В начале августа стало известно, что таяние гренландских льдов выводит на поверхность погребенные под толстым слоем снега радиоактивные отходы с американской военной базы Camp Century. «Лента.ру» вспоминает историю этого таинственного подледного сооружения, его место в раскладах холодной войны и уникальную роль как военно-научной лаборатории.
Щит и меч против СССР
Американцы заинтересовались Гренландией еще во время Второй мировой, получив от посла оккупированной Дании разрешение на использование острова в целях обороны (с 1814 года Гренландия — датская колония). Холодная война сделала остров жизненно важным для противовоздушной обороны — кратчайший путь для стратегических бомбардировщиков и ракет из СССР в США проходил через Гренландию.
Уже в 1951 году американцы построили там свою самую северную авиабазу Туле(в 1118 километрах к северу от полярного круга). Но вскоре Пентагон решил, что стратегические бомбардировщики и радиолокационная станция не способны защитить США от неожиданного прорыва «красных» через Арктику. Родился проект «Ледяной червь» (Project Iceworm): разместить на острове 600 межконтинентальных баллистических ракет (МБР), постоянно перемещающихся по рельсам в туннелях под ледяным щитом.
Для маскировки оборонного проекта общественности предложили не секретный и устрашающий, а открытый и утопичный план — построить в Гренландии идеальный подледный город, где ученые, инженеры и военные будут вместе решать свои творческие задачи. Лагерь Camp Century («Столетие») должен был стать символом морального и технического превосходства «свободного мира», покоряющего Арктику.
С ледника на Луну
Работы начались в 1960 году. В ледяном щите пробили 21 туннель общей протяженностью три километра. Из готовых блоков, доставленных гусеничными тягачами, построили лаборатории, библиотеку, часовню, кафе, комнаты отдыха, прачечные. И казармы. Электричество обеспечивал первый в мире мобильный ядерный реактор Alco PM-2A. Воду брали из ледника (до 38 тысяч литров в сутки), растапливали ее горячим паром и проверяли на наличие микробов. Продумали системы отопления, канализации и вентиляционных шахт. В лагере постоянно находились до 200 человек.
Фотографы представляли американцам все это как героический подвиг рабочих и инженеров, стремительно создающих всю необходимую для жизни инфраструктуру в период короткого арктического лета, а также как спокойное наслаждение американским образом жизни в любых условиях. «Хотя сначала кажется, что ты попал в научно-фантастический фильм, на самом деле жизнь внутри ледника мало чем отличается от американских или канадских городков. Ученые и солдаты беззаботно проводят опыты, играют в пинг-понг, вырезают модели самолетов, едят бифштексы и стирают одежду», — писал в своем репортаже в 1962 году продюсер канала CBS Уолтер Уэйджер (Walter Wager).
Уэйджер подчеркивал: лагерь — это успешный социальный эксперимент по выживанию коллектива в изоляции от привычной среды. Самые обычные американцы, оказывается, могут месяцами работать вместе подо льдом, не страдая от депрессий и истерик, не устраивая друг другу скандалов. Ни одной трагической сцены в духе «Красной тревоги», отмечает Уэйджер.
Американцы показали свою готовность к следующему «прыжку» — на лунные и марсианские базы. «Ученые США, планирующие первый форпост свободного мира на Луне, в одном могут быть уверены. Camp Century доказал: если техническая сторона дела достаточно проработана, есть молодые люди, которые способны взять на себя эту миссию… и прорваться сквозь тьму».
О военных задачах Camp Century умалчивали, а научные — восхваляли даже в официальном фильме Армии США, посвященном лагерю, The Story of Camp Century: The City Under Ice. Лагерь назывался «идеальной арктической лабораторией». Кульминацией фильма была транспортировка и сборка многотонных блоков ядерного реактора в условиях снежной бури.
