Каким должен был стать главный ударный самолёт американских авианосцев. Штурмовик McDonnell Douglas A-12 Avenger II. США

14

Этот малоизвестный и нереализованные проект самолёта во многом оказался очень важным для развития мировой и Российской боевой авиации. Именно для борьбы с ним, в тогда ещё существовавшем СССР, были инициированы программы ЛМФС, ЛФС и МФС, которые в конечном итоге вылились в первые отечественные истребители пятого поколения, такие как Су-57. Так что уверен рассказ о нём будет интересен самому широкому кругу любителей истории авиации.

Каким должен был стать главный ударный самолёт американских авианосцев. Штурмовик McDonnell Douglas A-12 Avenger II. США

Содержание:

Краткая историческая справка

McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II проект американского штурмовика, предложенный компаниями McDonnell Douglas и General Dynamics. Он должен был стать всепогодным палубным самолётом-невидимкой, заменяющим Grumman A-6 Intruder в ВМФ и Корпусе морской пехоты США.

Разработка А-12 была затруднена из-за перерасхода средств и нескольких задержек, что вызвало вопросы о способности программы достичь своих целей; эти сомнения привели к отмене программы в 1991 году. Ее отмена оспаривалась в судебном порядке, пока в январе 2014 года не было достигнуто мировое соглашение между сторонами.

Каким должен был стать главный ударный самолёт американских авианосцев. Штурмовик McDonnell Douglas A-12 Avenger II. США

Конкурс на создание нового штурмовика и предпосылки к этому

В 1983 году ВМФ США начали программу усовершенствованных тактических самолетов (ATA). Программа заключалась в разработке и замены штурмовиков A-6 Intruder к 1994 году. Одним из условий для будущего самолёта было использование в его конструкции стелс-технологий малозаметности, разработанных для ВВС США.

Контракты на концептуальное проектирование были заключены с отраслевыми командами компаний McDonnell Douglas / General Dynamics и Northrop / Grumman / Vought в ноябре 1984 года. В 1986 году команды получили контракты на дальнейшую разработку концепции.

Команда McDonnell Douglas/General Dynamics была выбрана победителем, 13 января 1988 года. Команда-соперник во главе с компанией Груман, к удивлению, так и не смогла подготовить законченный проект. Команда McDonnell Douglas/General Dynamics получила контракт на разработку, и самолет ATA получил обозначение A-12. Первоначально первый полет планировался на декабрь 1990 года.

Изначально ВМФ планировал закупить 620 самолетов А-12, а морская пехота хотела получить 238 машин. Кроме этого, ВВС в будущем рассматривали возможность заказа ещё около 400 самолётов А-12.

Каким должен был стать главный ударный самолёт американских авианосцев. Штурмовик McDonnell Douglas A-12 Avenger II. США

Технические требования к самолёту

А-12 Эвенжер II рассматривался как возможная замена в ВВС истребителя-бомбардировщика General Dynamics F-111 Aardvark и британских истребителей-бомбардировщиков Panavia Tornado.

По конструкции, штурмовик представлял собой летающее крыло в форме равнобедренного треугольника с кабиной, расположенной вблизи вершины.

Самолет должен был быть оснащен двумя турбовентиляторными двигателями General Electric F412-D5F2, каждый из которых развивал тягу около 58 кН. Всё вооружение на штурмовике, в угоду малозаметности, планировалось устанавливать во внутренних отсеках, и он должен был нести, до двух ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, двух ракет класса «воздух-земля» AGM-88 HARM и комплекта боеприпасов класса «воздух-земля», в том числе неуправляемые или высокоточные бомбы. Кроме этого, была поставлена задача что А-12 также должен был быть способен доставлять и ядерное оружие. Таким образом, по тех.заданию, боевая нагрузка А-12 должна была составить 2300 кг.

Каким должен был стать главный ударный самолёт американских авианосцев. Штурмовик McDonnell Douglas A-12 Avenger II. США

История разработки

Начиная с начала 1990 года у McDonnell Douglas и General Dynamics начались задержки и непрогнозируемое увеличение затрат. Из-за сложностей с композитными материалами вес самолета увеличился на 30% по сравнению с проектным. Это было крайне нежелательно для самолета, которому нужно было действовать с борта авианосца.

Технические трудности, связанные со сложностью используемой радиолокационной системы, также привели к увеличению затрат. По одной из оценок, А-12 должен был съесть до 70% бюджета ВМФ на самолеты. Однако всё же после многочисленных задержек проектные работы были успешно завершены, в октябре 1990 года. После чего сроки первого полета были сдвинуты на начало 1992 года.

В правительственном отчете, опубликованном в ноябре 1990 года, были зафиксированы серьезные проблемы с программой разработки А-12. В декабре 1990 года министр обороны Дик Чейни поручил ВМС обосновать продолжение программы и указать причины, по которым ее не следует отменять. Ответ ВМФ и подрядчиков не убедил министра обороны, поскольку он отменил программу в следующем месяце. 7 января 1991 года, программа разработки штурмовика А-12 была прекращена, официальной причиной стало нарушение контракта.

Правительство посчитало, что подрядчики не смогут завершить программу, и поручило им вернуть большую часть 2 миллиардов долларов, которые были потрачены на разработку А-12. McDonnell Douglas и General Dynamics оспорили это в Федеральном суде. Причины отмены проекта обсуждаются и остаются предметом споров, до сих пор, так как проект был на достаточно высокой стадии готовности.

Реальный макет «Эвенжера II» доживший до наших дней:

Технические характеристики (А-12 Эвенджер II):

  • Экипаж: 2
  • Длина: 37 футов 10 дюймов (11,53 м),
  • Размах крыльев: 70 футов 3 дюйма (21,41 м),
  • Ширина со сложенными крыльями: 36 футов 3 дюйма (11,05 м),
  • Высота: 11 футов 3 дюйма (3,43 м),
  • Площадь крыла: 1308 кв. футов (121,5 м²),
  • Вес пустого: 39 000 фунтов (17 690 кг),
  • Максимальный взлетный вес: 80 000 фунтов (36 287 кг),
  • Запас топлива во внутренних баках: 21 322 фунта (9 700 кг),
  • Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя General Electric F412-GE-D5F2 с тягой 13 000 фунтов силы (58 кН) каждый.

Производительность силовой установки;

  • Максимальная скорость: 500 узлов (580 миль в час, 930 км/ч),
  • Боевая дальность: 800 миль (920 миль, 1500 км),
  • Практический потолок: 40 000 футов (12 000 м),
  • Скорость набора высоты: 5000 футов/мин (25 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 61 фунт/кв. фут (300 кг/м²)
  • Тяга/вес : 0,325

Вооружение;

  • Грузоподъемность: 5160 фунтов (2300 кг) во внутреннем отсеке, включая:
  • 2 ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM,
  • 2 ракеты класса «воздух-земля» AGM-88 HARM,
  • Неуправляемые или высокоточные бомбы.

Источники:

https://en.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_A-12_Avenger_II

https://www.secretprojects.co.uk/threads/mcdonnell-douglas-a-12a-avenger-ii.39310/

https://fortworthaviationmuseum.com/a-12-avenger-ii/

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account