Содержание:
После исчерпания запаса доступных 12-дюймовых, 14-дюймовых и 15-дюймовых орудий с линкоров к началу 1915 года Уинстон Черчилль и Джон Фишер обратили своё внимание на более мелкие калибры для вооружения кораблей огневой поддержки. Следующими по мощности были 9,2-дюймовые (234-мм) пушки, которые использовались в качестве главного калибра на крейсерах или второго калибра на некоторых броненосцах — они и пошли на вооружение новых типов мониторов.
Безымянные, номерные
На каждом из броненосных крейсеров типов «Кресси» (HMS Cressy) и «Дрейк» (HMS Drake) имелось по две башни Mk V c орудиями типа Mk X. Часть этих кораблей к тому времени уже погибла, так что, с учётом запаса на действующие крейсера, можно было получить четыре установки. Вторым источником стали пять бронепалубных крейсеров типа «Эдгар» (HMS Edgar): сведённые в одну эскадру, они занимались патрулированием в Северной Атлантике, но оказались малопригодными для этой роли. Их оснастили 6-дюймовыми (152-мм) носовыми и кормовыми установками, что высвободило 10 дополнительных 9,2-дюймовых орудий.
Полученные пушки оказались совершенно разными. Так, Mk VI были старой конструкцией с длиной ствола 31,5 калибра и дальностью всего 11 000 ярдов, Mk X — относительно современным орудием с длиной ствола 47 калибров, смонтированным в бронированной башне и с дальностью 15 400 ярдов при том же максимальном угле возвышения. Как и в случае с 12-дюймовыми установками, с оружейного завода концерна «Армстронг-Уитворт» в Эльсвике сообщили, что можно провести модернизацию обеих установок, увеличив угол возвышения до 30°, что даст увеличение дальности стрельбы до 16 300 и 22 000 ярдов соответственно. При использовании остроконечного дальнобойного снаряда дальность стрельбы из Mk X возрастала до 25 000 ярдов.
После выбора вооружения можно было приступить и к разработке самого монитора. Единственными требованиями к нему были 12 узлов скорости, 6 футов (1,8 метра) осадки и как можно более простая конструкция. Проектное водоизмещение составило 540 тонн. Требовалось также облегчить установку Mk V, так как её вес в 115 тонн значительно превосходил 45-тонную установку старой пушки. Для этого башню заменили тонким, открытым сзади щитом, а заряжание перевели на ручное, что снизило массу до 70 тонн. Отсутствие булей и традиционные обводы корабля упростили расчёт необходимой силовой установки — потребовалась мощность около 700 л.с. Сразу было решено, что малые корабли продолжат сквозную нумерацию уже построенных больших мониторов. Таким образом, четыре монитора с орудиями Mk X получили номера от M15 до M18, а 10 кораблей с орудиями Mk VI — от M19 до M28.
Тендеры на строительство выдали в середине февраля 1915 года двум компаниям: «Уильям Грей» (William Gray & Co) из Хартпула и «Сэр Рэйлтон Диксон» (Sir Raylton Dixon & Co) из Мидлсбро. Обе были крупными производителями торговых судов, поэтому первая получила заказ на четвёрку с M15 до M18, а вторая забрала остальные. Для каждого из мониторов фирмы «Уильям Грей» по две паровых машины общей мощностью 800.л.с. должна была поставить её дочерняя компания «Сентрал Марин Энджин Воркс» (Central Marine Engine Works), а для кораблей «Рэйлтон Диксон», не имевшей своего производства, их пришлось закупать отдельно.
В итоге на шести кораблях установили по два 4-цилиндровых двухтактных двигателя шведской фирмы «Болиндерс» (J & CG Bolinders Mekaniska Verkstad AB) мощностью по 320 л.с. (M18, M19, M20, M23, M25 и M28). Мониторы M26 и M27 получили по четыре двухцилиндровых болиндера суммарной мощностью 480 и 560 л.с. соответственно. На M21 и M22 решили поставить паровые двигатели от «МакКи энд Бакстер» (McKie & Baxter) и «Шилдс Инжиниринг» (Shields Engineering) мощностью 600 и 650 л.с. соответственно, а M24 получил четыре двигателя внутреннего сгорания от «Кэмпбелл Гас Компани» (Campbell Gas Company) общей мощностью 640 л.с.
