4

Уважаемые коллеги, выкладываю очередную «мирную» серию кораблей альтернативной русско-японской войны. На этот раз речь пойдет о буксирах, малых и больших океанских. О кораблях-спасателях и кабелеукладчиках. И совсем уж мирных земснарядах. Хочу поблагодарить уважаемого коллегу LPGMASTER за оказанную помощь, а так же уважаемым коллегам Из майкудука и Bull, натолкнувших меня на некоторые мысли. Прошу прощения за довольно длинную статью, но уж очень хочется закончить с «мирными» судами и перейти к более интересным темам военных кораблей. В связи с этим спешу Вас обрадовать, «мирные» корабли у меня закончились и после этого я наконец-то начну выкладывать боевые корабли. Приятного чтения.

Реформа портового управления 1882 года, затеянная комиссией вице-адмирала Жандра, по меткому выражению вице-адмирала И.Ф. Лихачева была «одеялом из лоскутков», представляющая собой смесь разнородных начал и принципов. В 1895 году вице-адмиралу Р.В. Хорошихину удалось убедить у Николая II, внести изменения в «учреждении портового управления». Согласно  этих изменений все порты делились на 3 категории. Так же учреждения портового ведомства выводились из ведения генерал-адмирала и передавались в морское министерство, упразднялась должность главных командиров портов с понижением в статусе до командиров портов. Следующим шагом Р.В. Хорошихина, было создание Главного управления военных портов, с назначением на должность начальника управления контр-адмирала П.Н. Вульфа.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Начальник Главного управления военных портов, контр-адмирал, П.Н Вульф

В конце 19 века Россия обладала значительным буксирным флотом. Буксиры для своих нужд закупали Доброфлот, Акционерное общество Черноморско-Дунайского пароходства (ОЧДП), РОПиТ, Акционерное общество Северо-Западного пароходства и торговли, Русское Восточно-Азиатское общество (Русазиатик). На Черном море буксиры доставляли несамоходные баржи с углем и зерном к устью Дуная, ходили с грузами до Батума.  На Балтийском море обеспечивали грузовые операции между портами Прибалтики и Финского побережья.

В 1894 Доброфлот построил на верфи «Беллино-Фендерих» в Одессе, для своих нужд, серию из 6 шт., небольших буксиров. Морское ведомство заинтересовалось проектом. С некоторыми изменениями проект был принят. Так, длину буксира увеличили с 19 до 22,5 м. водоизмещение с 60 до 95 тонн. Скорость увеличили с 8 до 9 узлов. По проекту буксиры должны были получить водоотливную центробежную помпу мощностью 60 т/ч. По заведенной Р.В. Хорошихиным традиции, буксиры получили название по головному кораблю типа «Черноморец» с присвоением порядкового номера. После проведенного конкурса заказ на строительство получила верфь металлического судостроения «Д.А. Пастухова» г. Ростов-на-Дону. Стоимость каждого буксира составила – 27800 руб., без вооружения и оборудования.

Портовой, одновинтовой, однопалубный, буксирный пароход «Черноморец» — 11 ед.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 95 тонн. Размерения – 22,5х5,2х1,8 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность — 125 л.с. Скорость – 9,0 узла. Дальность хода – 980 миль на 6 узлах. Запас топлива – 12 тонн угля, Вооружение по состоянию начала РЯВ: 1х7,62 мм. пулемет, 6 мин заграждения, минно-тральное оборудование.

На Балтике, одним из основных игроков в сфере грузовых транспортных перевозок было «Северо-Западное товарищество пароходства и торговли» (Санкт-Петербург). Одной из важнейших миссий была доставка грузов к строящимся военно-морским крепостям в Ревеле, Выборге и Эзеле. А так же обеспечение строительными материалами и оборудованием строящегося Новокронштадтского судостроительного завода. Грузовые операции в основном осуществлялись несамоходными баржами с использованием буксиров. В связи с интенсивным строительством их количество пришлось увеличить. Заинтересованность в этом высказало Главное управление военных портов в лице П.Н. Вульфа. Вскоре на различных судостроительных предприятиях был размещен заказ на строительство разработанного ГУКиС проекта буксира, получившего по традиции наименование «Балтиец». Заказы на строительство буксиров получили — судостроительная верфь «Беккер и К°» (Ревель), «Шмидт-Вулкан» (Ревель), Машиностроительный завод «Ланге и сын» (Рига), Боргосская судостроительная верфь (Борго). Стоимость каждого буксира, в зависимости от верфи, составляла от 31600 до 35300 руб.

