Крейсера II ранга типа «Кореец» (ФАН)
Как-то вот случайно получился подобный перепил. Как часто у меня бывает, одно наложилось на другое — прикинул, что Невскому надо еще до 1888 года проявить себя эдаким альтернативщиком, "Кореец" так и напрашивается на перепил в колониальный крейсер, а я давно хотел сделать что-то такое эдакое. В общем, смотрите сами, что получилось.
Общая история проекта — из канонерок в крейсера
"Кореец" на Дальнем Востоке
Вопрос о постройке мореходных канонерских лодок для нужд Дальнего Востока поднимался в МТК еще в 1880 году. Согласно взглядам того времени, там требовалось держать флотилию береговой обороны из миноносцев и канонерских лодок, которые должна была поддерживать Тихоокеанская эскадра, состоящая из различных кораблей заграничного плавания из состава Балтийского флота. Предполагалось построить целую серию кораблей, "растянув" для экономии их постройку на 5-10 лет. Выработка техзадания и бюрократическая волокита, связанная с ней, заняла 4 (!) года — корабли требовались "не срочно". Прототип проектировался по техзаданию МТК и при участии шведского судостроительного завода "Бергзунд Меканиска", для чего его директор Г. Фрестадиус прибыл в Санкт-Петербург. Все должно было пойти простой, прямой дорогой, и к 1888-1889 годам на Дальний Восток отправились бы первые мореходные канонерские лодки России, но… Вмешался помощник начальника ГМШ капитан I ранга Невский. По всей видимости, он заручился поддержкой Фрестадиуса, заинтересованного в расширении заказа, а также некоторых видных чинов ГМШ и МТК, выдвинув проект постройки не просто мореходных канонерских лодок, а больших канонерских лодок водоизмещением в 2500 тонн.
Присутствие России на Дальнем Востоке требует наличия не только кораблей береговой обороны, но и достаточно крупных представительских единиц для показа флага в Корее, Китае, Японии и прочих странах. Для такой единицы достаточно иметь хорошую мореходность и сильное вооружение, которое может пригодиться для демонстрации. Главным же преимуществом подобных кораблей должно стать то, что они будут постоянно находиться в регионе, не покидая его для возвращения на Балтику в отличие от кораблей Тихоокеанской эскадры.
Капитан I ранга К.Р. Невский
Его поддержали, а Г. Фрестадиус убедил членов комиссии МТК в том, что построить увеличенный в два раза корабль его верфь сможет в те же сроки, что и первоначальный проект (который, кстати, он все же продал России, и по нему была построена серия черноморских канонерок). К "Бергзунд Меканиска" присоединились и датчане из "Бурмейстер ог Вайн", согласившиеся строить по шведскому проекту второй корабль. Несмотря на явное нежелание тратить больше денег, флотские чины согласились. Вероятно, в этом поучаствовал и великий князь Константин Николаевич, поддерживавший хорошо знакомого ему Невского.
"Кореец" в заморской окраске, 1895 год
В результате "большой" вариант канонерской лодки вышел довольно интересным. При низком борте и относительно большой длине новая канонерка получила короткий полубак, повышающий ее мореходные качества. Вооружение первоначально предполагалось в виде 2 203-мм, 1 152-мм и 6 107-мм орудий, но затем было решено заменить 107-мм пушки на 152-мм, а потом и кормовая пушка стала 203-мм, в результате чего корабль приобрел довольно мощное вооружение. Шестидюймовые орудия не имели щитов. Торпедный аппарат, предусмотренный начальным проектом, решили снять, так как "на стационерной службе он не понадобится". Противоминная артиллерия согласно устоявшейся традиции состояла не из одноствольных 57/50-мм пушек Гочкиса, а из револьверных 47-мм орудий в количестве 8 штук. Имелась и бронезащита — в виде плоской бронепалубы толщиной 25 мм, служащей скорее противоосколочной защитой. Канонерка обладала весьма умеренной скоростью — 17 узлов, которую в ходе проектирования уменьшили до 16,5. По расчетам запаса угля должно было хватить на 4000 миль экономического 10-узлового хода. В качестве эксперимента канонерки оснастили самозатаскивающимися якорями Мартина, что на практике оказалось крайне удачным решением — значительно сократилось время уборки якоря и упростился сам процесс, пускай и ценой некоторой потери силы зацепления (в сравнении с обычными якорями). Применение якоря Мартина на "Корейце" в будущем станет основой для перевода всего флота на якоря этого типа. Автором многих решений в конструкции "Корейца" стал сам Невский, детально прорабатывавший со шведскими инженерами конструкцию кораблей, для чего ему пришлось даже отправиться в Стокгольм. Там же он участвовал на закладке первого корабля, а затем и второго в Копенгагене, став крестным отцом целой серии кораблей как в прямом, так и в переносном смысле.