Строительство началось в марте 1915 года. Работы шли быстро: первый монитор, которым оказался M15, спустили на воду уже 28 апреля. Оснащение заняло ещё около двух месяцев, в течение которых M19 — первый монитор от «Диксон» — обогнал M15 и 3 июня оказался готов к испытаниям.
Пока проектировались мониторы типа M15, вошёл в строй линейный корабль «Куин Элизабет» (HMS Queen Elizabeth), который отправился к Дарданеллам. В плавании выяснилось, что четыре 6-дюймовых орудия небоеспособны, так как при полной нагрузке находятся всего в 5 футах от ватерлинии. Было решено их переместить, но сделать это удалось только для двух 6-дюймовок из четырёх. Таким образом, в руках кораблестроителей оказалось 10 новых 6-дюймовых орудий с пяти линкоров, под которые можно было построить мониторы.
В начале марта 1915 года конструктору Чарлзу Лилликрэпу (Charles S. Lillicrap) предстояло разработать очередной проект. Так как орудийная установка весила всего 18 тонн, а суммарно две установки с боеприпасами набирали 62 тонны по сравнению со 100 тоннами 9,2-дюймовых мониторов, было решено уменьшить водоизмещение и мощность машин проектируемых кораблей. Проектное водоизмещение составило всего 355 тонн при осадке 4 фута.
Однако Лилликрэп сделал очередную ошибку — мониторы имели и без того настолько малые размеры, что при возможности сокращения водоизмещения никак нельзя было сократить объёмы! Так, два запланированных на них 6-дюймовых орудия требовали той же площади палубы, что и одна 9,2-дюймовая. К тому времени, когда просчёт обнаружили, ошибочные данные уже зафиксировали в документах, и до конца службы корабли числились как 355-тонные с 4-футовой осадкой.
Со строительством определились быстро: верфь «Харленд энд Волф» (Harland and Wolff) в Белфасте успешно достраивала мониторы с 14-дюймовыми орудиями, поэтому 15 марта 1915 года все пять новых кораблей отдали ей.
Когда в компании приступили к непосредственному планированию, то выяснилось, что на освобождающемся стапеле должен был быть заложен крейсер «Глориес» (HMS Glorious). В наличии имелся ещё один стапель — там начиналось строительство лайнера «Нарканда» (SS Narkunda), и два монитора можно было разместить по бокам от него. Тогда руководство «Харленд энд Волф» обратилось к соседней фирме «Уоркмэн, Кларк энд компани» (Workman, Clark & Co) — не смогут ли они взять на себя строительство одного или двух кораблей? Политика «Уоркмэн, Кларк энд компани» не позволяла строить военные корабли, но так как на верфи уже прошли переоборудование крейсеры «Тизиус» (HMS Theseus) и «Эндимион» (HMS Endymion), компания согласилась построить по субподряду мониторы M32 и M33. У «Харленд энд Волф» остались M29, M30 и M31. Кили кораблей заложили уже через 8 дней после размещения заказа.
Мониторы типов M15 и M29 внешне напоминали классические канонерские лодки. Корпус длиной 170 футов (52 метра) и шириной 31 фут (9,3 метра) был однопалубным, за исключением небольшого полубака. Проектное водоизмещение M15 достигало 540 тонн, что исключало броневую защиту или були. Сохранившееся для 6-дюймовых мониторов проектное водоизмещение в 355 тонн настолько не сочеталось с кораблём, что многие считали эту цифру опечаткой от 535 тонн. Между полубаком и надстройкой располагалась 9,2-дюймовая установка с орудием типа Mk X или Mk VI, на корме — 12-фунтовое (76-мм) орудие. Кроме того, 6-фунтовая (57-мм) зенитная пушка «Гочкис» стояла на надстройке, а дополняли вооружение два «Максима».
Корпус 6-дюймовых мониторов имел более длинный полубак, идущий до надстройки, на котором установили 6-дюймовые орудия Mk XII с длиной ствола 45 калибров; вторая пушка стояла корме за надстройкой. Зенитная пушка «Гочкис», как и у 9,2-дюймовых мониторов, находилась на задней части надстройки. Корабли также имели два пулемёта.
Установка орудий Mk VI прошла без проблем, и новый монитор вводился в строй каждые две недели. Хуже было с новыми Mk X: одно из орудий находилось на Мальте, второе отправили туда с перспективой его использования на Галлиполи. По этой причине M15 и M16 приняли без вооружения — они должны были получить его на уже Мальте.