Портовой, одновинтовой, однопалубный, буксирный пароход «Балтиец» — 28 ед.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 105 тонн. Размерения – 22,5х5,2х1,8 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность — 130 л.с. Скорость – 9,0 узла. Дальность хода – 950 миль на 6 узлах. Запас топлива – 12 тонн угля, Вооружение по состоянию начала РЯВ: 2х1х7,62 мм. пулемета, 6 мин заграждения, минно-тральное оборудование.

Но одними «малыми» буксирами, морское ведомство не ограничивалось. Вот, что по этому писал, начальник МГШ, вице-адмирал Иван Михайлович Диков – «при отсутствии многочисленных океанских баз и вследствии, слабости и несовершенства нашего миноносного флота, необходимо озаботься строительством больших, мореходных буксиров, способных во всякое время при движении эскадры, прийти на помощь, нуждающимся в помощи кораблям». Отличие новых буксиров от прежних, было не только в существенно возросшем водоизмещении, но и в том, что прежние буксиры были улучшенной, адаптированной к военным нуждам, версией, гражданских буксирных пароходов. Новые буксиры сразу решено было строить с учетом военной специфики. Двойное дно, ледовый пояс в виде утолщения корпуса, балластные цистерны, подкрепление под орудия. Все буксирные пароходы должны были снабжаться прожекторами для ночных работ. Кроме этого каждый буксир снабжался противопожарной и водоотливной, центробежной помпой рассчитанной на производительность — 250 тонн воды в час. С самого начала каждый буксир оборудовался средствами постановки и траления мин. Еще одним важным нововведением было то, что вновь построенные буксиры должны были соблюдать скорость эскадры идущей экономическим ходом, которая была определена в 12 узлов. Для этого было принято практически беспрецедентное решение, установить на буксиры исключительно нефтяные котлы, что увеличило дальность хода буксиров. Главными строителями буксиров для военно-морских портов России были определены «Шмидт-Вулкан» (Рига), «Лазаревское адмиралтейство» (Севастополь), Судоремонтный завод РОПиТ (Одесса) и только, что пущенный в строй Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод. Изначально предполагалось строительство кораблей исключительно силами верфей выигравших конкурс, но это оказалась невыполнимой задачей. Наибольшую трудность составляло обеспечение буксиров главными и вспомогательными механизмами. Котлы и машины изготовили Путиловский завод и Харьковский паровозостроительный завод. Изготовление рулевых машин взяло на себя Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово» (Нижний Новгород), опреснители и тральные лебедки на заводе «Лесснера», а вот заказ на центробежные насосы, паровые брашпили и динамо-машины пришлось размещать в Англии. Координировать работу было поручено полковнику Корпуса корабельных инженеров, Адольфу Густавичу Кноппелю.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

А.Г. Кноппель

Изначально имелось два проекта. Одним из отличий было то, что один буксир имел дополнительную грузовую стрелу на мачте, грузоподъемностью – 3,5 тонны. Соответственно буксиры строящиеся на судоремонтном заводе РОПиТ и Лазаревском адмиралтействе именовались «Атлант» с присвоением соответствующего цифрового номера. А построенные в Ревеле и Владивостоке – «Атлет». Стоимость буксиров соответственно определялась в 55 и 59 тыс. рублей.

Пожарно-спасательный, буксирный пароход «Атлант» — 9 ед.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 300 тонн. Размерения – 38,0х6,5х3,0 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность — 700 л.с. Скорость – 12,0 узла. Дальность хода – 1540 миль на 10 узлах. Запас топлива – 55 тонн нефти, Вооружение по состоянию начала РЯВ: 1х47-мм. орудие,1х7,62 мм. пулемета, 20 мин заграждения, минно-тральное оборудование.

Пожарно-спасательный, буксирный пароход «Атлет» — 7 ед.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 345 тонн. Размерения – 38,5х7,5х3,2 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность — 750 л.с. Скорость – 12,0 узла. Дальность хода – 1650 миль на 10 узлах. Запас топлива – 70 тонн нефти, Вооружение по состоянию начала РЯВ: 1х47-мм. орудие,1х7,62 мм. пулемета, 20 мин заграждения, минно-тральное оборудование.

