц буквально накануне отплытия, без объяснения причин. И когда станция Кокосовых островов передала SOS, один из крейсеров – австралийский «Сидней» – немедля отделился от конвоя и пошел на помощь. Уже через два часа начался бой, в котором «Эмден» имел очень мало шансов. «Сидней» был на 5 лет моложе, в полтора раза больше, на несколько узлов быстрее, и вооружен 6-дюймовками против 105-мм пушек «Эмдена». Усугубило ситуацию также отсутствие на борту 50 матросов – специалистов, назначенных в десантную партию. А первое же попадание, разбившее дальномерный пост (как на «Варяге» в свое время), сделало положение и вовсе безнадежным. Тем не менее бой продолжался два часа. «Эмден» смог добиться нескольких «утешительных» попаданий, которые мало что изменили. Сам же немецкий крейсер получил тяжелые повреждения и продолжать бой не мог. Понимая это, фон Мюллер решил выброситься на коралловую отмель на одном из островов. Этим он по крайней мере давал шанс на спасение своему экипажу – ведь в случае потопления корабля они оказывались в кишащем акулами море. Крейсер выскочил на мель. «Сидней», после некоторого периода непонимания, прекратил огонь. Но, опасаясь нахождения здесь других крейсеров Германии, сразу не стал снимать людей, а произвел разведку в окрестностях. В результате экипаж «Эмдена», потерявший свыше 130 чел. убитыми и имевший до 80 раненых, еще более суток провел на разбитом корабле – без пресной воды, без возможности перебраться на берег. Попытки сделать это вплавь – для многих заканчивались тяжелыми ранами на прибрежных рифах или смертью. Потом подошел «Сидней» и еще один корабль, людей сняли. Корабли догнали медленно идущий конвой и вскоре прибыли в Коломбо.
В плену… у старых друзей
В Коломбо их встретила английская эскадра, включая «Гемпшир». Раненых немцев передали в госпитали, остальных пленных распределили по кораблям эскадры. Благородство благородством, но большая толпа матросов противника – это всегда опасность беспорядка. Однако позже, когда встал вопрос о перевозке немцев из Индии в Европу, 90% экипажа во главе с командиром попали на старый знакомый «Гемпшир». Кептен Грант даже освободил для немецких офицеров свой салон, а сам перебрался в штурманскую рубку. Немецких матросов тоже постарались разместить не хуже, чем экипаж. Казалось, команда «Гемпшира» испытывает некое облегчение, что вести бой со старым другом выпало не им. Впрочем, не всё было радужно. При проходе Суэцким каналом, пришлось по требованиям безопасности запереть всех пленных в душных трюмах. Тут уж против порядка не попрешь… По приходе в Средиземное море выяснилось, что пленных с «Эмдена» ждут не в Англии, а на Мальте. Лагерь там подчинялся сухопутному ведомству, и никакого пиетета к вражеским морякам не испытывал. Поэтому условия, особенно вначале, были тяжелыми. Так, матросов поместили на залитом водой поле в рваных брезентовых палатках. Впрочем, в дальнейшем это немного устаканилось, в основном благодаря деятельности фон Мюллера, постоянно требовавшего от лагерной администрации хотя бы минимальных условий для своих людей. Но это уже другая история.
Судьба «Гемпшира»
Поскольку с немецкими рейдерами было покончено, «Гемпшир», как и многие другие корабли, был возвращен в Флот Метрополии. В 1916 году он принял участие в Ютландском бою. К счастью, ничем не отличился. К счастью, потому что посылать эти во всех отношениях устаревшие крейсера в битву дредноутов было не лучшей затеей. Отряд из четырех таких же «защитников торговли» под флагом контр-адмирала Арбетнота напоролся в тумане на немецкие линейные крейсера – в результате трое погибли и четвертый едва дошел до базы. При этом без малейшего вреда неприятелю. То, что «Гемпшир» не попал в подобную переделку, наверное к лучшему. Но скучать крейсеру не дали. Через пару дней по возвращении на базу, на его борт поднялся военный министр лорд Китченер, и «Гемпшир» взял курс на Архангельск. Два эсминца – Unity и Victor – сопровождали его. Но ближе к Оркнейским островам шторм стал усиливаться, эсминцы начали отставать. Считая, что в такую погоду атака подлодок маловероятна, кэптен Савилл (сменивший Гранта на мостике крейсера) отправил эскорт обратно в Скапа-Флоу. Еще через час, в полутора милях от главного из Оркнейских островов, «Гемпшир» подорвался сразу на нескольких минах. По наиболее вероятной версии, мины были выставлены накануне Ютландского боя немецким подводным минным заградителем U-75. Взрывы пришлись впереди мостика. Штормовая погода не позволяла не только бороться за живучесть корабля, но и спустить шлюпки – их сразу же разбивало волной. Через 15 минут крейсер пошел ко дну. Часть экипажа все-таки смогла сесть на плоты Карлея, но выжили из них лишь 12 матросов – остальные погибли при шторме, в том числе и Китченер со всей делегацией. Как всегда, при провале секретной миссии «о которой никто знать не мог»(с) родилось множество невероятных слухов.
- Якобы некий Фриц Дюкень, бывший бур, а ныне немецкий шпион, решил отомстить Китченеру. Узнав об отплытии министра на «Гемпшире», он сам пробрался на него и просигналил об этом на немецкую подводную лодку, тайно стоявшую между мелких островов недалеко от Скапа-Флоу. После катастрофы якобы был спасен той же подводной лодкой. Позже был арестован за шпионаж в США, заодно рассказал и об этом эпизоде. Возможно, просто чтобы набить себе цену.
- Не менее изысканная версия – что виной всему русская императрица Александра Фёдоровна, известная германофилка, которая сообщила кайзеру Вильгельму о поездке военного министра Великобритании в Россию.
- Наконец, утверждают, что всё подстроил лично сэр Уинстон Черчилль, которому Китченер мешал развернуться. Но мы-то знаем, в каком заведении кричат лозунги «Это всё придумал Черчилль !».
Так закончился путь британского крейсера «Гемпшир» – «закадычного врага» немецкого «Эмдена».
Источник — http://samlib.ru/k/krasilxnikow_o_j/emden.shtml