6-дюймовые мониторы вошли в строй в конце июня — в июле. Испытания вооружения и машин проводились с максимально возможной скоростью, иногда в один день. Все мониторы в полном грузу имели большее водоизмещение, чем предполагалось: 610 тонн для дизельных с Mk VI, 650 тонн для паровых с Mk X и 580 тонн для 6-дюймовых.
Скорость 9,2-дюймовых мониторов в итоге оказалась на узел ниже запланированных 12 узлов, 6-дюймовые мониторы полузла недобрали до контрактных 10. Стоимость составила от 35 000 до 40 000 фунтов стерлингов для 9,2-дюймовых (дизельные были более дорогими) и 25 000 фунтов стерлингов — для 6-дюймовых, без стоимости вооружения, которое прибавило ещё 15 000 фунтов стерлингов 9,2-дюймовым мониторам и 8000 фунтов стерлингов — 6-дюймовым.
Модернизации мониторов военного времени
В ходе войны описанные ранее 14-дюймовые мониторы претерпели наименьшее количество изменений, наиболее заметным из которых стал удлинение трубы на 12 футов (4,2 метра). Так как обзор из рубки был недостаточным, использовалась площадка на мачте. Это создавало определённые проблемы: площадка находилась на одном уровне с трубой, корабли были медленными, и было достаточно даже небольшого ветра, что бы сделать пребывание на площадке некомфортной. Именно поэтому при первом же ремонте мониторы получили добавочную секцию трубы, при этом труба «Хэвлока» (HMS Havelock) оказалась чуть ниже, чем у остальных.
На кораблях также было усилено вспомогательное вооружение: в 1916 году «Реглан» (HMS Raglan) получил 6-дюймовое орудие Mk XII с погибшего M30, а через год такое же орудие получил и «Эберкромби» (HMS Abercrombie). Пушки устанавливались за дымовой трубой на месте, предназначенном для гидросамолёта, при этом подъёмные краны демонтировали.
На «Робертс» (HMS Roberts) смонтировали более старое 6-дюймовое орудие QF1 в импровизированной установке для зенитной стрельбы (угол возвышения 53,5°). Она оказалось слишком тяжёлой, медленной и громоздкой, однако сохранилась на борту до конца службы корабля, будучи одной из самых крупнокалиберных зениток Королевского флота. Две 12-фунтовки подняли с главной палубы, где они имели ограниченные углы обстрела, на палубу полубака, получив модифицированные установки для зенитной стрельбы.
Установленный на «Эберкромби» 2-фунтовый «пом-пом» был одним из первых образцов автоматического оружия, и его скорее следовало звать просто «пом», так как добиться автоматической стрельбы было крайне сложно.
В 1917 году обсуждалась замена 14-дюймовых башен на одноорудийные 18-дюймовые башни с крейсера «Фьюриес» (HMS Furious), но из-за большого объёма работ проект свернули. Мониторы не несли камуфляж, за исключением «Реглана», и даже ложный бурун, нанесённый на носу, был вскоре закрашен. Экипаж из-за изменений вооружения увеличился до 208 человек.
12-дюймовые мониторы претерпели больше изменений — они, в основном, действовали у побережья Бельгии, т.е. значительно ближе к верфям. Близость немецких баз заставила задуматься о крайне слабом вспомогательном калибре, и в начале 1916 года мониторы получили по 2–4 6-дюймовых орудия типа QF, установленных на палубе полубака в районе трубы. Работы выполнялись на верфях Чатема и Портсмута, а пушки, в основном, взяли с броненосца «Илластриес» (HMS Illustrious).
«Генерал Вулф» (HMS General Wolfe), «Сэр Джон Мур» (HMS Sir John Moore) и «Генерал Крауфурд» (HMS General Craufurd) получили по четыре пушки, «Лорд Клайв» (HMS Lord Clive), «Принс Юджин» (HMS Prince Eugene) и «Принс Руперт» (HMS Prince Rupert) — по две. Из средиземноморских мониторов одну 6-дюймовку получил лишь «Сэр Томас Пиктон» (HMS Sir Thomas Picton). Со временем старые QF заменили более дальнобойными Mk VII, которые на «Сэре Джоне Муре» и «Лорде Клайве» в свою очередь заменили 4-дюймовые (102-мм) Mk IX. Есть информация, что в 1917 году «Генерал Вулф» временно получил 6-дюймовую зенитку, как на «Робертсе». Зенитное вооружение тоже претерпевало постоянные изменения, на башне часто устанавливали 2-фунтовки или «Максимы» для расстрела мин и самообороны от дистанционно управляемых катеров.
