Малоизвестный арсенал Америки: MGM-1 «Матадор», первый в линии стратегических крылатых ракет США

0
В данной статье я хочу рассказать о первенце в богатом семействе управляемых крылатах ракет США — самолете-снаряде MGM-1 "Матадор"
 
Малоизвестный арсенал Америки: MGM-1 "Матадор", первый в линии стратегических крылатых ракет США
 
В начале 1950-ых, оперативно-тактический арсенал военно-воздушных сил США был вполне современен, и внушал уважение. Его основу составлял принятый на вооружение реактивный стратегический бомбардировщик Boening B-47 — первый самолет такого класса, принятый на вооружение. Свыше 400 таких машин имелось на вооружении в 1951 году, и останавливаться на этом ВВС не собирались. В планах была амбициозная программа производства еще по крайней мере 1200 бомбардировщиков, что позволило бы создать самый большой в мире флот реактивных стратегических бомбардировщиков!
 
Имея скорость в 977 километров в час и дальность полета в 3240 километров с нагрузкой, эти самолеты были основой стратегических средств нападения на США. Малоуязвимые для большинства советских истребителей, именно они должны были обрушить с аэродромов Западной Европы град атомных и конвенционных бомб на территорию СССР, в случае, если бы атомная война все же началась. Укомплектованная лучшими пилотами ВВС, и дополненная огромным арсеналом B-36, эта армада была основой сил США.
 
Но, невзирая на все свои многочисленные преимущества, B-47 все же имел и важный недостаток. Оставаясь стратегическим бомбардировщиком, ПИЛОТИРУЕМЫМ стратегическим бомбардировщиком, он все же был довольно дорогой и сложной машиной, мало приспособленной для ударов по тактическим и оперативно-тактическим целям. Любая операция с применением B-47 автоматически обнаруживалась советскими радарами, и преврашалась в настоящцую воздушную кампанию, исход которой был неясен. Он не подходил для нанесения ударов в непосредственных интересах наземных сил.
 
Малоизвестный арсенал Америки: MGM-1 "Матадор", первый в линии стратегических крылатых ракет США
B-47
 
В то же время, такая задача была вполне актуальной. Силы СССР в Восточной Европе значительно превосходили силы НАТО в Западной. Воздушные удары — в том числе атомные — по ближнему советскому тылу в Германии и Чехословакии в первые же часы войны рассматривались командованием как важный элемент в вопросе сдерживания советской армии.
 
Бомбардировщики ВВС не обладали требуемыми характеристиками. Самое главное — они были слишком дорогими и пилотируемыми, т.е. к их немалой стоимости прибавлялась еще стоимость обучения пилотов.
 
Гораздо лучшей перспективой виделись беспилотные средства нападения.
 
Хотя баллистические ракеты имели ясные перспективы, все же в конце 1940 — начале 1950 их характеристики еще были совершенно недостаточны для доставки атомных зарядов даже в интересах армий, не то что фронтов. Но крылатые ракеты уже в 1940-ых выглядели вполне приемлемыми. Более того, у США уже был неплохой опыт в их разрабокте — создание на базе Фау-1 крылатой ракеты "Лун", отличавшейся от оригинала радиокомандной системой управления.
 
Первый снаряд под серийным номером XSSM-A-1 стартовал с ракетного полигона Пески 20 января 1949 года, и уже в 1951 году система была готова к принятию на вооружение. Официально модификация A поступила на вооружение в 1952, но потребовался еще почти год, чтобы первые две серийные ракеты прибыли на базу 1-го Эскадрона Беспилотных Бомбардировщиков в Германии.
 
Малоизвестный арсенал Америки: MGM-1 "Матадор", первый в линии стратегических крылатых ракет США
"Матадор" на базе в Германии
 
По своей конструкции, "Матадор" весьма напоминал своего прародителя, "Фау-1", но имелось важное отличие. В отличие от пульсирующего двигателя "Фау-1", "Матадор" нес воздушно-реактивный двигатель, что обеспечивало ему много большую дальность полета и надежность.
 
