Крейсера «Вильгельм» и «Берлин»: защитники, ставшие «агрессорами»
Крейсера "Вильгельм" и "Берлин": защитники, ставшие "агрессорами".
Когда в 1929 году лихорадочное строительство “вашингтонских крейсеров” достигло кульминации, известный английский военно-морской справочник “Джейнс файтинг шипc” отметил недостаточную тактическую обоснованность этого типа кораблей. “Вряд ли какая-либо из держав избрала бы для постройки типы крейсеров, подобные “Кенту”, “Пенсаколе”, “Наки” или “Турвилю”, если бы проектирование их было свободно от нормирования, — указывалось в статье. — Предоставленные сами себе, эти державы предпочли бы избрать тип крейсера, наиболее соответствующий их национальным потребностям при выполнении многообразных задач, ложащихся на крейсеры, однако до настоящего времени все державы связаны особым видом “конкурирующей близорукости”. Впрочем, некая национальная специфика все же присутствовала.
При проектировании тяжелых крейсеров во Франции, Англии, США и Италии все время имелись в виду действия на океанских торговых путях. Так, французы, разрабатывавшие свои тяжелые крейсеры в период обострения англо-французских отношений, предназначали их для уничтожения английских торговых судов. Англичане ответили на это тяжелыми крейсерами, призванными защищать коммуникации; быстроходность и бронирование они принесли в жертву дальности плавания и мореходности. Для борьбы с английскими крейсерами американцы спроектировали тяжелые крейсеры, которые несли большее число орудий, имели больший вес бортового залпа и большую скорость хода. Итальянцы проектировали свои тяжелые крейсеры для охраны средиземноморских коммуникаций от нападения французских “вашингтонских крейсеров”. И лишь японцы с самого начала отказались от такого взгляда и создали мощный “вашингтонский крейсер” с отличным артиллерийским и торпедным вооружением и бронированием, предназначенный не для операций на коммуникациях, а для истребления вражеских крейсеров того же класса.
Но если Японии, стиснутой рамками Вашингтонского соглашения, приходилось юлить, выходя за рамки разрешенного (что делали и другие участники), то одной стране, создававшей "антивашингтонские" крейсера, было проще. Проще потому, что эта страна не была связана рамками Вашингтона… впрочем, она была связана рамками Версаля. Речь идет о Германии.
Изначально Германия проектировала и строила корабли, предназначенные для рейдерских операций (тип "Дойчланд"). Но затем приоритеты постепенно стали меняться (пример такого перехода – тип "Адмирал Хиппер"): рейдерские качества все дальше и дальше отходили на задний план.
Согласно распространенному мнению, немецкие крейсера, типа "Вильгельм" в первую очередь должны были истреблять крейсера вражеские. По удивительному совпадению, Германия и Япония проектировали крейсера, предназначавшиеся для истребления крейсеров вражеских. Совпадение, или каприз истории, был еще больше, учитывая что Германия не исключала войны с Японией, и европейским и азиатским "антивашингтонцам" предстояло сразиться.
В отличие от японского флота, поставившей на свои крейсера (типы "Токао", "Миоко", "Могами") мощное торпедное вооружение (3*4 610-мм ТА), немецкий флот на тяжелых крейсерах полностью отказался от торпед, сделав ставку на артиллерию. И заявка была существенной: крейсера типа "Вильгельм" имели 12 203/52-мм орудий в четырех башнях. Усилить вооружение должны были 6 128-мм универсальных установок (12 стволов), но проблема с этими самыми 128-мм установками (а проблема заключалась в неготовности и поэтому отсутствии этих самых 128-мм установок) вынудила немцев ограничиться 105-мм артиллерией. В пользу немецких крейсеров было бронирование и размеры (стандартное водооизмещение превышало 15 тыс. тонн). Не стоило сбрасывать со счетов и лучшее управление огнем на немецких крейсерах.
Несмотря на то что крейсера типа "Вильгельм" имели направленность в виде "антивашингтонец", и еще до войны за ними закрепилось прозвище "истребитель крейсеров", а после войны именно "Вильгельм" показывался как яркий пример агрессивности Германии, речь идет о мифах и пропаганде. Изначально антивашингтонский "Вильгельм" создавался как крейсер, способный противостоять двум вашингтонским крейсерам! Германия банально не могла в кратчайшие сроки построить большой флот и делала ставку на качественный перевес своих кораблей
Подобная проблема (невозможно противостоять численно противникам, поэтому возьмем качеством) отчетливо прослеживается и в следующей тройке немецких крейсеров – тип "Берлин" (заметим, что немецкий флот закладывал крейсера тройками – "Дойчланд", "Хиппер", "Вильгельм" и "Берлин").