Площадка на мачте, которая оставалась единственной альтернативой тесной боевой рубке, была расширена, экипаж из-за усиления вооружения также возрос с первоначальных 194 человек до 215–232 в зависимости от числа орудий среднего калибра.
Действительно серьёзные изменения ждали три монитора в 1918 году. Перестройка крейсера «Фьюриес» в авианосец высвободила три 18-дюймовых (457-мм) ствола — две одноорудийные башни и запасное орудие. От установки этих пушек на 14-дюймовых мониторах отказались на стадии обсуждения, поэтому по предложению Р. Бэкона их решили установить на 12-дюймовые мониторы, Не снимая основное вооружение!
Единственное место, где можно было установить подобное орудие, нашлось над машинным отделением за дымовой трубой, при этом дополнительно требовалось разместить достаточное для обстрела число снарядов. Большой вес установки (один ствол весил 148 тонн) должен был привести к увеличению осадки до 14 футов и снижению высоты борта до 4 футов, поэтому пришлось закрыть отсеки булей, которые были заполнены забортной водой. Несмотря на это, осадка кораблей достигла 8 футов и 9 дюймов (2,7 метра) носом и 13 футов и 2 дюймов (4 метра) кормой, что соответствовало водоизмещению 6850 тонн. Були в корме полностью ушли под воду, из-за чего появилась вероятность поражения корабля идущей по поверхности торпедой — поверх булей пришлось поставить тяжёлый стальной отражатель.
Под переоборудование выделили «Лорд Клайв», «Принс Юджин» и «Генерал Вулф». По планам, первые два корабля должны были получить новое вооружение в марте, а к маю 1918 года вернуться в строй после испытаний. В это время должен проходить перевооружение третий монитор. «Лорд Клайв» был перестроен с 5 декабря 1917 по 6 апреля 1918 гг., а «Принс Юджин» — с 13 декабря по 7 апреля. В тот же день на модернизацию встал «Генерал Вулф».
Из-за задержки готовности установок (первая прибыла в Портсмут аж 20 июня) первым получил 18-дюймовые орудия именно «Генерал Вулф», прошедший испытания нового вооружения у острова Уайт в 7 августа. Огромный «сарай» установки кардинально поменял внешний вид корабля, получившего прозвище «Слон и Замок» (Elephant and Castle). Всё вооружение, кроме двух «пом-помов», сосредоточилось в носу. Корабль также получил параваны, два 36-дюймовых прожектора на корме и два 24-дюймовых — на мачте, была снята броневая рубка, на палубе полубака установили ящики для зарядов. Экипаж увеличился до 278 человек.
16 августа в Портсмут пришёл «Лорд Клайв», модернизация которого завершили в октябре. «Принс Юджин» своё большое орудие до конца войны так и не получил.
Скорость «Генерала Вулфа», развивавшего до модернизации 8 узлов, вполне закономерно упала до 6,7 узлов.
Официальный боекомплект 12-дюймовых мониторов на 1918 год составлял: 18-дюймовые (457-мм) орудия — 60 фугасных снарядов, 12-дюймовые (305-мм) орудия — 90 фугасных, 10 полубронебойных остроконечных (Дувр) или 120 фугасных (Средиземное море) снарядов, 6-дюймовые (152-мм) — 150 фугасных и 10 полубронебойных снарядов, 40 шрапнелей, 4-дюймовые (102-мм) орудия — 150 фугасных и 10 полубронебойных снарядов, 40 шрапнелей, 3-дюймовые орудия (76-мм) орудия — 240 фугасных, 60 зажигательных и 32 полубронебойных снаряда, 12-фунтовые (76- мм) орудия — 150 фугасных и 50 полубронебойных снарядов, 2-фунтовые (40 мм) орудия — 480 полубронебойных и 320 снарядов с головным взрывателем. Кроме того, на кораблях имелось по три десятка осветительных снарядов — как правило, для 3-дюймовых или 4-дюймовых пушек.
«Маршал Ней» можно было отправлять на модернизацию сразу после испытаний: дизели МАN, успешно отработавшие на берегу 96-часовые испытания, в море при попытках запуска израсходовали почти весь воздух из баллонов и глохли при попытках дать реверс или изменении нагрузки. Рулевое управление из-за обводов кормы было неэффективным, и корабль постоянно рыскал на курсе, отличаясь при этом отвратительной управляемостью. Ещё в сентябре 1915 года было предложено разоружить монитор, установив его башню на новый корабль, на что Первый лорд Адмиралтейства ответил предложением заменить башни «Маршала Нея» и «Маршала Сульта» на 12-дюймовые башни с броненосца «Илластриес».