Этот буксир достался РИФ, если не бесплатно, то уж точно случайно. В 1897 году для Владивостокского судостроительного и судоремонтного завода в США был закуплен малый плавучий док. Для его транспортировки был нанят океанский буксир «Маунтин бей» до этого совершавший рейсы Сан-Франциско-Гонолулу. По возвращении домой буксир напоролся на мель близ м. Терпения, о. Сахалин. В результате дно буксира было изрядно повреждено и его пришлось отконвоировать во Владивосток. Долгое время он стоял без ремонта. В 1901 году владельцы буксира решили его продать. Военно-морское ведомство приобрело буксир за 45 тыс. руб., его ремонт и переоборудование обошлось еще в 30 тыс. рублей. Под названием «Терпеливый», очевидно в честь мыса, близ которого он потерпел крушение, буксир вошел в состав РИФ.

Океанский буксир «Терпеливый»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 510 тонн. Размерения – 45,0х7,5х3,8 м. СУ – 1ПМ, 4ПК. Мощность — 950 л.с. Скорость – 12,0 узла. Дальность хода – 3000 миль на 10 узлах. Запас топлива – 280 тонн нефти, Вооружение по состоянию начала РЯВ: 2х1х47-мм. орудие, 2х1х7,62 мм. пулемета.

20 июня 1895 года был торжественно введен в строй канал кайзера Вильгельма II (Кильский канал). По поручению Р.В. Хорошихина, военно-морской атташе России в Германии, капитан 2 ранга, Кетлер И.Э. следил за окончанием строительства канала. Кроме того ему была поручена важная миссия по приобретению, различного оборудования использовавшегося при строительстве канала. Морской министр желал использовать его, прежде всего при углублении канала Кронштадт-Санкт-Петербург, а так же при дноуглубительных работах в Ревельском порту. 

1897-1898 год резко изменили планы морского министра. Хорошихин был против занятия Порт-Артура, но как военный человек он привык подчиняться приказам. Единственное, что он попытался сделать это максимально подготовить Порт-Артур к возможному конфликту с Китаем и Японией. Да именно так, писал адмирал  Р.В. Хорошихин – «Главная опасность на Дальнем востоке, исходит для нас из Японии или Китая. Стоит кому-нибудь из этих господ затеять с нами заварушку, так тот час же второй господин, неважно кто Япония или Китай, непременно воспользуется плодами нашего ослабления на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке мы должны иметь достаточные силы для одновременной борьбы, как с флотом развивающейся Японии, так и флотом ослабленного, но не разгромленного  Китая. Мы обязаны принять этот вызов».

В 1899 году командующий Тихоокеанской эскадры, вице-адмирал Федор Васильевич Дубасов доносил морскому министру, что «Внутренняя гавань Порт-Артура, для стоянки кораблей тесна, мелководна, имеет всего один выход, причем очень узкий и мелкий. Большие корабли могут выходить в море и возвращаться в гавань только во время прилива и то при помощи буксиров. Внешний рейд, совершенно открытый, опасен для стоянки кораблей». Дубасов, как и Хорошихин, выступали за занятие, порта Мозампо, в Корее. Однако,  переоборудование Мозампо, в военный порт, стоило значительных средств и усилий. Меж тем Порт-Артур уже был хоть и не самой лучшей, но вполне оборудованной стоянкой Бэйянского флота. Страсть к экономии заставила Николая II принять решение в пользу Порт-Артура. Морскому министру Хорошихину ничего не оставалось делать, как попытаться привести Порт-Артур в надлежащее состояние. 4 августа 1899 нацепив все свои ордена и награды, Роман Владимирович Хорошихин добился у Николая II, аудиенции, на которой испросил 7 млн. руб. на «чрезвычайные нужды для устройства гавани Порт-Артура». Деньги хоть и со скрипом были выделены.

Полученные деньги Хорошихин решил истратить на закупку специализированных судов. Но оказалось, что не все так просто. Так на Кильском канале трудился буксир-спасатель Bergingvaarting. Его мощные 100-тонные лебедки, могли легко переносить груза, однако немцы категорически отказались его продавать. Выход нашли обратившись на голландскую верфь в Роттердаме, построившую буксир. Ради удешевления проекта решено было переоборудовать в буксир-спасатель, одну из подходящих шхун. Выбор пал на голландскую шхуну «Дамме», владельцы готовы были уступить её всего за 54 тыс. руб. Переоборудование шхуны в буксир-спасатель, обошлось более чем в 120 тыс. руб. Буксир получил двойное дно и две балластные цистерны по 150 тонн, каждая. Две мощные лебедки обеспечивали подъем груза весом до 125 тонн.  60-тонный кран был установлен на корме. Кроме этого буксир-спасатель получил кабелеукладочное оборудование, и так же на нем были установлены две динамо-машины, обеспечивающие электричеством все краново-подъемное хозяйство, а заодно и прожекторную станцию из 4-х больших прожекторов. Буксир-спасатель «Восток» был спущен на воду в 1900 году и в этом же году был отправлен на Дальний Восток.

