Неосуществлённый проект немецкого крейсера. Лёгкий крейсер типа «М».

14

Статья о крейсерах типа «М» взята из книги «Лёгкие крейсера типа Нюренберг».

«Нюрнберг» стал последним немецким легким крейсером, поднявшим военно-морской флаг. Почему так получилось? Ведь немецкая промышленность могла строить корабли этого класса без особых проблем.

Лёгкий крейсер типа "М"

В 1935 году было подписано англо-германское соглашение по ограничению военно-морских вооружений. По всем основным классам надводных кораблей тоннаж Кригсмарине мог составить 35% от Королевского флота. Кроме того, в составе немецкого флота появился и класс тяжелых крейсеров. После этого проектированию легких крейсеров стало уделяться меньше внимания. Правда, в мае 1936 года было сформулировано новое задание на проектирование легкого крейсера, водоизмещением 8000 тонн, предназначенного для крейсерских операций в океане.

В середине 1936 года бюро проектов разработало эскизный проект крейсера с мощностью механизмов 100000 л.с, двухвальной энергетической установкой, максимальной скоростью хода 35 узлов и вооружением из 8 150-мм орудий в 4 двухствольных башнях. Правда, уже на этом этапе появились определенные сомнения в возможности установки на борту крейсера 4-х башен. Начали предлагать трехорудийные башни. Но вскоре они пропали из проекта, из-за вскрывшихся недостатков при эксплуатации имеемых на флоте трехорудийных башен.

В конце августа появился новый проект. Водоизмещение нового крейсера осталось прежним — 8000 тонн, но главное, энергетическая установка должна была быть трехвальной, а расчетная скорость 35-36 узлов. Произведенные расчеты показали, что при размещении на крейсерах двухвальной энергетической установки при возможности развития такой же скорости хода, дальность плавания была бы равна 5800-6200 миль пори скорости хода 20 узлов. Бронирование сохранили такое же, как у «Нюрнберга».

В сентябре отдел вооружения (AIV) окончательно отказался от трехорудийных башен. Из произведенных расчетов следовало, что вес 4-х двухорудийных башен был меньше, чем у трехорудийных. В октябре произошло еще одно рассмотрение проекта, после которого документацию передали в отдел проектирования.

Чертежи рассматривались 8 месяцев. Представители A1V за это время провели сравнение проекта с иностранными аналогами. Еще раз перепроверили расчеты конструкторов. При этом было высказано мнение, что следует увеличить мощность главной энергетической установки. В итоге собрали совещание, на котором обсуждалась установка на крейсере дизелей для экономического хода. Хотя сотрудники AIV настаивали на скорейшем обсуждении проекта, следующее совещание было собрано только в феврале 1937 года. Конструкторы высказали мнение, что на «Нюрнберге» и в новом проекте невозможно установить энергетическую установку в 100000 л.с, поэтому были представлены два альтернативных проекта: а) крейсер водоизмещением 18000 тонн, со скоростью хода 35 узлов, забронированный аналогично «Нюрнбергу», вооруженный 4 двухорудийными 150-мм башнями; б) большой небронированный эсминец, со скоростью 40 узлов, вооруженный 6-8 150-мм орудиями.

Представители отдела проектирования отвергли оба варианта. Конструкторы своих позиций не уступили. Поэтому AIV выдал заказ на формулировку задания инженеру доктору Шмидту. Доктор Шмидт перед тем, как взяться за работу изучил данные иностранных крейсеров «Раймондо Монтеккуколи», «Эмиль Бертен», «Ле Галлисоньер» и «Саутгемптон». Вскоре A1V получил задание на проектирование крейсера водоизмещением 8000 тонн и скоростью хода 34 узла. Весовая нагрузка распределялась следующим образом: корпус 2480 т, главная энергетическая установка 1800 т, вспомогательные механизмы 450 т, бронирование 600 т, артиллерийское вооружение 940 т, торпедное вооружение 70 т, авиационное вооружение 50 т, топливо 700 т, снабжение (запасы) 550 тонн.

Проект германского лёгкого крейсера типа "М" - схема

Конструкторы выдвинули следующее предложение. Водоизмещение нового крейсера не менее 11000 т, скорость хода 34 узла (максимальная), 32,75 узлов (в течение длительного времени). Но представители отдела Развития раскритиковали и этот проект: по их мнению, водоизмещение было велико, а скорость мала. В свою очередь конструкторы критиковали разработки А1У, считая, что их данные слишком завышены. Проектирование нового легкого крейсера остановилось. Через восемь месяцев конструкторы сделали заявление, суть которого заключалась в следующем: водоизмещение не может быть 8000 тонн. Для удовлетворения требований по скорости хода и вооружению. Это был шаг вперед, ранее, по мнению конструкторов, минимальное водоизмещение равнялось 10000 тонн. Оставалось еще одно значительное расхождение между конструкторами и отделом А1У. По мнению конструкторов, вес корпуса и главной энергетической установки был равен 4250 т, а по мнению отдела Развития, этот показатель составлял 3440 т.