Также поступило предложение о замене дизелей паровыми машинами. Мощность последних, исходя из объёма доступных отсеков, могла достигнуть 3600 л.с., но даже подобное увеличение мощности не позволяло достичь скорости выше 8 узлов. Однако нужда Дуврского патруля в орудиях более дальнобойных, чем 12-дюймовые, заставила отложить все эти планы.
На службе «Маршал Ней» немедленно подтвердил свою репутацию: 15 октября 1915 года на входе в гавань Дюнкерка у него отказало рулевое управление. Попытка дать реверс двигателям тоже оказалась безуспешной, и монитор, таща по дну гавани оба якоря, проделал аккуратную дыру в деревянном пирсе. Вину Адмиралтейство, поставившее на корабль недоведённые двигатели и не давшее времени на изменение формы корпуса, немедленно возложило на экипаж. Можно сказать, что единственным достоинством корабля — использовать артиллерию без двигателей проблематично, как и трудно считать достоинством низкий расход топлива у неработающего двигателя — была картина, изображающая маршала Мишеля Нея. Она неизменно приводила французских офицеров в такой восторг, что её стали снимать перед визитами союзников.
В результате терпение Адмиралтейства лопнуло. В 1916 году с монитора сняли башню главного калибра и вооружили его 9,2-дюймовым орудием типа Mk VIII и четырьмя 6-дюймовыми орудиями типа QF с крейсера «Террибл» (HMS Terrible).
Однако и эта комбинация вооружения просуществовала не долго: 9,2-дюймовое орудие отправились во Францию для установки на береговые батареи, и в 1916–1917 гг. «Маршал Ней» получил однотипное вооружение из шести 6-дюймовых орудий типа Mk XI, снятых с броненосца «Хайберния» (HMS Hibernia). 12-фунтовки заменили 3-дюймовыми зенитками, корабль получил закрытый мостик. Ещё одним заметным изменением стало появление булей над поверхностью воды из-за снятия 1100 тонн нагрузки. Водоизмещение упало до 5780 тонн в полном грузу, а осадка — до 7 футов (2,1 метра) носом и 10 футов (3 метра) кормой.
«Маршал Сульт» имел намного более надёжные дизели. Однако недобор мощности и как следствие 5,5-узловая скорость при действиях в районе, где приливно-отливные течения достигали скорости 3–4 узлов, а шторма не были редкостью, означали, что зачастую единственным спасением для корабля становилась немедленная постановка на якорь. Теоретически дальность монитора достигала 2000 миль, но расход топлива на вспомогательные механизмы уменьшал её до 1400 миль. По факту же «Маршал Сульт» ни разу не прошёл более 200 миль без помощи буксира, так что проверить цифру на практике не удалось.
В 1916–1917 гг. кораблю добавили два 6-дюймовых орудия (одно с «Маршала Нея») и 3-дюймовую зенитку. Также угол возвышения 15-дюймовых орудий увеличили до 30°. В 1918 году последовали дальнейшие изменения: вначале 6-дюймовые орудия заменили четырьмя одноствольными 4-дюймовыми типа Mk IX, которые обладали как большей скорострельностью, так и начальной скоростью снаряда. В том же году последовала очередная модернизация: вдвое увеличили высоту дымовой трубы, придав кораблю крайне уродливый вид, на палубу полубака добавили два 36-дюймовых прожектора, заменивших два 24-дюймовых на мачте. Боевую рубку сняли, заменив платформой с двумя 12-фунтовыми пушками, модифицированными для ведения зенитного огня. Число 4-дюймовых орудий увеличили до восьми, две 2-фунтовки на корме и две зенитные 3-дюймовки на палубе полубака остались на местах.
Дуврские 9,2-дюймовые мониторы также претерпели значительные изменения в вооружении. Недостаточная дальность старых 9,2-дюймовых орудий, из-за которой им было просто опасно действовать у берегов Бельгии, привела к тому, что решением командующего Дуврским патрулём адмирала Реджинальда Бэкона (Reginald H.S. Bacon) пушки демонтировали и отправили во Францию. Взамен M25 получил временное вооружение из пяти 6-фунтовых зенитных пушек: ещё три установили на месте 9,2-дюймовой пушки и одну за трубой. Найти замену вооружения в то время было большой проблемой, так как переоборудование вспомогательных крейсеров выгребло все доступные орудия.
