1

 Легкий крейсер «Степан Великий». 

После окончания Первой Муравийско-Японской войны, в составе муравийского флота имелось только три современных паротурбинных крейсера, типа «Летун».

По первым послевоенным программам планировалось построить еще от трех до пяти легких крейсеров, проектирование которых велось Техбюро Главного адмиралтейства.

В ТТЗ Адмиралтейского совета предусматривалось вооружение из расчета не менее чем 8 152-мм орудий в бортовом залпе и скорость 35 уз. Важнейшими характеристиками считались также: разнесение турбинных отделений (следствие гибели легкого крейсера «Гонец» на японском минном заграждении) и «одновидность» с крейсерами типа «Летун», что автоматически предполагало установку четырех дымовых труб. Попытки проектантов сократить число труб были парированы громогласным рыком адмиралов: «Нельзя». Хотя, несмотря на сопротивление адмиралов и производителей артустановок с М-Металла, удалось пробить двухорудийные установки, Адмиралтейский совет взял реванш наотрез отказавшись от предполагавшейся проектантами установки носовых орудий линейно-возвышено. Причиной оказалось все та же мифическая «одновидность». Против установки линейно-возвышено кормовых орудий адмиралы не возражали. 

Крейсер был заложен на стапеле Главного адмиралтейства, под именем «Разбойник». Однако вскоре, в связи с заключением Вашингтонского договора, была прекращена постройка линейных крейсеров «Степан Великий» и «Князь Роман» и, в начале 1924 года «Разбойник» был переименован в «Степана Великого». Это превращение вызвало массу острот знающих историю офицеров.

Муравийские крейсера 20-30-х гг. Часть первая

Степан Великий.          

1921-1924-1926 гг.

Водоизмещение: 8360 т (ст.) 9750 т (полн.)     Скорость: 33 уз.  л.с.

Вооружение: 4х2 152/53-мм, 4х1 76/54-мм, 4х1 10,2-мм пулемета, 4х2 533-мм ТА.

Бронирование: борт 51 мм, палуба  25 (верхняя) + 51 (нижняя) мм.

Размерения (квл) 171,5х17,5х5,7 м. 

В 1934-1935 гг. «Степан Великий» прошел модернизацию, кардинально изменившую его силуэт. Дымоходы котельных отделений были выведены в две широких трубы, аналогичные устанавливаемым на легкие крейсера типа «Охотник». Четыре двухтрубных торпедных аппарата были заменены на два трехтрубных, носовые 152-мм артустановки были установлены линейно-возвышенно. Изменилось и зенитное вооружение: крейсер получил 8х1 76/54-мм орудий, 6х1 37-мм зенитных автоматов и 4х4 10,2 мм зенитных пулемета. Была установлена катапульта с двумя гидропланами-разведчиками. Водоизмещение увеличилось на 300 т. К началу войны «Степан Великий» находился в составе бригады учебных кораблей, но после начала боевых действий вошел в состав 3-й бригады крейсеров.

Муравийские крейсера 20-30-х гг. Часть первая

 

Тяжелые крейсера типа «Князь Василий II». 

Разработка первых муравийских тяжелых крейсеров началась с проектирования башенного варианта «Степана Великого». Но вскоре стала ясна необходимость перехода к 203-мм пушкам. Фактически новые крейсера были увеличенным вариантом предыдущего типа. На этот раз, правда, проектантам удалось сократить число труб до трех прибегнув к сомнительному аргументу об установке в случае войны четвертой фальшивой трубы. Членам Адмиралтейского совета идея понравилась и они не обратили внимания, что при оснащении крейсеров предполагаемой катапультой, для фальшивой трубы просто не остается места. «Василий II» был заложен на стапеле М-Металла, а однотипный «Князь Роман» в Главном адмиралтействе.

 Муравийские крейсера 20-30-х гг. Часть первая

Князь Василий II                  1926-1927-1929 гг.

Князь Роман                         1926-1928-1929 гг.

Водоизмещение: 9950 т (ст.) 13100 т (полн.)         Скорость: 34 уз.

Вооружение: 4х2 203/53-мм, 8х1 76/38-мм, 6х1 10,2-мм пулеметов, 4х2 533-мм ТА.

Бронирование: борт 51 мм, 25 + 76 палуба мм.

Размерения (квл) 191,5х 19х6,0 м. 

В конце 30-х гг. на крейсерах заменили зенитную артиллерию, установив 8х1 102/54-мм орудий, 8х1 37-мм автоматов и 6х4 10,2-мм пулеметов.

К началу войны оба корабля входили в состав 2-й бригады крейсеров.

 

Тяжелый крейсер «Князь Димитрий». 

Корабль был заложен на стапеле М-Металла после спуска крейсера «Князь Василий II», однако вскоре его постройка была приостановлена. Причиной стало известие о постройке в Японии тяжелых крейсеров с 10 203-мм орудиями. Проектантам ММ было предложено проработать измененный проект, с увеличением числа башен главного калибра до пяти. Это удалось осуществить, но при полной переработке котлотурбинной установки, и сокращением числа валов до двух. Память о гибели «Гонца» видимо уже вымылась из адмиральских мозгов, на то, что обе турбины находятся в одном отсеке, внимания обращено не было. Инженеры ММ стремились обойтись минимумом переделок, но Адмиралтейский совет потребовал установить на крейсер второй КДП, что повлекло за собой установку более тяжелой грот-мачты. С целью уменьшить задымление запасного высота второй дымовой трубы была уменьшена, что, однако, не помогло. В середине 30-х на второй трубе «Князя Димитрия» был установлен козырек, что привело наконец к некоторому успеху.

Муравийские крейсера 20-30-х гг. Часть первая 

Князь Димитрий                  1927-1929-1931 гг.

Водоизмещение: 10100 т (ст.) 13200 т (полн.)         Скорость: 34 уз.

Вооружение: 5х2 203/53-мм, 8х1 76/38-мм, 8х1 10,2-мм пулеметов, 2х3 533-мм ТА.  

Бронирование: борт 51 мм, палуба 25 + 76 мм.

Размерения (квл) 191,5х 19х6,0 м. 

В конце 30-х гг. на крейсере было установлено новое зенитное вооружение, аналогичное предыдущему типу.

К началу войны «Князь Димитрий» входил в состав 2-й бригады крейсеров.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account