24

Содержание:

История создания

Во второй половина 30-х годов на вооружение РККА стали массово поступать танки. Ежегодно с заводов приходили сотни легких МС-2/3/4, большие количества средних СТ-2/3/4 и немало тяжелых МП. Но чем стремительнее пополнялась матчасть, тем очевиднее становился разрыв между «железом» и «пользователями». Обученных танкистов, не то чтобы не хватало, их нехватало катастрофически. Обучение танкиста обходилось, как не дороже обучения пилота! Действительно: пилот можно начать учить с планера, потом пересадить на тряпошно-березовый У-2, у которого мотор, всего на один цилиндр больше, чем у грузовика ГАЗ-АА. А танкисту нужен танк, стоимостью десятки тысяч рублей! Использование устаревших танков в качестве учебных машин дало лишь временный эффект: довольно быстро выяснилось, что танки – машины экстремальных параметров, и долговечностью агрегатов не отличаются. Сложилась парадоксальная ситуация: танки есть, но их эксплуатировать некому. А если начать учить «крестьян от сохи» на нормальных танкистов, то танки быстро кончаются. В обоих случаях танковые войска становятся бесполезными: либо у вас много танков, но ими не умеют управлять, или есть обученные танкисты, но танки выработали ресурс, и требуют замены.

Передача в училища танкеток ОМ-1 и 2 заметно улучшило ситуацию: простые и дешевые ОМ-ки, сделанные на базе серийных грузовиков легко ремонтировались, но ОМ-1 была тесная и неудобная, а так же не отличалась ресурсом агрегатов: обучаемые «убивали» главную передачу и дифференициал от ГАЗ-АА, порой за месяц. ОМ-2 была перетяжелена, для учебных целей 12мм броня была явным излишеством.

Для решения проблемы дефицита кадров, было принято решение создать танковые центры ОСОАВИАХИМ-а наподобие аэроклубов, и оснастить их дешевыми и простыми учебными танками.

Конструкция.

Конструкции танкетов ОМ1/2 качественно переработали, основной упор был сделан на дешевизну и долговечность. Поэтому, мотор, сцепление и коробку передач  взяли от ГАЗ-ММ, но главную передачу с задним мостом от ЗИС-5. Такое сочетание позволило сделать трансмиссию, практически, неубиваемой. Двойная главная передача выдерживала крутящий момент от ГАЗ-овского мотора играючи, прощая ошибки курсантов при переключении передач без последствий. Для хорошего охлаждения, ветилятору добавили лопастей и применили радиатор от ЗИС-5. Корпус выполнили из неброневой стали, толщиной 3-5мм. С подвеской и гусеницами пришлось поработать. Металлические гусеницы от ОМ-1/2 посчитали слишком дорогими и недолговечными. На глаза конструкторам Кировского завода попался полугусеничный ГАЗ-овский грузовик НАТИ-3 с резиновой гусеницей. Комиссия «танкистов» походила вокруг, потыкали в катки палокой, хмыкнув неодобрительно. К ним подбежал ведущий конструктор гусеничной тележки, взахлеб расказывая о ее преимуществах и достоинствах.  На свой пиар автор получил жесткий отлуп: нас учить, как делать гусеничный ход не надо, косяки в конструкции серьезные, но общая идея – подходящая. Гусеничную тележку и гусеницу переработали, для начала введя принудительное зацепление. Этим снялась проблема пробуксовки гусениц. Дальше, вместо тележек с мелкими катками, поставили доработанную рессорную подвеску от НАЗ-НАТИ-30 с колесами от ГАЗ-А. Использование автомобильных колес с пневматическими шинами позволило сильно повысить плавность хода и применить колесно-гусеничный ход. Переход на колесный ход происходил просто: на ведущую звездочку одевалась дополнительная шестерня для цепного привода, такая же звездочка устанавливалась на переднее опорное колесо. Передача момента на передние колеса осуществлялось цепной передачей. Поворачиваемых колес не было, поворот осуществлялся как и прежде — по танковому. Разумеется, что в учебном танке было двойное управление, для курсанта и инструктора.

Учебный танк должен быть похож на настоящий, поэтому была сохранена вращающаяся башня с пулеметом в шаровой установке. Основным вооружением стал учебный 5,6мм пулемет Блюма под «мелкашечный» патрон. Но, можно было поставить и ДТ. Башенный люк был сделан в стиле танков МС и СТ, что позволяло тренировать командиров экипажей. В итоге получилась простой, надежный и долговечный комбинированный колесно-гусеничный ход, очень хорошо подходящий для первоначального обучения танкистов.

Боевое применение.

Танкетка получила наименование МУ-1 (малый, учебный). МУ-1 производилась с 1935-го года по 41-й, за годы серийного производства выпустили около 2 тысяч машин. Основная часть МУ-1 поступила в училища, и танковые центры ОСОАВИАХИМ-а, немалая часть машин были передана в войска: в танковых дивизиях были сформированы учебные роты, укомплектованнные МУ-1. На этих машинах отрабатывалась тактика применения танков, учили взамиодействию с пехотой и артиллерией. Кроме этого, на всех войсковых учениях, МУ-1 изображали «синих», т.е. танки противника, при этом им рисовали опознавательные знаки стран, вероятного противника. Именн поэтому МУ-1 показан с польской кокардой на башне. Это хорошо повышало моральный уровень танкистов: громить на СТ-4 танковые части, вооруженные МУ-1, что может больше вдохновлять на победы?

С началом войны, часть ОСОАВИАХИМ-овских центров расформировали, сделав из них танковые училища, но МУ-1 использовали и там. МУ-1 использовались исключительно для обучения и тренировок танкистов. Активное использование МУ-1 проходило до 1942-го года, после чего их посчитали несоответствующими современным танкам и начали списывать по износу, заменяя легкими танками. В войсках, имевшиеся в учебных ротах МУ-1, использовали как небронированное транспортное средство повышенной проходимости, или легкий тягач, при этом, зачастую снимая пулеметную башню.

ТТХ МУ-1:

  • Вес 1,8 т.
  • Длина 3,3м
  • Ширина 2,3м
  • Высота 1,77м
  • Скорость по шоссе – 40кмч на гусеницах, 50 км/ч на колесах.
  • Запас хода 150 км.
Подписаться
Уведомить о
guest

31 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account