Тем не менее, решение было найдено — в мае 1915 года после гибели броненосца «Триумф» (HMS Triumph) осталось два запасных 7,5-дюймовых (190-мм) орудия Mk IV с длиной ствола 50 калибров. Пушки доставили с Мальты в Портсмут и в мае 1916 года установили на M24 и M25, а оставшиеся M26 и M27 чуть ранее, в марте, получили 6-дюймовые орудия типа QF c броненосца «Ридаутебл» (HMS Redoubtable).
В это время однотипный с «Триумфом» «Свифтшур» (HMS Swiftsure) перевели в Атлантику для сопровождения конвоев. Подобная служба вряд ли могла привести к быстрому износу стволов, и одно запасное 7,5-дюймовое орудие Мk III в сентябре 1916 года сменило 6-дюймовую пушку на M26. Оставшийся в одиночестве M27 тоже получил новую пушку — старую 6-дюймовую заменили более дальнобойной Мk VII.
Весной следующего 1917 года «Свифтшур» разоружили, так что вернувшиеся с Египта M21 и M23 тоже получили по 7,5-дюймовой пушке, а их 9,2-дюймовые орудия отправили на берег, во Францию. Остальные средиземноморские мониторы изменений в главном калибре не имели.
Естественно, что в войну усилилось и зенитное вооружение: вначале дуврские мониторы получили новую установку 6-фунтовой зенитки вместо старой переделки с углом возвышения 90°. Затем по мере доступности 6-фунтовые пушки стала заменяться новыми 3-дюймовыми зенитками. На средиземноморских мониторах 3-дюймовыми зенитками заменили 12-фунтовки. Также к концу войны дуврские мониторы получили по два 2-фунтовых «пом-пома».
Малые мониторы отличались малым периодом качки, что делало их неважной артиллерийской платформой, также было зафиксировано несколько случаев большого крена. Так, в устье Темзы крен M25 на якоре достиг 45°, а у M23 в Средиземном море насчитали 57°. Возможно, эти цифры не точны, но они оказались достаточными, чтобы выбросить боеприпасы из укладки. Поэтому все мониторы по возможности оборудовали скуловыми килями, что несколько уменьшило углы, но не исправило резкой качки.
Управляемостью малые мониторы тоже не блистали, хотя и были лучше тяжёлых собратьев. Постоянные выходы из строя рулевых машин не добавляли им любви оказавшихся с ними в одной гавани. Не оправдала себя и дизельная установка, приспособленная для размеренных режимов торгового флота и сбоившая на боевых кораблях с их постоянными изменениями режима хода, остановками и запусками.
Не полностью сгоревшее топливо было причиной регулярных возгораний, избавиться от которых, несмотря на частую чистку выхлопных труб, так и не удалось. Общая ненадёжность установки привела к тому, что при паспортной дальности 2200 миль в действительности корабли большинство дальних переходов совершали на буксире. Буксировали и паровые мониторы — при удельном расходе топлива выше дизелей они имели чуть больший запас топлива.
Последние изменения в вооружение внесли перед отправкой мониторов в Белое море. Так, M27 получил вместо 6-дюймовых пушек 4-дюймовую трёхствольную установку, аналогичную используемым на «Рипалсе» (HMS Repulse) и «Ринауне» (HMS Renown), затем 3-дюймовыми зенитками заменили 12-фунтовые пушки на M24, M26 и M27 и 6-фунтовые — на M31 и M33. Мониторы M23, M24, M26 и M27 остались без «пом-помов», получив 3-фунтовые (47-мм) зенитки.
Источники и литература
- Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озёрных системах. Том 2,часть 2 (Север и Северо-Запад). Под редакцией И.В. Егорова и Е.Е. Шведе — Редакционно-издательский отдел Морских сил РККФ, 1926
- Reginald Bacon. The Dover Patrol. 1915–1917 — George H. Doran Company, 1919
- David K. Brown. The Grand Fleet. Warship Design and Development 1906–1922 — Seaforth Publishing, 2010
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Julian S. Corbett. History of The Great War. Naval operations. Based on Official Documents — Longmans Green and Co, 1923
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy. First published in Great Britain — Pen & Sword Maritime, 2013
- Steve R. Dunn. Securing The Narrow Sea. The Dover Patrol. 1914–1918 — Seaforth Publishing, 2017