Что ценит, о чем тревожится молодежь и чего хочет от жизни?
Двенадцатого августа мир отметил День молодежи, учреждённый по решению ООН в 1999 году. Этот день должен напоминать о том, насколько важна юность в жизни человека. Очень многое закладывается в это время: интересы, взгляды, поведение, житейские принципы. Каковы же они у современной молодежи?
Социологи делят ее на два поколения: «Поколение Y» — это те, кто родился в 1980-95 годах, и «поколение Z» — те, кто уродился позже 1995-го. Момент рождения, естественно, не является определяющим. Важную роль играет и характер, и происхождение, и образование, и друзья. Однако у большинства людей, родившихся в один период, есть нечто общее в поведении, взглядах, установках.
Работа: все и сразу
О «поколении Y» много говорит уже его название. Оно происходит от английского слова Why («почему»). Почему я? Зачем это нужно? Такие вопросы «Y» задает сразу, как только от него чего-то требуют, начальник, жена, родители. Он не готов подчиняться «вслепую». Он хочет все обсуждать, доказывать свое. Уверенность в себе — его типичная черта.
45% немецких студентов (опрос берлинского института trendence) заявили, что уже знают, каких условии и какой зарплаты они потребуют от нанимателя через несколько лет. Впрочем, 40% готовы идти на уступки работодателю, если получат в личное пользование служебный автомобиль, смартфон и другие бонусы вроде бесплатного билета на ж/д, скидки на телефонные тарифы и т.д.
79% хотят иметь на работе «пятизвездочный» комфорт и сервис. Каждому третьему нужен фитнес-центр в здании Компании и за ее счет. Они предпочитают работать в больших городах с клубами, театрами, кафе, пивными.
Все это нетрудно объяснить: «поколение Y» в Германии избаловано родителями. Говорят, что оно пожинает плоды их социальных завоеваний. Более того, большинство хочет жить у родителей как можно дольше (в отеле «мама») — это и дешевле, и комфортнее, и без хлопот.
Кадровики делают вывод, что, «поколение Y» лениво, эгоистично, хочет больше денег, но меньше работы, больше свободы, но меньше ответственности и спрашиваете прежде всего о возможности разумного баланса между работой и семейной жизнью.
Социологи говорят, что «Y» просто не хотят трудиться по старинке: от звонка до звонка, делать то, что приказано, а не то что нравится. Офис для них — это платформа для общения. Они хотят живую, разнообразную работу. Если она их увлекает, они могут работать и ночью.
64% хотят сами решать, когда им приходить на работу, когда работать «удаленно», т.е. через интернет, находясь дома, в кафе, в парке — где им удобно. Зато в отличие от людей старшего поколения «Y» не возмущаются, если клиенты, коллеги или начальники звонят, или пишут мейлы в нерабочее время.
Образцовым местом работы у молодых считается офис концерна Google в Гамбурге. Там царит неформальная атмосфера, похожая на клубную, со свободным посещением, неограниченным доступом в интернет, спортзалом, кафе и очень высокой зарплатой. От сотрудников требуют не присутствия, а достижения определенных целей.
Такое возможно не везде, а потому люди этого возраста по статистике работают в одной фирме не более 600 дней. В опросах, однако, 86% молодых людей высказываются за бессрочный контракт как защиту от увольнения.
Считается, что представители «поколения Y», столь разборчивы, поскольку уверены, что они — дефицит: «старикам без нас не обойтись». Но ситуация меняется на глазах. Компании Германии все чаще находят за рубежом более покладистую замену молодым немцам.
Эксперты компании Johnson Controls в исследовании о «поколении молодых» и идеальном рабочем месте опросили 5000 студентов в США, Германии, Индии, Китае и других странах. Повсюду молодые люди говорят, что хотят найти работодателя, готового прислушиваться к ним, поощряющего дискуссии, бережно относящегося к окружающей среде.
Но неожиданно для экспертов основной вопрос при поиске работы у немцев — зарплата. Студенты в других странах выделяли атмосферу в коллективе, хорошие условия для работы.
Политика: молодо-зелено
Это поколение можно назвать «зеленым» — оно требует бережного отношения к природе, готово ставить повсюду солнечные батареи. Каждый второй пытается экономить воду, электричество, топливо, сортировать мусор. Треть считают, что можно иметь только маленькие автомобили, многие готовы отказаться от них вообще или брать напрокат, когда нужно. Их родители («поколение Х») пока предпочитают иметь автомобиль у дома и ездить на нем на работу
76% (опрос Shell) всерьез обеспокоены изменением климата, видят в этом угрозу для человечества. Правда, лишь единицы готовы активно бороться за спасений природы. Значительно больше тех, кто считает, что политики и СМИ все преувеличивают, а многие уверены, что уже ничего не изменить, нужно учиться жить при новом климате.
Политика интересует «поколение Y» намного меньше, чем их сверстников в 60-80-е годы. И настроено оно не столь радикально. И все же современные молодые (77%) готовы участвовать в политакциях типа сбора подписей. А 44% выйдут и на демонстрации, если «тема» их волнует или касается лично.