Согласно широко распространенному мнению, в строительстве крейсера типа "Берлин" имеются английские корни в виде антикрейсера. По сути, немцы взяли британскую идею антикрейсерского линейного крейсера и попытались довести ее до своего логического предела на имеющемся уровне. Вот только англичане после отставки Фишера до такого предела идею "Инвинсибла" не стали доводить. В результате получился наглядный образец "крейсера-негодяя" "негодяй". Другие названия уголовной направленности – "крейсер-бандит", "крейсер-гопник", "шпана".
В принципе, такие "уголовные прозвища" соответствовали типу "Берлин". Немецкий крейсер должен был догонять всех, кто слабее его, и убегать от всех сильнее его, при этом с жертвой он расправляется очень быстро и в основном на догонных или ретирадных курсах. Что обуславливало его высокую скорость — не менее 32,5 узлов.*Измененная фраза одного из коллег*.
Подкреплением негативного отношения к "Берлину" была его "несправедливость" и "уголовщина".
Первое.
Немаловажным моментом служит именно "негодяйский", "разбойничий" характер немецкого крейсера. В принципе, все линейные крейсера ("Гебен", "Аляска", "Конго", "Инвинсибл", "Дюнкерк", "Кронштадт") должны были нагонять слабых и уходить от сильных. Но если подобные крейсера, кроме охоты за тяжелыми и легкими крейсерами, принимали участие в боях с линкорами, т.е. на лицо "справедливость" – не только слабых обижает, но и с тем, кто сильнее, столкнется. То для "Берлина" сражение с линкором было самоубийством, т.е. на лицо "несправедливость" – обидеть может только тех, кто слабее.
Второе.
В России в начале 90-х годов утвердилось мнение, что крейсер "Москва" строился как аналог крейсера "Берлин". И поскольку, "Берлин" был "преступником", "грабителем" и прочим асоциальным элементом, то произошел перенос подобных качеств и на советский крейсер. "Строительство крейсера типа "Москва" было обусловлено исключительно уголовной связью", "Преступному режиму требовался преступный крейсер"! – восклицали многочисленные борцы с советским прошлым.
Отметим, что ругали в первую очередь именно "Москву", а также Сталина и прочее проклятое и преступное прошлое, а немецкий крейсер попадал под огонь мимоходом.
На самом деле, немцы строили не линейный крейсер в классическом смысле, а "лидер тяжелых крейсеров", или "линейный крейсер-скаут". "Берлин" должен был стать надежным защитником немецких легких и тяжелых крейсеров в далеких водах Тихого океана. Имея 3*3 220/54-мм (а в другой реальности 3*4 220/54-мм) и 10*2 128-мм орудий, "Берлин" мог обеспечить хорошую защиту (в том числе и от авиации) всем кто в ней нуждался. Но история пошла по-другому, и "Берлин" обеспечивает защиту слабых, отстаивает справедливость, только в альтернативах.
Что касается возможных боев на Тихом океане, то "Берлин", конечно, мог в одиночку трепать японские крейсера, но в решении важных вопросов все же предпочитал иметь поддержку "собачьих стай".
Кроме трехбашенного "Берлина" существовало еще два проекта 4-х башенного.
Первый проект предполагал, что главным противником станет надводный противник:
Второй проект – предполагал сократить авиагруппу:
В завершение стоит отметить малоизвестный вариант крейсера "Берлин", получивший название "Франкфурт".
Если крейсера типа "Бруклин" с 15 152-мм заслужили название "шестидюймового пулемета",
а "Миоко" с 14 180-мм — тяжело-пулеметными,
то "Франкфурт" по праву заслуживает название "Вулкан" или "металлорезка".
В ближнем бою "Франкфурт" является превосходным защитником – его заградительный огонь (18 220-мм и 10 128-мм орудий в бортовом залпе) мог бы преодолеть только линейный корабль.
П.С.
1. Изначально хотел "подстроиться" под игру, но оказалось, что аналоги "Вильгельма" и "Берлина" уже существуют.
2. "Берлин" – это… а впрочем, лучше читать.
3. Знаки ПДД – чисто юмор.