Памятка попаданцу в Русско-Японскую войну № 2. Какие крейсера нужны были на Дальнем Востоке.
Несколько соображений о том какие крейсера могли быть наиболее полезны в РЯВ (мое личное мнение / вариант , не претендующий на последнюю истину)
Из РИ наиболее эффективными оказались Новик и Баян. Шеститысячники были мощными но как-то не в масть. Громобои не использовались по назначению. Богини устарели еще до входа в строй. Все крейсера создавались под разные задачи в соответствии с разными видениями различного руководства. Явно прослеживается отсутстние четкой концепции и представления о грядущей войне. И т.д.
Поэтому считаю важным сначала определиться, что же нам нужно. И только потом строить корабли.
Прежде чем проектировать что-либо, нужно четко себе представлять, для чего оно будет предназначено. Это в полной мере относится к строительству крейсеров в России перед РЯВ. Отсутствие единого и четкого представления как должны использоваться крейсера, постоянные колебания и подверженность влияниям (порой не связанным с техническими особенностями) привело к постройке 16 различных крейсеров по 13 проектам, разных не только по конструкции, но и по типу и по предназначению, каждый из которых был практически уникален (за исключением может быть «Камешков» и «Богинь»).
Исходя из анализа боевых действий крейсеров в РЯВ (используя послезнание) , можно сформулировать следующее разделение крейсеров по задачам:
- Легкие крейсера – эскадренные дальние разведчики и истребители миноносцев. Борьба с другими крейсерами и нарушение торговли –их не основные, а вспомогательные задачи (под основные задачи проектируется корабль, а вспомогательные задачи могут выполняться без изменения проекта). 4000 тон, дальность средняя по эскадре, макс скорость 24-25 уз, почти безбронные (бронепалуба + щиты+ рубка), со скорострельными орудия. НОВИК почти идеально вписывается, именно с 120мм. Это подтверждено и опытом его действий. Можно придать ему возможность воевать с крейсерами (152мм), но уже за счет ухудшения «противоминных» свойств. Как вариант 2х152 и 4х120. К сожалению «Камешки», построенные с учетом опыта НОВИКа, практически не использовались как эскадренные разведчики. Однако их опыт можно использовать при создании легкого разведчика – 8х120мм, двойное дно, сохранение скорости 25 уз за счет увеличения водоизмещения (?)
- Эскадренные крейсера- эскадренные ближние разведчики (в присутствии противника), борцы с крейсерами противника (чтобы маленьких не обижали). Вспомогательные задачи-добивание подранков и защита своих поврежденных. 6000–7000 тон, средняя дальность, скорость 23 уз, и обязательно броневой пояс. БАЯН мог быть лучшим крейсером ТФ, но колебания между «элзвикскими» крейсерами и «Асамами» сыграло свою роль. Хотя даже такой он оказался самым эффективным (может быть после НОВИКА) крейсером РЯВ. Не зря его выбрали для послевоенного строительства крейсеров (правда к этому времени он уже устарел). Однако если добавить ему скорости за счет уменьшения бронирования (и облегчения), получится что-то среднее между БОГАТЫРЕМ и БАЯНОМ. Скорость 23-24 уз. По орудиям –5 башен с 2х 152мм (8 стволов в бортовом при ромбовидном расположении – по-моему этого вполне достаточно по задачам. Можно заменить 2Х8”, но не обязательно). И броневой пояс.
- «Линейные» крейсера — эскадренные крейсера для усиления основных линейных сил- борьба с броненосцами и крейсерами. Вспомогательные задачи- лидер крейсеров и борьба с крейсерами противника. АСАМА вполне подходит под описание, можно только рассмотреть увеличение калибра или количества орудий ГК. Однако в российскую концепцию развития флота такие крейсера не входили – вместо них планировали использовать броненосцы. При разнице скорости хода в 2-3 уз сделать «черточки» будет трудно- недаром линейные крейсера так и не смогли повторить это (и сошли со сцены). Хотя как тяжелые крейсера они вполне пригодны.
Крейсер ASAMA
- Крейсера-нарушители торговли с большой дальностью хода. Здесь есть несколько тенденций: Большие и бронированные крейсера с мощным вооружением для борьбы с защитниками торговли- пример РЮРИК-ГРОМОБОЙ-ГРАФ ШПЕЕ. Из истории мы знаем, что они пугали врага до…, но торговли особенно не нарушили. Слишком дорогие, слишком вооруженные, слишком заметные и пугающие.
Крейсер Громобой
- Истории ЕМДЕНА, МОВЁ, АТЛАНТИСА и т.д. показали что легкие и вспомогательные крейсера оказались куда эффективнее.
Германский рейдер MOWE
Поэтому более разумным может быть (вместо ГРОМОБОЕВ) построить несколько БОГАТЫРЕЙ с бронепалубой, скоростью 24 уз. и с увеличенной дальностью, с 8-10 152мм в бортовом залпе – но как лидер тройки (+ 2 скоростных вспомогательных крейсера). И не ставить их в эскадру, а отправить сразу во Владивосток (для рейдерства).
Крейсер БОГАТЫРЬ