1

Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.

Своеобразное национально-местечковое парусное судно под названием Muleta или, более полно, Muleta do Seixal, Muleta de Tartaranha. Характерно для двух португальских городков — Seixal и Barreiro, расположенных в устье реки Тежу, прямо напротив Лиссабона. Суденышко чисто утилитарные — для ловли донной рыбы, например камбалы. Их историю начинают чуть ли не с доримских времен — такая древность конечно сомнительна, но в 1620 уже упоминаются "moletas", заканчивается она в конце 19 века. Название произошло от "mover-se com dificuldade" — "двигаться с трудом". Надо сказать что для Португалии характерно разнообразие различных суденышек, даже в том же устье Тежу кроме мулеты есть еще Falua, Varino, Fragata, но наша лодка конечно самая оригинальная! И если не у всех португальцев, то у местных мореманов уж точно есть небольшой устойчивый культ вокруг этого типа судна.

Мулета

Мулета

Мулета

Дно мулеты было или плоским или вогнутым, что придавало остойчивость и низкую осадку. Длина корпуса колебалась от 12 до 18 метров, экипаж не превышал 18 человек. Характерен острый нос и корма при широком корпусе, загнутый назад нос (форштевень) оббивался железом для уменьшения риска повреждения при столкновениях, придавая мирному кораблику агрессивный вид. Якобы эта деталь наследие от нормандских судов. Носовая часть украшалась традиционным для Средиземноморья рисунком глаза. Бушприт и кормовой выстрел (для обоих местное название batelós) выносились далеко за корпус судна, к ним крепились концы большой сети-кошеля. При ловле рыбы мулета становилась так, чтобы ветер дул в борт (траверзом) и с помощью выставленных парусов медленно, бортом, дрейфовала. Богатый набор небольших по площади парусов (называемых toldos, muletins, varredouras и cozinheira) позволял управлять суденышком при ловле, в этом помогали и шверты (дополнительные опускаемые вертикальные рули по бортам судна) препятствующие сносу. Короткая, сильно наклоненная вперед мачта несла большой латинский парус, между бушпритом и мачтой ставили дополнительное дерево, а то и два, для поддержки парусов, натянутых между вершиной (топом) мачты и окончанием (ноком) бушприта, под бушпритом размещались один или два блинда (небольшие прямоугольные паруса). На корме мог располагаться один или два треугольных паруса, прикрепленных к кормовому выстрелу и к рее латинского паруса (рю). Все это парусное богатство было весьма эффективным, но использовалось только при ловле, обычно же мулета передвигалась под латинским парусом и большим кливером.

1.

Мулета

2.

Мулета

3.

Мулета

4. Оригинал

Мулета

5. 

Мулета

6.

Мулета

7.

Мулета

8.

Мулета

9.

Мулета

10.

Мулета

11.

Мулета

12.

Мулета

13.

Мулета

14. Белемская башня (ныне Лиссабон), справа от нее английский фрегат, слева — мулета. 1834

Мулета

источник: http://p-d-m.livejournal.com/433007.html 

p_d_m
Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account