«Негадкие утята»
Давным давно, когда пещеры были коммуналками, а в супермаркетах пищу приходилось ловить и забивать камнями, небритый до мохнатости человек, глядя на мелькающих в синеве первобытных куриц, решил что эти птички ему должны. Должны поделиться ноу-хау полета и поделиться небом.
Решил, рыгнул для солидности и стал подпрыгивать. С начала на одной ноге, потом на двух. С сотой попытки он понял, что для явного полета ему не хватает масштаба и в стопервый раз подпрыгнул в пропасть. Соплеменники отскребли прыгуна со скалы, сложили остатки в ямку и ставили на полетах крест. Не на долго, так как в пещерах места становилось по менее, а народу соответственно поболее. И с некоторых пор среднесуточное количество прыжков в пропасть пошло в гору.
Со временем, когда количество шишек у выживших прыгунов перешло в качество , они наконец то поняли, “для полета нужны … мозги”.
Именно с этого момента и началась всемирная история завоевания воздушного океана. Неисчислимые горы сломанных шей, берцовых костей и карьер, горы костылей и кресел-каталок пошли на постройку это бесценной для человечества лестницы в небеса.
Изначально неуклюжие прыжки с колоколен, подьемы на надутом теплым воздухом шаре и лягушачьи подпрыгивания этажерки братьев Райт, с годами превратили небо в место где вполне комфортно можно провести время пересекая океаны и ковыряясь в завтраке или на худой конец гугле.
Бритый, воняющий дезодорантами и рекламой человек перестал прыгать в пропасть. Зачем? То что летает делает это вполне на “высоте”, редко падает и “жрет” пока не так уж и много. И прогресс как то сам собой “завис”.
А зачем прыгать то?
За то лет так полста назад….
В те времена былинные, когда все рвали жилы в соревновании между и против, рождались прототипы сегодняшних традиционалистов и “гадкие утята” и это было интересно и необычно.
О интересном и необычном.
Ryan XV-5A / B Vertifan — бабушка F-35.
Экспериментальная модель компании Дженерал Электрик созданная как говаривал Жванецкий для “отработки ориентации ракет в безвоздушном пространстве” в конечном итоге принесла свои плоды и ее наработки были использованы при создании F-35.
XV-5 был оснащен двумя роторами 1,52 м в диаметра встроенными в каждое крыло и ротором 0,91 метра в диаметра, в носовой части.
Оба вентилятора были защищены специальными панелями которые в крейсерском режиме полета были закрыты. Кроме этого применялась малая автоматизация типа жалюзи, позволявшая в некоторой мере регулировать направление вектора вертикальной тяги.
Еще одним преимуществом является то, что количество топлива, используемого для вертикального взлета было сопоставимо с количеством используемых для обычного взлета. Кроме того, низкая скорость выхода воздуха, выходящего из вентиляторов позволило использовать все типы поверхностей, в отличие от взлета того же Harrier.
К сожалению дальше всесторонних экспериментов закончившихся серией авиакатастроф дело не сдвинулось, а жаль.
Focke Achgelis Fa 269 — прадедушка V-22 Osprey
У этого “утенка” было два больших винта диаметром 4 метра, установленных в средей части крыла и двигателем в фюзеляже. Редуктор позволял поворачивать ось вращения винтов на 85 градусов, а не вверх, а вниз.
Столь своеобразная схема наложила массу проблемных моментов для решения которых немецкие специалисты применяли такие интересные реализации как гидравлическая подвеска системы вооружения и очень длинные убираемые в полете шасси.
Окончил свои дни этот "утенок" во время бомбежки завода Achgelis Hoykenkamp 4 июня 1942. Работы по возобновлению проекта не проводились (в нацисткой Германии).
Если взять кольцо и впихнуть в него пропеллер то получится прекрасное летающее ведро без дна и какой либо подьемной силы. Однако если разрезать это ведро вдоль то эффект Бернулли во всю потянет половинку ведра вверх. Гораздо сильнее чем просто крыло – эффективная длинна такого устройства больше даже на глазок.
Создатель этого мотылька с укороченным взлетом и посадкой всю свою жизнь потратил на пробивание этой прекрасной идеи в жизнь. К сожалению как и в множестве случаев это не удалось , иначе наше небо выглядело бы по другому.
“Вертолет как средство передвижения это роскошно, но несколько проблемно. Ротор нужно раскрутить, а для этого кроме турбин нужен еще и тяжелый редуктор” – подумалось очередному “прыгуну” и он сотворил ротор – двигатель.
Теперь ротор вращался от истекающих с концов лопастей реактивных струй раскаленного газа. Где редуктор? А нету! И значит можно дополнительно накидать в вертолет оружия и людей.
Но не срослось и опять, в который раз, над нашей головой летает что-то очень традиционное и привычное, а как бы интересно жилось в альтернативном мире, там где все эти разработки были доведены до ума и пущены в дело.
И можно сколько угодно спорить о ошибочности той или иной концепции, но эти “гадкие утята” сделали одно огромное дело – отправили в полет фантазию тех кто создавал современную авиацию.
За что им честь, хвала и поклон в пояс.