Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными

0

Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными
После превращения «Екатерин» в протодредноуты, я вдруг понял что сами «Екатерины» меня уже достали. И линкорами их делал, и линейно-возвышенными с пародией на «Мичиганы» и «Нельсоны». В общем твердо решил больше «Екатеринами» не заниматься – по идее вроде бы все перепробовал. Но как оказалось не все – озарение пришло внезапно.
П.С.
Еще не окончил альтернативу (рисовал корабли), когда в голову пришла очередная альтернатива связанная с «Екатеринами». И я боюсь, что будет потом связанно с этими «Екатеринами»…

Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными

Когда утренний туман рассеялся, рыбакам на лодках или небольших парусных бар казах открылось невиданное до той поры зрелище. Их взору предстали боевые корабли, уверенно идущие десятиузловым ходом в строгом расстоянии друг от друга, будто связанные невидимыми нитями. Это в кильватерном строю шли, олицетворяя собой мощь возрожденного Черноморского флота, броненосцы "Екатерина II", "Чесма" и "Синоп".
 
В августе 1881 г. в Петербурге состоялось особое совещание, касавшееся вопроса будущего развития флота, где была принята долгосрочная кораблестроительная программа. Было принято постановление: «Первою заботой по восстановлению морских сил должно быть возрождение Черноморского флота, а затем уже и развитие флота и на других морях». Участники совещания решили, что Россия должна быть готова к тому, «чтобы в момент наступления развязки овладеть устьями Босфора, укрепиться на обоих его берегах и, став прочно у входа в Черное море, оградить его воды и берега от всякого посягательства». Для этого было признано необходимым достичь преимущества Черноморского флота над турецким и увеличить количество транспортных судов с тем, чтобы в случае необходимости доставить к Босфору тридцатитысячный десант.  
Чернорские проливы должны были быть русскими . И Российская Империя стала разрабатывать средство для . Взять Проливы может флот. Но флот а именно корабли должны быть особыми. В узком проливе массой врага не одолеть, тут бой на равных. Хотя ведь противник может иметь превосходство за счет личных качеств  защиты или вооружения. Именно вооружение и должно было стать главным козырем новых броненосцев.
Но вот как разместить орудия? 6 сентября 1882 г. в МТК поступило 11 проектов размещения орудий.
Самым оригинальным и сильным являлся проект Э. В. Гуляева. Его броненосец имел развитую систему противоминной защиты, благодаря чему ширина корпуса достигала 47,2 м. Это позволяло иметь устойчивую артиллерийскую платформу, на которой разместили шесть 381 -мм орудий (два в носовой установке и четыре по бортам – одно в каземате, другое над ним на палубе в отдельной установке) и шесть 152-мм орудий.
В нос стреляли все шесть орудий, а общий вес носового залпа достигал рекордной величины – 4128 кг.
Инженеры Глазырин и Левицкий разместили 381-мм орудия по диагонали у бортов подобно тому, как это было на "Дуилио" и "Инфлексибле". В проектах Торопова и Арцеулова по одному орудию стояло в носу, корме и диагонально у бортов. В практике кораблестроения подобное расположение главного калибра стали применять лишь спустя двадцать пять лет на первых английских и германских линейных крейсерах.
В проекте инженера Субботина три орудия располагались в треугольном бруствере (два в носу и одно в корме).
Только в проектах инженеров Грехнева и Леонтьева орудия устанавливались "классическим" образом, то есть по два в носу и корме и по три (152-мм) с каждого борта в каземате подобно тому, как это сделали на строившихся в Англии броненосцах типа «Колингвуд».
Проекты броненосца с 381-мм орудиями остались на бумаге.
Перебрав многие варианты, МТК остановился на гибриде трех стран — Великобритании («Аякс»), Франции («Кайман») и России («Петр Великий»). Проект получался оригинальным:  12-дюймовые орудия в спаренных барбетных установках (3 штуки)  располагались треугольником. При этом практически в любом секторе обстрела могли вести огонь две установки.
Проект был фактически утвержден, когда на следующий день, один из конструкторов прибежал с очередным проектом. Он говорил не только про иную схему размещения артиллерии (она так и осталась треугольной), но и про иное «размещение» самой конструкции корабля.
Дело в том, что среди ночи конструктору приснился странный сон. Начинался он с каких-то астрономических и исторических данных — давным-давно в одной далекой при далекой галактике. Сюжет конструктор не запомнил, а из всего сна осталась только пара моментов — корабли, безусловно это были корабли, треугольной схемы.

Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными

Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными

Были там и "повки" – не узнать корабли круглой формы с надстройкой по центру было просто не возможно (1).

Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными

 Но именно корабли треугольной схемы заинтересовали конструктора больше. Ведь можно не только схему размещения башен сделать в виде треугольника, можно сам корабль сделать треугольной схемы. Или по крайне мере ромбовидной. Или конусообразной — если и дальше разбираться с геометрическими фигурами.
При такой треугольной схеме, носовой огонь достигал 6 орудий, против прежних 4-х. Два броненосца типа «Екатерина Великая» могли сосредоточить на нос 12-ь орудий в 305-мм.
Однако, треугольная схема броненосца единогласно утвержденная, оказалась трудноосуществимой даже в рисовании. Нарисовать рисунок из сна конструктору ни как не удавалось – корабли получались несколько уродливыми (2).

Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными

Тем не менее, путем долгих рисований, постепенного сужения, наконец удалось получить «Екатерину» ромбовидной (треугольной) схемы. В рисованном виде.

Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными

Кроме мощного огня ГК, такая треугольная (ромбовидная) конструкция позволяла увеличить сектора вспомогательной артиллерии, которая теперь располагалась в носовой части. Но если на нос могли вести огонь  6 орудий, то корму прикрывало одно 152-мм орудие. Отчасти проблема решалась тем, что в узких Проливах атаки с тыла ожидать не приходилось. Отчасти – что от миноносцев была многочисленная мелкокалиберная артиллерия.

Треугольная (ромбовидная) конструкция / схема броненосцев типа «Екатерина» нашла отражение и на Балтике. 17 (29) ноября 1883 года было начато строительство броненосца «Александр-2». Между «Екатериной» и «Александром-2» были существенные отличия в задачах которые они им ставились. Но были и сходства, оба типа броненосцев проектировались с условием сильного огня в носовом секторе. В итоге балтийский броненосец был внешне похож на своих черноморских собратьев. Такая же ромбовидная схема корабля, такое же треугольное размещение артиллерии — только вместо 2-х  барбетов  с 305-мм орудиями в центральной части (как у «Екатерин») находились барбеты с  229-мм орудия. На нос  «Александр-2» мог сосредоточить 2 305-мм, 4 229-мм и 6 152-мм орудий. На корму могло стрелять 2 152-мм и 4 229-мм орудия.

Корабли были круглыми, треугольными и ромбовидными

От автора.
1 Идея с треугольными «Екатеринами» действительно пришла в голову после рекламы «Звездных войн». Но не во время сна, а во время зарядки.
2 Два месяца рисовал «Екатерин».

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account