NAUTILUS-X (Non-Atmospheric Universal Transport Intended for Length United States eXploration)

0

  После отмены Бараком Обамой программы “Констеллейшен” НАСА получило хороший урок. Времена сменились, и терпеть раздутых мегапроектов с огромными попилами, не содержащими в себе ничего нового теперь никто не станет. Если НАСА хочет остаться в бизнесе, ему срочно нужно учиться вновь шевелить мозгами, а то конкуренты ведь не дремлют.

И, надо заметить – осознав такую необходимость, НАСА расстаралось, и с ходу выдала весьма оригинальный концепт, свидетельствующий о том, что мозги у американских инженеров варят еще очень неплохо (если их удается им вправить)

NAUTILUS-X (Non-Atmospheric Universal Transport Intended for Length United States eXploration)

Программа NAUTILUSX (NonAtmospheric Universal Transport Intended for Length United States eXploration  Внеатмосферный Универсальный Транспорт Приспособленный для Продолжительных Американских Экспедиций), является на данный момент одним из наиболее смелых и оригинальных концептов, находящихся в разработке. По сути дела, она предполагает создание мобильной космической станции, универсального корабля, пригодного для экспедиций продолжительностью до 24 месяцев. Расчетный экипаж корабля предполагается в 6 человек.

Интерес представляет то, что намучавшись с вопросами поведения организма при длительном пребывании в невесомости, НАСА с самого начала запроектировало центрифугу тороидального типа как неотъемлемую часть корабля.

Весьма интересны и скромные ценовые расценки на создание системы. Обжегшись на “Констеллейшен”, НАСА начало думать, и неожиданно нашло возможным создать неплохую экономию – если будут работать, а не пилить бабло. Расчетная стоимость программы составляет 3,7 миллиарда долларов, а продолжительность разработки – 64 месяца. И то и другое много лучше обычных стандартов НАСА последнего времени, что внушает перспективы.

 Цели проекта:

 Основная цель – создание универсального корабля, пригодного как основа для экспедиций на Луну, Марс или к другим объектам без кардинальных перестроек.

 

NAUTILUS-X (Non-Atmospheric Universal Transport Intended for Length United States eXploration)

 

Согласно первоначальной схеме, такой корабль предполагается поместить в точке Лагранжа системы Земля-Луна L3 (т.е. в точке либрации), где он сможет неограниченно долго находиться без затрат топлива на поддержание орбиты. В такой версии, NAUTILUSX будет играть роль “перевалочной станции” на пути к Луне.


В основе проекта лежали следующие требования:

 

1)      Экипаж 6 человек

2)      Жизнеобеспечение до 24 месяцев

3)      Возможность использоваться в космических перелетах

4)      Поддержка пилотируемых экспедиций

5)      Исключительно космическое назначение

 

Дизайн:


В основе корабля лежит конструкция с проходящим по его длине коридором 6,5x14 метров. Корабль имеет модульный дизайн, и на центральной конструкции крепятся разнообразные узлы, манипуляторы, системы. Предполагается также стыковочные узлы для атмосферных кораблей (напомним, что NAUTILUSX совершенно не имеет собственных средств входа в атмосферу) “Орион” (НАСА) или “Дрэгон-X” (SpaceX) или посадочных капсул, предназначенных для исследования Луны и Марса. В основную структуру также включен широкоразмерный воздушный шлюз и командный, контрольный и наблюдательный отсек.

 

NAUTILUS-X (Non-Atmospheric Universal Transport Intended for Length United States eXploration)

 

На противоположной от двигателей стороне NAUTILUS размещается перпендикулярно диаметральной линии ротационная центрифуга в виде тора диаметром. Она предназначена для размещения экипажа корабля на время полета. Сразу за центрифугой идут баки с водой и дигидрогеном, играющие роль дополнительной защиты от радиации.

В основную структуру корабля включены также большеобъемные модули хранения для запасов, оборудования и научного снаряжения. По сути дела, эти модули представляют собой большие объемы “складов”, заполняемых любым оборудованием.

 Стандартная версия корабля имеет только 3 блока складских модулей. Версия “увеличенной продолжительности” несет большее количество модулей. На корпусе также закрепляются “ангары” для длительного хранения посадочных аппаратов.

 

Технология:

 Для ускорения процесса монтажа столь крупного корабля, в основу конструкции положен принцип создания надувных, складывающихся модулей, при выходе в Космос разворачивающихся под действием давления. Технология была успешно опробована на ныне находящихся на орбите прототипах станции Genesis фирмы Bigelow Aerospace. За счет этого возможен вывод большеобъемных конструкций ракетами-носителями.

 В основу двигательной системы корабля будут положены плазменные двигатели VASMIR работающие на аргоне. Эти двигатели малой тяги но высокого удельного импульса очень удобны для подобных систем, так как могут обеспечивать очень высокие скорости полета.

 Предполагается также монтаж гидропонного модуля, для обеспечения замкнутого круговорота среды.

 

В настоящее время:

 

Сейчас НАСА работает над основной деталью проекта –Демонстратором Центрифуги, который предполагается испытать на МКС. Задача ДЦ – проверить правильность положений, положенных в основу разработки центрифуги, и работоспособности надувных конструкций сложной формы.

NAUTILUS-X (Non-Atmospheric Universal Transport Intended for Length United States eXploration)

 

На МКС модуль будет доставлен ракетой Дельта-VI или Атлас-V. Пока еще точно не решено, какого именно размера будет модуль (обсуждаются проекты в 9,1 метра и 12,2 метра) В приведенной таблице продемонстрирована разница между версиями.

 

Оборотов в минуту

9.1m (30 ft.), g

12.2m (40 ft.), g

4

0.08

0.11

5

0.13

0.17

6

0.18

0.25

7

0.25

0.33

8

0.33

0.44

9

0.41

0.55

10

0.51

0.69

 Согласно расчетам НАСА, на сборку и запуск модуля потребуется всего около 84-118 миллионов долларов, и он может быть готов уже через 34 месяца.

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account