Ловушки военного пиара
Впрочем, в военных идеях недостатка не было. Camp Century предлагали оснастить мощной радарной станцией, эскадрильями реактивных истребителей, спрятанных в подледных ангарах и в нужный момент забрасываемых в небо паровыми катапультами, как на авианосцах, ракетными батареями, которые не позволят советским боеголовкам долететь до Америки, и, наконец, отрядами десантников, готовыми оперативно высадиться с самолетов на сибирских базах СССР. Наиболее перспективной идеей выглядело размещение ракет ипротиворакет в подледных ангарах.
План отвлечь внимание от размещения десятков ракет и противоракет в ледниках Гренландии ярким и привлекательным научным проектом Camp Century сработал. Однако сама раскрутка лагеря в американских и мировых СМИ сделала невозможным соблюдение секретности — публика догадывалась, что Пентагон затеял это предприятие не просто так и милитаризация Гренландии неизбежна.
Славный конец
Однако погубили Camp Century в конечном счете не пронырливые журналисты и не строптивые датчане. Согласно плану, лагерь должен был простоять 10 лет, до 1970 года, после чего его придется оставить — из-за движения ледников. Чтобы стены и крыша не обрушились, обслуживающему персоналу приходилось ежемесячно убирать более 120 тонн снега и льда с поверхности ледяного щита. Но уже в 1962 году из-за трамбовки снега крыша над АЭС опустилась на полтора метра (ее пришлось аврально поднимать). В 1964-м деформация туннелей стала опасной для реактора, и АЭС демонтировали. Еще год станция проработала на дизельных генераторах, а в 1965-м ее полностью эвакуировали.
И снова популярность Camp Century вынудила армию оправдываться перед американцами — почему «форпост свободного мира», на который потратили десятки миллионов долларов налогоплательщиков, так быстро прикрыли? Однако фиаско американских инженеров Пентагон представил как успех: передовые технологии строительства в арктических условиях обкатаны, а мобильность подлодок с ракетами «Поларис» сделала излишним строительство подледных туннелей для МБР.
В самый последний момент база Camp Century сослужила службу мировой науке. Датский палеоклиматолог Вилли Дансгор (Willi Dansgaard) первым догадался, что изотопное соотношение кислорода и дейтерия в ледниках может служить индикатором климата прошлых веков. Договорившись со своими коллегами из Армии США, Дансгор добился того, что летом 1966 года в уже закрытом лагере пробурили ледник до глубины 1390 метров и извлекли оттуда ледяные керны (колонки). Они, как выяснилось впоследствии, хранили в себе информацию о ста тысячах лет климатической истории.
https://lenta.ru/articles/2016/08/14/cityunderice/?utm_source=rnews
Хвостовой винт-«пятое
Хвостовой винт-"пятое колесо", а так-забавный аппарат.
++++++++++
Очень уж не
++++++++++
Очень уж не обычный внешний вид
+++++++++++++++++
нешаблонно
+++++++++++++++++
нешаблонно мыслит товарищ муххамедов
Эдакий «Зайцу
Эдакий "Зайцу стоп-сигнал"
Пять баллов! Очень гаромнично, того и гляди это разовьется в полноценную летающую тарельку 🙂
Не раскрыта тема механизации
Не раскрыта тема механизации винта. А то как то странно. Ели он толкающий то должен разворачиваться в низ. Или лопасти должны проворачиваться на 90 градусов.
Moy krest пишет:
Не раскрыта
[quote=Moy krest]
Не раскрыта тема механизации винта. А то как то странно. Ели он толкающий то должен разворачиваться в низ. Или лопасти должны проворачиваться на 90 градусов.
[/quote]
—не вижу противоречий.Винт скорее всего ВИШ.При повороте вверх работает на подьем машины совместно с вентилятором.В нормальном положении —горизонтальном —толкает машину вперед.
В чем проблемы.?
Дальность полёта с 5
Дальность полёта с 5 пассажирами и ВВП при взлётном весе 2500кг из области ненаучной фантастики.
Тема практического применения аппарата нераскрыта.
Может описка?
Может описка?
