Начало после конца. V 3. Крейсера-минзаги. Альтернативный крейсер «Изумруд».
Продолжение, начало в V.1 и V.2.
К осени 1905 года на Балтийском заводе строился минный заградитель "Енисей". Недавно обновлённое руководство морского министерства решило, наряду с проектами броненосцев и крейсеров, пересмотреть и проект минзага, исходя из опыта прошедшей войны.
По оценкам офицеров, участвовавших в боевых минных постановках РЯВ, основными недостатками МЗ "Амур" и "Енисей" была малая скорость и слабое вооружение, не позволявшие без прикрытия других сил безопасно производить минные постановки. К тому же, было понятно, что в ближайшее время, скорости кораблей основных классов возрастут и 18 узловый проект устарел.
Балтзаводу поручили спроектировать МЗ с "максимально возможной скоростью, но не менее 26 узлов", в "самый короткий срок", для того, чтобы не обрекать рабочих завода, занятых постройкой "Енисея" на безденежье и голод. Быстрота была нужна и для скорейшего пополнения флота очень нужными кораблями.
В связи с вышеуказанным, выбор у инженеров БЗ был небольшой, — корпуса КР "Жемчуг" и КР "Боярин". Остановились на последнем. Он был более мореходным и удобным для команды, а также обладал лучшей гидродинамикой, при почти равном с "Жемчугом" водоизмещении. Скорость решили повысить путём установки котлов и машин КР "Новик". Но его котлы признали недостаточно надёжными и решили установить котлы Нормана от строящихся ЭМ типа "Доброволец", числом 10 штук, что несколько повышало паропроизводительность. От "Новика"/"Жемчуга" остались машины, заказывать которые предполагалось Невскому заводу(уже ранее строившему их) и Балтзаводу по одинаковым чертежам. Но и с этими ПМ было проблемным достижение скорости в 26 узлов.
В это же время было приобретено судно "Ласточка" для обучения турбинистов. Балтзавод предложил продать только что приобретённое судно, а для приобретения опыта эксплуатации турбин, установить последние на проектируемые минзаги. Таким образом, становилось реальным достижение скорости в 26 узлов. А для надежности, силовая установка должна была состоять из двух паровых машин и одной турбины.
Несколько позднее морское министерство приняло решение о постройке третьего минзага, путём отказа от переоборудования в МЗ крейсера "Минин"(а ещё позднее и других устаревших крейсеров) и отказа от строительства нескольких эсминцев по устаревшим проектам.
Таким образом, получалось, что флот пополнялся тремя современными, скоростными лёгкими крейсерами(учитывая вооружение из восьми 120/45-мм орудий) с полноценной функцией минзага и возможностью обучения турбинистов. Причём, эти КРМЗ-и не требовалось прикрывать более тяжёлыми кораблями, а с лёгкими силами противника они вполне могли справится сами(после постановки мин) или уйти от них.
За полгода проектирования несколько раз менялся состав вооружения. Начиналось все с восьми 120мм орудий Кане за щитами, поменявшихся на восемь 120мм-ок Виккерса, также со щитами. Окончательный же вариант(по опыту Чемульпинского боя), включал восемь 120/50мм орудий Виккерса в четырёх башенных установках, аналогичных АУ мониторов типа "Шквал". При этом броня башен была уменьшена с боков до 25 мм, броня крыши до 13 мм. Из-за размещения орудий в башнях на полубаке и кормовой надстройке в междудонное пространство было уложено около ста тонн балласта в виде примерно 50 кубов бетона, для улучшения остойчивости. При полной загрузке минами(200 шт. в погребах и 200шт. на верхней палубе) рекомендовалось принимать 100-200 тонн воды в междудонное пространство.
КРМЗ-ли имели бронепалубу в 32мм и бронепояс в 50-75 мм.
Строительство первого корабля серии началось в декабре 1905 года. Спуск на воду всей серии весна-осень 1907г., вступление в строй в 1909 году. Задержка в сдаче кораблей флоту была вызвана переделкой погребов под новый тип мин(обр. 1908г.) и освоением турбинных установок.
После всех переделок и освоения личным составом, флот получил отличные, быстроходные, бронированные, сильно вооружённые крейсера-минзаги, несущие до 400 мин(в перегруз, нормальный запас мин- 200шт.).
На испытаниях осенью 1909 года корабли развили 26,5-27 узлов при мощности на валах до 22000 л/с и водоизмещении немногим более 3200 тонн.
В середине 1912 года встал вопрос о постройке серии лёгких крейсеров, проектирование которых из-за разных причин затягивалось, а водоизмещение и стоимость были высоки. Недавно назначенный морским министром адм. Григорович дал задание БЗ проработать проект КРМЗ в том же корпусе, что и ранее, но с применением котлов на нефтяном отоплении и турбин на всех валах. Т.е. корабли получали ПТУ мощьностью 35000 л/с , что позволяло достичь скорости в 30 узлов. Вооружение и бронирование не изменилось, только мины(200 шт.) или дополнительная нефть принимались теперь не в перегруз, а входили в основную нагрузку. В конце 1912 года КРМЗ были заложены в кол-ве 4 штук на Балтике и 3 штук на ЧМ. Спуск на воду состоялся в 1913-1914 годах. В строй балтийские корабли вошли до конца 1915 года(головной- июль 1914г.), черноморские- до середины 1916 года.
Первая и вторая серии КРМЗ приняли активное участие в боях ПМВ на Балтийском и Чёрном море. В частности, в марте 1916 года, в бою на Чёрном море, два КРМЗ повредили германо-турецкий крейсер "Бреслау", используя преимущество в скорости, вооружении и бронировании. "Мидилли" был вынужден сбавить ход, был настигнут русским ЛК и потоплен.
"Большие" же лёгкие крейсера (6800 т.) не были начаты постройкой вначале в связи с недостатком финансовых средств, а затем в связи с начавшейся войной.
Необходимо отметить, что вместо заказа в Германии двух лёгких крейсеров, там же были заказаны 15 турбин и два комплекта ПТУ для строящихся КРМЗ и эсминцев, что и позволило ввести в строй до начала войны один КРМЗ и два ЭМ двух серий(один полукрейсер и один обычный ЭМ). Весь заказ был получен из Германии до начала ПМВ, последний германский пароход с двумя турбинами пришёл в Петербург в начале июля 1914 года, где и был задержан после начала войны и впоследствии реквизирован. Германскими турбинами были обеспечены три КРМЗ и три ЭМ.