Другим важынм отличием была система наведения. Уже на первой американской крылатой ракете "Лун
 было установлено радиокомандное наведение, при котором оператор, следя за ракетой по данным радара, вносил поправки на курс и высоту полета.
 
Система наведения "Матадора" была радиокомандно-инерциальной, т.е. ракета могла лететь как в управляемом, так и в неуправляемом режиме. В первом случае, ее точность наведения возрастала, но эффективный радиус сокращался до 400 километров — предельной дистанции, на которой оператор при помощи радара AN/MSQ-1 мог следить за ракетой. Во втором случае, дальность достигала 700 километров, но резко снижалась точность.
 
Возможно было и комбинирвоанное наведение, при котором ракета велась оператором до предела, затем включался автопилот. Предполагалось также использовать в качестве ретрансляторов "цепочки" радаров, но на практике такая система использвоалась крайне редко.
 
Большим недостатком радиокомандной системы "Матадора" была ее сильная подверженость помехам. Хотя советские генералы пренебрегали радиолокационными методами войны, но в США отлично понимали, что как только это станет необходимым — необходимые меры будут предприняты очень быстро.
 
В 1953 году, командование США начало разработку системы "Shanicle", в основе которой было использование для управления рактеой системы позиционных микроволновых излучаетелей, создававших (за счет отражения от верхних слоев атмосферы) возможность управления ракетой на любой дистанции. Согласно отчетам, система показывала потрясающую для 1950-х точность. Существует история о том, тчо один раз оператору удалось направить ракету точно в кратер от предыдущей. Хотя эти легенды и сомнительны, все же система "Shanicle" была большим прорывом, но на серийных ракетах она не ставилась из-за сложности обслуживания и ненадежности (хотя место было зарезервировано)
 
Характеристики ракеты MGM-1 "Матадор-С" (с 1957 на вооружении)
Длина 12,1 м
Крылья 8,7 м
Диаметр 1,2 м
Вес 5,4 тонны
Скорость 0,9 Маха
Дальность 1000 км
Заряд 700-килограммовая конвенционный или 40 килотонный ядерный
 
Рассчет "Матадора" состоял из 11 человек. В составе батареи имелся 12-метрвоый трейлер с направляющими, транспорт, генератор, грузовик управления. В среднем, подготовка к пуску одной ракеты занимала у лучших рассчетов 7 минут.
 
"Матадоры" были развернуты на базах 38-го ракетного крыла в Западной Германии, и 58-го ракетного крыла — в Южной Корее. Их задачей было в случае начала войны, произвести обстрелы ядерными боевыми частями тыловых позиций и аэродромов СССР и КНР в ближайшейм прифронтовой полосе.
 
В 1959 году "Матадоры" начали сниматься с вооружения с появлением крылатой ракеты "Мэйс", обладавшей лучшими характеристиками. Последний из них был списан в 1962 — после более чем 1200 ракет, выпущенных заводами!
 
Возможное применение:
 
Не смотря на все свои достоинства, "Матадор" не был чем-то принципиально новым. Высоколетящая дозвуковая крылатая ракета, он был прямым наследником первой американской крылатой ракеты "Лун", правда, более надежным.
 
Малая скорость и небольшая высота полета "Матадора" делали его весьма уязвимым для перехватчиков. Фактически, он имел летные данные B-47, но в отличие от B-47, он не мог уклоняться, не мог вести заградительный огонь.
 
С другой стороны, "Матадор" был маленьким и дешевым. Его малые в сравнении со стратегическими бомбардировщиками размеры затрудняли его обнаружение большинством радаров. А дешевизна позволяла запускать их огромными эскадрами, что гарантировало поражение цели несмотря на все старания ПВО уровня 1950-ых. Дешевый и массовый — вот основные достоинства "Матадора".
 
Помимо основной цели — сдерижвания СССР в Европе — на "Матадор" возлагалсь еще одна важная задача, удерживать КНР и КНДР от участия в возможной войне. И дляэ той задачи "Матадоры" подходили отлично — ПВО этих стран была очень слабой, и небольшие, скоростные крылатые ракеты гораздо лучше бы выполнили задачу сдерижвания, чем крайне необходимые в случае войны в Европе пилотируемые бомбардировщики!
 
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account