Следующие два месяца шло обсуждение очередного проекта. Проработки А1У конструкторы критиковали за неудовлетворительную остойчивость, слабое бронирование и низкую скорость. Далее было признано, что мощность механизмов должна равняться 90000 л.с, и этого вполне хватит, чтобы уложиться в заданные параметры. При использовании трехвальной энергетической установки, увеличивалась и дальность плавания. Отдел Развития признал последний довод здравым и потребовал, чтобы главная энергетическая установка крейсеров выглядела следующим образом. Бортовые валы приводились в действие турбинами, аналогичными установленным на эсминцах, а на центральный вал работал дизель, то есть хотели оставить прежнюю, уже испытанную схему. Конструкторов это решение не устраивало.

В конце июля доктор Шмидт переработал проект, в А1У он был изучен, специалисты признали, что остойчивость крейсера улучшилась. В июле состоялась встреча руководителя отдела Развития и главы конструкторов. Стороны остались при своих взглядах. Вскоре эскизный проект был предъявлен главнокомандующему Кригсмарине адмиралу Эриху Редеру. Он внимательно изучил материалы, после чего сделал замечание, которое сводилось к тому, что скорость 33 узла при мощности 90000 л.с. недостаточна. Проект был отправлен на доработку.

19 июля собрали новое совещание, где председательствовал уже сам Э. Редер, присутствовали руководители всех заинтересованных отделов, где сформировали новое задание. Основные его характеристики были следующими: водоизмещение 7900 тонн, трехвальная турбинная главная энергетическая установка мощностью 120000 л.с, скорость хода 36 узлов. В конце совещания Э. Редер спросил у руководителей конструкторов и отдела Развития, как они смогли затянуть рассмотрение проекта. К сожалению, их ответ в историю не попал. Бюрократия Третьего Рейха в данном случае проявила себя как непреодолимая сила. Один из нацистских бонз, бывший на заседании заметил, что даже устав общества любителей майских жуков в те вре мена утверждался в Берлине и чего уж говорить о проекте нового крейсера, После этого совещания началась рутинная работа. Уточнялись отдельные проектные элементы. В декабре 1937 года механический отдел рассмотрел возможность замены центральной турбины дизелем. Господствующая в это время доктрина крейсерской войны требовала корабли с большой автономностью, поэтому главная энергетическая установка крейсеров должна была включать в себя две турбины, каждая мощностью 40000 л.с. и 1 дизель мощностью 16500 л.с, скорость полного хода не менее 36 узлов. В январе 1938 года прошла очередная попытка переработки проекта. Скорее всего, на немецких конструкторов подействовала информация о строительстве в Советском Союзе крейсеров типа «Киров», вооруженных 180-мм орудиями. Но вскоре выяснилось, что 4 170-мм двухорудийные башни весят на 150 тонн больше, чем 150-мм. и имеют меньшую скорострельность. Исходя из этого от проектирования этого корабля отказались. 29 апреля 1938 года адмирал Э. Редер утвердил проект корабля со 150-мм орудиями с условным названию «Атлантический 8000-тоипый крейсер». Планировалось с 1939 по 1944 годы построить 11 таких кораблей. На строительство одного корабля отводилось 2,5 года. Крейсера имели следующие ТТД: водоизмещение 7952 т (стандартное), с крейсера 8705 т (стандартное), 10366 т (полное). Размерения: длина 183 м (наибольшая), 178 м (по конструктивной ватерлинии), с крейсера «Q» 196 м (наибольшая), 188 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 17 м, с крейсера «Q» 18 м, осадка 5,42 м (средняя). Механизмы: 2 турбины (систем Броун Бовери, Вагнера или Военно-морского типа, 4 котла Вагнера, 2 дизеля MAN. Мощность механизмов 100000 л.с. (турбины) и 16500 л.с. (дизели). Скорость хода 35,5 узла, дальность плавания 8000 миль при скорости 19 узлов. Бронирование: пояс толщиной 30 мм в верхней части и 50 мм в нижней части (от нижней к бронированной палубе шел скос толщиной 35 мм), верхняя палуба 30 мм, жизненно важные места 20 мм, боевая рубка толщиной 20-100 мм, башни главного калибра 20-80 мм. Вооружение: 8 150-мм орудий в 4-х двухорудийных линейно-возвышенных башнях па носу и корме, 4 88-мм орудий в двух двухствольных установках, 8 37-мм орудий в 4-х двухствольных установках и 4 одноствольных 20-мм автомата, 8 533-мм торпедных аппаратов и 60 мни заграждения. Авиационное вооружение состояло из 2-х самолетов и одной катапульты. Экипаж. 28 офицеров и 892 матроса. 150-мм орудия и башни были такого же типа, как и на строившемся линкоре «Бисмарк». В объединенных снарядно-зарядных погребах находилось по 120 снарядов па орудие (не считая осветительных). Зенитная артиллерия была слабым местом «М-Кгеигег». Например, советские крейсера типа «Киров» были вооружены 6 100-мм орудиями. Но решение немецких конструкторов оправдывает то, что крейсера должны были действовать в океане, где встреча с авиацией, по представлениям того времени, была маловероятной.