"Кореец" и "Манджур" оказались весьма востребованными на Дальнем Востоке. Какое-то время они еще именовались канонерскими лодками, но после введения новой классификации кораблей эти несколько большие канонерки были переведены в разряд крейсеров II ранга. В 1899 году старые 203/35-мм и 152/35-мм орудия были модернизированы — стрельба переведена на бездымный порох и усовершенствованы замки орудий, благодаря чему скорострельность возросла до 1 и 4-5 выстрелов в минуту соответственно. Это было хуже, чем у современных скорострелок, но позволило повысить боеспособность кораблей без кардинальных изменений. Оба крейсера служили в качестве стационеров всю свою службу, участвовали в событиях Боксерского восстания, занятия Россией Порт-Артура и, само собой, Русско-Японской войны. Им одним из первых довелось принять удар противника на себя. В результате сражения у Чемульпо "Манджур" и "Кореец" были тяжело повреждены и вернулись в порт, где были взорваны командами. Их гибель стала ценой за спасение крейсера I ранга "Варяг", который смог уйти в Порт-Артур. В дальнейшем их названия унаследуют другие крейсера II ранга Российского Императорского флота.
«Кореец», «Бергзунд Меканиска», Стокгольм – 19.06.1886/07.08.1887/1888
«Манджур», «Бурмейстер ог Вайн», Копенгаген – 28.06.1886/22.11.1887/1888
Что делать, когда нечего делать
Статьи нагрузок
Перепил "Корейца" в колониальный крейсер — это скорее эдакая шутка (впрочем, насколько удачная, еще предстоит узнать). Так как я не нашел детальных статей нагрузки по нему (лишь в общих чертах, и то — одной из первых версий проекта, водоизмещением заметно больше реального), то табличку составлять пришлось самому.
1) Увеличиваем размеры крейсера — длина +16 м, ширина +2 м, осадка +1 м, водоизмещение в таком случае будет равняться примерно 2550 тоннам;
2) Вес корпусных конструкция определялся каким-то макаром (не спрашивайте, каким), и составил 37,4 процента — или же 953,8 тонн;
3) Тройка 203/35-мм орудий обойдется примерно в +159,9 тонн;
4) Шесть 152/35-мм орудий потребуют + 88,8 тонн веса;
5) Вес револьверных пушек с приблудами обойдется примерно в 16 тонн;
6) Вес ЭУ повышен (не помню, повышал ли удельную мощность, но вроде как нет), теперь ее мощность составляет 4200 л.с. — что даст скорость хода в 16,5 узлов.
7) Закидываем +152,7 тонн в снабжение;
8) Создаем запас водоизмещения в 30 тонн;
9) Добавляем к запасам угля +250 тонн;
Вроде как все.
1-я правка
Или не все. Пожалуй, стоит задуматься над тем, чтобы довести таки "Корейца" до характеристик "Эсмеральды", построенной чуть ранее. Водоизмещение поднимаем на 400 тонн, из которых 150 идет на корпус, а 133 — на ЭУ, а 100 — на запас угля Не нашел, сколько весила ЭУ "Эсмеральды", но выдавала она примерно 6000 л.с., что разгоняло ее до 18-18,25 узлов. Наша ЭУ будет выдавать столько же, правда, число котлов увеличится на 2 штуки. Осадка увеличится на 0,7 м. Заодно чутка подправлю рангоут (упустил я пару важных элементов) и экономичность (она таки будет еще ниже, чем я расчитывал по экономичности "Корейца"). Также добавлю один штевневый 381-мм торпедный аппарат (+17 тонн). Старые боковики и таблица статей нагрузок заменены на новые.
Тактико-технические характеристики крейсеров III ранга типа "Кореец"
"Кореец" в 1904 году
Водоизмещение: 2950 тонн
Размерения: 82,3х12,7х5,2м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ГТР, 10 цилиндрических котлов, 6000 л.с. = 18 узлов
Запас топлива: 470/600 тонн угля
Дальность: 2200 миль (10 узлов)
Броня: палуба 25 мм, щиты орудий 25 мм
Вооружение: 3 203/35-мм, 6 152/35-мм, 8 47-мм револьверных орудий, 1 381-мм торпедный аппарат
Экипаж: 15/222 человека
От автора
1) Без понятия, считать ли такого "Корейца" каноничным в ФАНе, или нет. История его создания явно притянута за уши, характеристики довольно спорные. Хотя, конечно, в бою у Чемульпо было бы полезно иметь в кильватере у альт-"Варяга" вот такого "Корейца". Тем более, что туда же я хочу в будущем и "Манджура" пригнать. Вот это я понимаю бой должен выйти!
2) Пока обдумывал дела на счет эсминцев после 1906 года, попал в неловкое положение — если увеличивать численный состав (а это. похоже, необходимо), то понадобится много новых названий. А для того, чтобы определить их, надо будет очень много работать. Впрочем, надо определить и численность эсминцев, построенных в промежуток между 1906 и 1921 годами. В реальности это были бы примерно 69 кораблей. Думаю, стоит увеличить это число до 130-150 штук. Заметно меньше, чем в Великобритании и Германии, да и меньше, чем настроили в США "гладкопалубников", но вполне достаточно для выполнения своих целей.
3) Пока думал на счет эсминцев, попытался прикинуть то, насколько правдоподобной смотрелась бы спаренная 102/60-мм установка в 1917 году. Пришел к выводу, что стоит потерпеть, и установить уже универсальные 102/60-мм спаренные установки при модернизации в конце 20-х.