Статья с канала «Колёса: настоящее вчера» на яндекс-дзене.
Спортивных автомобилей в СССР было немного, хотя эксперименты по созданию такой техники проводились часто. Примечательно, что свой вклад вносил и МЗМА/АЗЛК, создавший несколько моделей машин специально для гонок. Уже говорилось о модели Москвич-Г5, сегодня же я расскажу о более раннем экспериментальном автомобиле – Москвич-404.
Впервые нашего героя представили в 1954 г. Автомобиль не был похож ни на что, выпускавшееся заводом ранее, но с другой стороны это был типичный для своего времени гоночный автомобиль: низкий несущий кузов, отсутствие острых углов и дверей и сужающийся капот – все это было направлено на снижение массы машины или улучшение аэродинамики. Под капотом же был установлен специально созданный двигатель объемом 1,1 л и мощностью 58 л. с..
Поскольку дверей у Москвича-404 не было, то гонщику приходилось перешагивать борт, чтобы попасть внутрь. Внутри же два полноценных места, а в распоряжении гонщика полный комплект приборов, простой руль и рычаг 3-ступенчатой КПП.
Уже в 1954 г. автомобиль стал демонстрировать первые успехи: на чемпионате СССР гонщики Л. Гивартовский и В. Веселов заняли второе место, разогнав автомобиль до 147 км/ч. В следующем же году другие гонщики – А. Прохоров и Ю. Кроль – завоевали на соревнованиях бронзовую медаль.
Вскоре была проведена модернизация болида: в 1957 г. автомобиль получил улучшенный мотор объемом 1,4 л, развивавший 70 лошадей. В таком виде автомобиль участвовал в трех чемпионатах СССР с 1957 по 1959 г., и на всех этих гонках пилоты завоевали первые места.
Все это подчеркивало потенциал автомобиля, если бы не одно «но». В конце 50х гг. на МЗМА посчитали, что у автомобиля неподходящая для гонок подвеска, и не стоит на нем гонять на чемпионатах. Однако в 1962 г. Москвич-404 вновь модернизировался, получив новую подвеску, и в таком виде продолжал участвовать теперь уже в кольцевых гонках.
К тому времени изменилась автомобильная мода, и востребованными становились совсем другие болиды. Судьба модели была предопределена – в начале 60х он еще показывал себя на гонках в СССР, но уже в 1965 г. был списан.
После этого следы машины затерялись, и сегодня о ней напоминают лишь коллекционные модельки:
Москвич-404 – малоизвестный советский болид, который тем не менее сумел раскрыть себя на гонках. Все же карьера его была недолгой, и автомобиль быстро был забыт с приходом новой техники, хотя заслуги гонщиков, которые им управляли, остаются в истории отечественного автоспорта.
источник: https://dzen.ru/a/ZhffyRu5WlGdmZ7o