Неосуществлённый проект немецкого крейсера. Лёгкий крейсер типа «М».

  • Крейсер «М» (зав. № 263) заложили на «Дойче Верфи» в Киле 1 ноября 1938 года, разобрали на стапеле в 1942/43 гг. Крейсер «N» (зав. № 129) заложили на Военно-морской верфи в Вильгельмсгафепе в 1938 году, позднее разобран па стапеле.
  • Крейсер «О» (зав. № 606) заложили па стапеле завода Круппа «Германия Верфь» в Киле 10 марта 1939 г, разобрали на стапеле в 1942-1943 гг.
  • Крейсер «Р» (зав. № 607) планировали строить на стапеле завода Круппа «І ермапия Верфь» в Киле. Корпус не закладывался.
  • Крейсер «О» планировали строить на верфи «Ф. Шихау» в Данциге. Корпус не закладывался.
  • Крейсер «R» планировали строить на заводе «Дойче Верфь44 в Киле. Корпус не закладывался.

По грандиозной программе развития немецкого флота планировалось строительство 12 кораблей, получивших условные названия от «М» до «X». Из-за медленной разработки проекта и загрузки верфей со строительством крейсеров явно опаздывали. Заказ на первые 4 корпуса выдали 24 мая 1939 года, на пятый и шестой 8 августа 1939 года. На первых двух крейсерах планировалось установить турбины производства завода «Браун Бовери» и котлы, изготовленные заводом «Дешимаг», на третьем и четвертом крейсерах турбины и котлы производства завода «Германия» концерна Круппа. Поставщиком дизелей для всех крейсеров стала фирма МAN. Крейсер «М»1 заложили на стапеле, освободившемся после спуска на воду авианосца «Граф Цеппелин». На крейсер «О» первоначально заказ был выдан верфи «Германия» в Киле, но 8 августа 1939 года его передали Военно-морской верфи в Киле, а 19 сентября 1939 года заказ аннулировали. Заложенные крейсера первоначально законсервировали.

После успешного завершения военной кампании на Западе было собрано совещание, на котором решался вопрос о дальнейшей судьбе первых трех крейсеров. На нем приняли решение об их достройке, так как большая часть их механизмов была готова. В марте 1941 года строительство крейсеров опять приостановили и после крушения планов в войне с СССР разобрали на стапеле. Крейсера типа «М» стали последними кораблями класса легких крейсеров, заложенные в Германии. Но проектирование новых кораблей продолжалось. В июле 1937 года объявлен конкурс на проектирование нового легкого крейсера, победитель которого полу чал 200000 рейхсмарок. Но секретность была очень высокой, и в конкурсе приняли участие только большие заводы. Основные параметры проектного задания были следующими: водоизмещение 8000 тонн, бронирование пояса 50 мм, в районе жизненно важных частей корабля 30 мм, палубы 20 мм, скосов 25 мм, барбетов башен главного калибра 30 мм, скорость полного хода 35-36 узлов (минимальная) при наличии на борту 80% запаса топлива, дальность плавания 6000 миль со скоростью 19 узлов. Вооружение оставили таким же, как на крейсерах типа «М». На конкурс представили 4 проекта: «Зееадлер», «Моторкройцер», «Вер Дич» и «Тротц Алледам». Проект «Зееадлер» имел водоизмещение 8400 тонн (превышение по сравнению с заданием), 6 котлов производства завода «Дешимаг», трехвальную установку (на бортовые валы работали турбины мощностью 40000 л.с. каждая, на центральный вал 4 дизеля общей мощностью 18000 л.с), скорость хода (по результатам прогона моделей) 35,5 узлов, бронирование такое же, как в задании, вооружение 8 150-мм орудий в 4 двухо-рудийных башнях, 3 88-мм орудия. Проект «Вер Дич»имел водоизмещение 8128 тонн, трехвальную комбинированную турбино-дизельную установку с мощностью турбин 45000 л.с. (каждая), дизелей 31000 л.с, скорость хода (по пробегам моделей) 35,3 узла, котлы производства завода «Дешимаг», расчетную дальность плавания 8700 миль, вооружение из 8 150-мм орудий в четырех двухствольных башнях. Проект «Моторкройцер» имел водоизмещение 8959 тонн (самое большое из представленных на конкурсе), двухвальную, чисто дизельную, главную энергетическую установку мощностью на каждом валу 59000 л.с, вооружение из 9 150-мм орудий в трех трехорудийных башнях (две в носу, одна в корме). Проект «Тротц Алледам» с дизельной энергетической установкой представили в незаконченном виде. Ни один из этих кораблей не превосходил по своим ТТД крейсера типа «М».

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account