Большинство молодежи придерживается умеренно левых взглядов, считает полезной деятельность правозащитных и природозащитных движений вроде Amnisty International и Greenpeace, достаточно высоко оценивает бундесвер, полностью доверяет полиции и судам. Меньше доверия к правительству и политикам. Совсем низкие оценки молодежь дает концернам и банкам.
«Поколение Y» чаще, чем их родители, участвует в различных общественных движениях и начинаниях (помогает беженцам, бедным, больным, старикам, детям как в стране, так и за границей). 39% Что-то делают лишь за идею, бесплатно. При этом, однако, более половины, соглашаются, что отношения Между молодыми и стариками «не идеальны». Преобладает эгоистичное мнение (53%), что стариков надо уважать, но размер их пенсии излишне высок.
Глобализация
Пожалуй, только молодостью, наивностью да еще материальной обеспеченностью можно объяснить тот факт, что 84% молодых положительно оценивают глобализацию. Они радуются возможности путешествовать, учиться и работать за границей. Но еще не поняли, что благодаря глобализации так же легко уходят из страны рабочие места. Предприниматели не улучшают условия труда здесь, а уводят производство в развивающиеся страны, где труд дешевле и об окружающей среде никто не думает.
Правда, понимание экономических и экологических аспектов глобализации растет: в 2006 году только 37% молодежи считали ее проблемой, сейчас -после кризиса — около 55%. И здесь социологи выделяют три тенденции.
Одни (немногие) готовы активно боролся с глобализацией, другие (примерно треть) наоборот, считают ее полезной, несущей работу, демократию, благосостояние в страны третьего мира.
Но большинство постоянного мнения не имеют, пользуются возможностью дешево путешествовать по Азии, покупать дешевые фрукты из Африки, но начинают шуметь, когда СМИ рассказывают о взрыве химзавода в Индии или пожаре на текстильной фабрике в Бангладеш.
Интернет
Интернет и его «инструменты» (смартфоны, ноутбуки, компьютеры, планшеты и т.д.) неотделимы от «поколения Y». Почти все (96%) имеют выход в интернет. В 2002 году таких было только 66%. Почти удвоилось время, проводимое молодежью в Сети: 13 часов в неделю.
Уровень образования и социальная среда очень четко проявляются в том, как пользуются они интернетом.
25% — в основном выходцы из малообеспеченных семей и без образования — только играют. Примерно столько же, в основном женщины, буквально живут в соцсетях и больше ничем не интересуются. 17% не играют вовсе. Для них интернет — источник информации, заменяющий газеты, радио, телевизор. Они постоянно присутствуют в соцсетях и, не обращая внимания на все предостережения об обманах, активно покупают через интернет. Остальные пользуются всеми функциями интернета.
Мораль, традиции, семья
По-прежнему для молодежи личные и трудовые успехи важнее всего, но при этом только половина «поколения Y» считает важными качествами трудолюбие и честолюбие. Вторая половина ставит на первое место развлечения, радости жизни, социальные контакты, особенно, общение с друзьями.
Подавляющее большинство считают необходимым соблюдать моральные нормы, сложившиеся в обществе.
76% «поколения Y» убеждены, что для счастливой жизни человеку нужна семья, хотя примерно половина завести ее не успевает. 75% намерены воспитывать своих детей так же, как воспитывали их.
Но только 69% хотят иметь детей. 66% считают, что дети обходятся слишком дорого и создают много проблем для карьеры. Именно поэтому брак до 30-ти лет в Германии считается ранним.
Сейчас молодежь оптимистичнее, чем до кризиса (2008-11 годы): 59% уверены в. своем будущем, 35% не очень уверены и лишь 6%. пессимистичны. Это в среднем. Но среди молодежи из малообеспеченных семей лишь 33% оптимистичны. Еще сильнее разрыв в оценках своей нынешней ситуации. В среднем почти две трети молодых людей довольны своей жизнью, но среди малообеспеченных довольных лишь 40%.
«Поколение Z»
О взглядах и жизненных установках «поколения Z» (это дети и подростки) судить пока трудно. Ясно лишь, что они «обручены» с компьютером, ведь он появился у них раньше игрушек. 51% детей 6-9 лег пользуются интернетом. А к 13-ти годам в нем каждый день бывают 94%.
На компьютере они учатся читать и писать, а потому без ошибок писать не в состоянии (программа сама все исправляет). Как заметил преподаватель профшколы, они слово «вентиль» написать без ошибок не могут, но компьютерами и смартфонами пользуются виртуозно.
Из-за постоянного «сидения» в социальных сетях они становятся все большими индивидуалистами, поскольку все меньше общаются друг с другом «живьем», без смартфона.
Они не могут обходиться без словечек и сокращений, используемых в Сети. Причем у русскоязычных детей это проявляется сильнее, ведь им приходится приспосабливать к своему русскому английские компьютерные термины.
источник: Виктор АГАЕВ "Новое поколение выбирает…" КОНТАКТ-ШАНС №35 18.08.-24.08.2014