В смысле не 1200-2000, а
В смысле не 1200-2000, а 120-200км с дозаправкой в воздухе?
Сагаре пишет:
В смысле не
[quote=Сагаре]
В смысле не 1200-2000, а 120-200км с дозаправкой в воздухе?
[/quote]
Посмотрел еще раз на их сайте.Так что такая дальность вполне достижима.Только не указана с какой нагрузкой.
Берем сковородку.
Берем сковородку. Приделываем крылья и кабину какая понравится. Можно вообще без кабины. Экипаж будет внутри сковородки. Опа. Революция в авиастроении.
olegog пишет:
Берем
[quote=olegog]
Берем сковородку. Приделываем крылья и кабину какая понравится. Можно вообще без кабины. Экипаж будет внутри сковородки. Опа. Революция в авиастроении.
[/quote]
Лучще взять тапок и кое кого им полбу.
Я Мухамедову как конструктору как то больше доверяю.Чем неизвестным флудерам
Нет ничего принципиально
Нет ничего принципиально нового в такой компоновке.
А тапочек скрути в трубочку и далее себе … по инструкции.
А тапочек скрути в трубочку и
Коллега olegog получает одтн день бана за хамство. И ещё коллега. Во первых у нас общаются на вы. Во-вторых, когда кончится бан поставьте себе аватарку.
Значит угрожать тапочком это
Значит угрожать тапочком это не хамство? А совет, что с этим тапочком сделать, это хамство? Логика немного невзрослого человека. Вот взять бы тапочек и коекому по лбу , чтобы повзрослел. И не забывайте, Уважаемый Коллега, — "За Ваше мнение, я готов перегрызть Вам глотку, но за Ваше право его высказать — я отдам свою жизнь."
Значит угрожать тапочком это
Я не знаю коллега какой у вас возврат. Но именно у вас логика невзрослого человека
Это юмор. А то что вы написали это хамство.
Кстати, ваш клон удалил.
Проще тапком чем доказывать
Проще тапком чем доказывать ))))
olegog_tmp пишет:
Значит
[quote=olegog_tmp]
Значит угрожать тапочком это не хамство? А совет, что с этим тапочком сделать, это хамство? Логика немного невзрослого человека. Вот взять бы тапочек и коекому по лбу , чтобы повзрослел. И не забывайте, Уважаемый Коллега, — "За Ваше мнение, я готов перегрызть Вам глотку, но за Ваше право его высказать — я отдам свою жизнь."
[/quote]
Может я и погорячился с тапочками. Но вы сами напросились своим неуважительным отношением.Если есть что по существу сказать говорите а так пустопорожнее засорение .
Не хотел проявить
Не хотел проявить неуважение, но посмотрите на вид спереди, а затем сверху. Круглый корпус похож на кухонную посуду. Не очень он аэродинамичен. Я думаю нужно его немного вытянуть и сузить. И вообще профиль корпуса изменить.
Мухамедов очень хороший
Мухамедов очень хороший аэродинамие,это многие отмкчали .У него пунктик—круглое крыло .Так вот когда продували такую компоновку .Оказалось что она имеет очень хорошие аэродмнамическкие качества.
Круглое крыло или круглый
Круглое крыло или круглый корпус?
Если бы все так хорошо было счас бы половина круглых самолетов была.
Интересно, наивно, напоминает
Интересно, наивно, напоминает юность уважаемого конструктора, когда топливо не считали. СВВП никак не может быть экономичным. Какое круглое крыло не приставь посредине. Потому что в режиме взлета и посадки вся необходимая сила должна быть получена "без крыла". Развитый центроплан если и дает что-то, то опять на больших углах, т.е. при низком качестве и большой тяге — еще намек на избыточную мощность. Какая часть самолета используется для полезного груза — видно из рисунка.
Всю историю авиации конструкторы ищут чего-то в интегральной схеме. Но когда надо получить действительно высокое качество, это выглядит примерно так:
http://www.youtube.com/watch?v=UK5XVGV8eM8