Буксир-спасатель «Восток»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 1150 тонн. Размерения – 71,0х9,5х3,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность — 1050 л.с. Скорость – 12,0 узла. Дальность хода – 2700 миль на 10 узлах. Запас топлива – 180 тонн.

Попытка приобрести земснаряды, оставшиеся у Германии после строительства Кильского канала, тоже не удалась. Пришлось импровизировать. В 1900 году на воду собирались спускать эскадренный транспорт «Петрозаводск», тип «Керчь». Его то и решили переделать в драгу. Правда выяснилось, что подходящее оборудования для превращения транспорта в драгу, отсутствует. После недолгих консультаций транспорт отправили в Великобританию. Необходимое оборудование было установлено на судостроительном заводе «Northumberland & Co» в Ньюкасле. После реконструкции, «Петрозаводск», переименовали в «Створ» и отправили на Дальний Восток

Земснаряд-драга «Створ»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 3550 тонн. Размерения – 102,0х11,2х5,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 620 л.с. Скорость – 12,0 узла. Две драги по 12 м3 каждая.

Но одним земснарядом «Створ» дело не обошлось. К 12 уже находившимся в Порт-Артуре устаревшим землечерпалкам решено было отправить еще 4 землесосных снаряда. Дело это было новое. В России подобными кораблями занимался профессор Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения, Всеволод Евгеньевич Тимонов.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

А.Е. Тимонов

По проекту Тимонова в 1899 году были построены и реконструированы 4 буксира-спасателя типа «Атлант». Получившие странноватое название «Водяной крот» и порядковый номер, эти земснаряды были оснащены 2 мощными центробежными насосами способными прокачивать водо-земляную смесь с производительностью 1,2 тыс. м3 грунта в час. Устройство, сконструированное профессором Тимоновым, позволяло производить выемку грунта с глубины в 14,5 м.

Земленасосное судно  «Водяной крот» — 4 ед.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 320 тонн. Размерения – 38,0х6,2х3,2 м. СУ – 1ПМ, 2ПК. Мощность – 800 л.с. Скорость – 10,0 узлов.

Благодаря усилиям переброшенных в Порт-Артур земснарядов, удалось, углубить фарватер гавани Порт-Артура с 30-ти до 42-х футов, что позволило броненосцам, хоть и не без помощи буксиров, выходить в среднюю воду. Были проведены, дноуглубительные работы  в районе Западного бассейна, значительно расширена стоянка в районе минной гавани. Оборудована гавань для принятия крейсеров II и III ранга, а так же кораблей охраны морских портов (КОМП). Земснаряды трудились на строительстве, Порт-Артурского судоремонтного и судостроительного завода, увеличении и углублении старого китайского дока. Но, до войны все сделать, увы не удалось. Так Р.В. Хорошихин и сменивший его в 1900 году И.М. Диков, желали иметь дополнительный канал для выхода кораблей в районе основания п-ова Тигровый. Работы были начаты, но так до конца и не доведены.

В 1894 году  германская судоходная компания «H.C. Horn Schleswig», заказала верфи «Schomer & Jensen Tonning», два буксирных парохода-спасателя, но от сделки отказалась. Р.В. Хорошихин считал, что каждая русская эскадра, куда бы она не направлялась, должна иметь свое в своем составе, «не менее 2-х больших, мореходных буксира-спасателя, которые в случае нужды окажут помощь любому терпящему бедствие кораблю эскадры». В 1895 военно-морскому атташе в Германии, капитану 2 ранга, И.Э. Кетлеру, было дано поручение на приобретение двух недостроенных буксиров-спасателей. В конце 1895 и начале 1896 года, оба буксира сошли со стапелей и были включены в состав Российского флота под именами «Регул» и «Денеб». На время включения в состав РИФ, это были очень хорошо оснащенные суда. Двойное дно, усиленный до 8 мм. борт, противопожарные и водоотливные, центробежные помпы, производительностью, 300 тонн воды в час. По техническому заданию скорость буксиров должна была быть не ниже экономической скорости эскадры, которая была определена в 12 узлов, а в идеале быть выше. Буксиры были оборудованы минным погребом, рассчитанным на 60 мин  и механической подачей мин. На буксире было смонтировано минно-тральное оборудовае. Были устроены подкрепления под 87-мм. скорострельные орудиями Барановского. Каждый буксир был оборудован радиотелеграфной станцией производства Кронштадтской радиотелеграфной мастерской, дальностью до 50 миль. Впервые на буксирах было выделено помещение под лазарет, рассчитанный на прием 20 раненых. Стоимость буксиров, составила 440 тыс. руб. каждый. В 1901 году оба корабля были переброшены в Порт-Артур и Владивосток.

Буксиры-спасатели «Денеб» и «Регул»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 1150 тонн. Размерения – 66,5х10,0х4,0 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность — 2000 л.с. Скорость – 14,0 узлов. Дальность хода – 3000 миль на 10 узлах. Запас топлива – 220 тонн. Вооружение по состоянию начала РЯВ: 2х87-мм. орудие, 2х47-мм., 4х1х7,62 мм. пулемета. 60 мин., минно-тральное оборудование.

В 1896 году, морской министр Хорошихин, выдал МТК, задание на проектирование, специального эскадренного буксира-спасателя. Трудность заключалась в том, что морской министр, желал в одном лице иметь, и буксир и канонерскую лодку. После непродолжительных дебатов, был выбран проект только, что получившего чин, старшего помощника судостроителя, Александра Ивановича Моисеева.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

А.И. Моисеев

Строительство, двух не совсем обычных буксиров началось летом 1897 года на верфи «Беккер и К°» (Ревель).  Наблюдающим за строительством вызвался быть сам А.И. Моисеев. Первый буксир названием «Рассвет» был спущен на воду в конце 1897 года, второй «Восход» вошел в строй летом 1898 года. Кроме обычного набора вооружения, минно-трального оборудования и оборудования для пожаротушения и спасательных работ, оба корабля были оборудованы кабелеукладочным оборудованием и радиотелеграфной станцией производства Кронштадтской радиотелеграфной мастерской, дальностью до 75 миль. Кроме того оба буксира были дополнительно оборудованы балластными цистернами и краном, грузоподъемностью до 18 тонн.

Буксиры-спасатели «Рассвет» и «Восход»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 695 тонн. Размерения – 51,0х5,2х3,0 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность — 1700 л.с. Скорость – 15,0 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 9 узлах. Запас топлива – 120 тонн. Вооружение по состоянию начала РЯВ: 2х87-мм. орудие, 2х47-мм., 2х7,62 мм. пулемета, минно-тральное оборудование.

В 1898 году торговый дом «Братьев И. и Н. Кузавлевых» (Владивосток), приобрел два небольших парохода для каботажного плавания в Охотском море, на Сахалин и Камчатку. С присоединением Порт-Артура, линия была продлена до Порт-Артура с заходом в Корейские порты. Ставка на небольшие пароходы полностью себя оправдала. Пароходы «Странник» и «Путник», имели 6 кают – II класса, рассчитанных на 12 пассажиров, а количество пассажиров III класса и безклассных пассажиров достигало 200 чел. Грузоподъемность парохода достигала 600 тонн.  В 1900 году к двум имеющимся пароходам добавился третий «Путешественник». В 1902 году Братья Кузавлевы, решили продать пароходы, и приобрести более совершенные. Пароходами заинтересовалось морское министерство. Покупка трех пароходов с учетом износа, обошлась довольно дешево, всего в 850 тыс. руб. Правда еще около 300 тыс. пришлось истратить на переоборудование пароходов. Пароходы были включены в состав Владивостокской и Порт-Артурской эскадры, как коммерческо-казенные суда. Они совершали рейсы в Охотском море и заливе Петра Великого. Перед самым началом войны все три парохода были вооружены и переброшены в Порт-Артур. Изначально «Странник» и «Путник» позиционировались как буксирные пароходы-спасатели, а «Путешественник» как минный транспорт. Впоследствии «Странник» был переоборудован в базу подводных лодок, «Путник» в базу миноносцев, а «Путешественник», так и осталась минным транспортом.

Военные транспорты «Странник», «Путник» и «Путешественник»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVII. Водим словно за руку мощные суда...

Водоизмещение – 1520 тонн. Размерения – 70,0х11,0х4,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность — 800 л.с. Скорость – 12,5 узлов. Дальность хода – 4200 миль на 9 узлах. Запас топлива – 145 тонн. Вооружение по состоянию начала РЯВ: 2х87-мм. орудие, 4х47-мм., 2х7,62 мм. пулемета.

Как всегда, жду Ваших, замечаний, дополнений, уточнений и комментариев.

Продолжение следует…   Сам, надеюсь.

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account