Если бы вы стали Маском…

21

Если бы вы стали Маском...

Как Маска-бы…

Ко всем любителям космоса, такой вот вопросик: что бы ВЫ сделали, если бы свою неуёмную страсть к космосу вдруг получили возможность подкрепить парой сотен МИЛЛИАРДОВ долларов?

Ну, скажем, вдруг, ни с того ни с сего, один из самых богатеев на планете Бернар Арно взял, да и завещал ВАМ свои 200 млрд. баксов, обнеся аж пятерых детишек… бедняжечек, которых, теперь, конечно, очень жалко…

Рассматривать сказочную историю, как выцарапать те деньжищи, даже если Бернар сойдёт с ума и действительно укажет ВАС, как своего единственного наследника я не буду – мне на это наплевать. Начнём сразу с исходной, что эти деньги у ВАС УЖЕ есть. Причём все 200 млрд. баксов, и не по частям, а сразу, «на блюдечке с голубой каёмочкой», как завещал Остап Бендер!

Чтоб Вы понимали много это или мало относительно российской космонавтики – в бюджете на 2024 год, на космос заложена сумма в 1,18 трл. рублей, что примерно соответствует 13 млрд. долларов. На всё!

И это РЕКОРДНЫЙ для российской космонавтики бюджет!

В прошлом 2022-ом было потрачено всего 3,42 млрд. долларов. «Почувствуйте разницу»!

Для сравнения – США на космос в том же прошлом году, потратили около 62 млрд. долларов, из которых бюджет НАСА – 25,4 млрд. Остальное – частным подрядчикам.

В тоже время, Китай потратил ок. 12 млрд., Япония – 4,9 млрд., Франция 4,2 млрд, Россия – 3,42 млрд., Германия – 2,53 млрд., и Индия – 1,93 млрд.

У кого-то ещё есть претензии на лидерство России в космосе, при «космическом» бюджете где-то между Японией и Германией?

И вот в следующем, 2024 году рекордный бюджет – ок. 13 млрд. долларов! Нет, ни Китай (который тоже увеличивает свой бюджет) ни тем более США, мы, конечно, не догоним. Но Японию с Францией – однозначно опередим, ДАЖЕ при полном понимании, что при Борисове (к сожалению, нынешний глава Роскосмоса) воровать будут НА ПОРЯДОК больше, чем пытались тырить (за что и сажались регулярно) при Рогозине.

И ещё – тех «потребителей» космического бюджета, кто привыкли его «осваивать» (Хруничев, Энергия, Молния, Лавочкин и т. д.), это резкое увеличение обрадует не сильно – им обломится как раньше, а кое кому даже меньше! Бюджет увеличили вовсе не ради того чтоб «утопить в деньгах»«постоянных клиентов», готовых сожрать сколько ни дай без всякого «полезного выхлопа», а ради резкого увеличения самой космической отрасли, перед которой поставили кучу всяких новых (актуальных!) задач, в т. ч. в области обороны.

Но и из прежних задач, в приоритетах останутся такие «знаковые», как начало серийного выпуска и регулярной эксплуатации РН «Ангара», форсирование работ по «Орлу» и национальной ОС РОСС (или уже РОС?). Строительство всей инфраструктуры для их эксплуатации. И, конечно, такая «фундаментальная» тема, как создание современной многозадачной спутниковой группировки – что архиважно! Одним из стратегических направлений, обозначено кардинальное улучшение спутниковой связи (общая скорость передачи данных, должна увеличиться как минимум вчетверо).

Сама космическая отрасль продолжит реформирование и модернизацию начатые при Рогозине. Плюс резкое увеличение КАПИТАЛИЗАЦИИ как самой отрасли, так и всех её предприятий.

Конечно, не обойдётся и без дальнейших вложений в эксплуатацию нынешних компонентов пилотируемой космонавтики. «Союзы», «Прогрессы», наша доля в МКС и т. д.

Науку тоже не обойдут вниманием. Благо денежка есть и сильно «резать по живому» не будут даже после оглушительного провала «Луны-25» (кстати, тех, кто громче всех истерит по этому поводу, хочу спросить, знают ли они с какой попытки у СССР получилось посадить автоматическую станцию на поверхность Луны? Что, конечно же, не отменяет весь советский опыт и не оправдывает стиль работы нынешней космической отрасли).

Как потратят тот рекордный бюджет – с умом и результатом, или как обычно, разворовав приличную часть под обещания, в надежде, что по пути к обещанному, либо ишак сдохнет, либо султан – поживём – увидим. Маркером будут 26-27 годы, на которые намечены запуски «дублёра» «Луны-25» (его стоимость оценивается в 5 млрд. рублей!), «Луны-26, первый пилотируемый полёт «Орла», и вывод базового блока РОСС. Что-то мне с грустью подсказывает, что ничего этого не будет… А если и будет, как бы вдруг не сдох очередной ишак – как та многострадальная «Луна-25», под катастрофу которой, списали столько денег (в сумме, как утверждают, не менее 12 млрд. рубликов народных денежек!) и столько потраченных на их смачное «освоение» лет, что по-другому и быть не могло…

Но, пусть «борисовский» (прям как ОПГ какая-то!) Роскосмос продолжает опять играться в свою, почти было забытую при Рогозине, любимую игру «обещать и пилить», а мне хочется рассмотреть вопрос, что МОЖНО сделать в космической отрасли «разумного, доброго, вечного», имея «лишние» 200 млрд. баксов.

Понятно, что ни «лишних» кадров как в США, ни «лишних» высокотехнологичных производств в России, нет от слова совсем. Всё что есть, сейчас пашет 25 часов в сутки, и, «под себя», требуемые производственные мощности придётся создавать с нуля.

Но, вот как раз с этим особых проблем не предвидится. Производству станков в России официально придали высочайшую степень приоритета. Оборудование, в т. ч. самое высокотехнологичное, идёт в Россию из Китая и Южной Кореи огромным потоком – не говоря уже про «параллельный импорт» из «запретных» стран (импорт самых наворочанных станков в некоторых условных «киргизиях» лишь за последний год вырос на 300%, что очень не нравится блюстителям всяких «эмбарго»). Любые санкции давно стали легко обходимы, а «изоляция» России – смешным мемом.

К тому же, на предприятиях нашей космической отрасли, разница между зарплатами тех СПЕЦИАЛИСТОВ кто «работает головой и руками» и всевозможными «эффективными менеджерами» настолько космическая (притом, что у нас уже повсеместно «на одного работающего с сошкой — семеро бездельников с ложкой»), что организовать конкуренцию, которую нашим сверхвысокооплачиваемым жуликам и дармоедам нипочём не выдержать – не проблема! Проблемы потом ОНИ начнут создавать конкурентам на совершенно другом уровне, когда почувствуют угрозу своим доходам и тёплым креслам от тотальной утечки кадров. Хотя, по большому счёту, нынешним «генералам» от космоса даже на это глубоко наплевать… Наберут пэтэушников которые и будут прикручивать в ракетах датчики вверх ногами и в программном обеспечении косячить… Всё равно спешить некуда! Любой проект в космонавтике – это курица несущая золотые яйца и завершать его – т. е. резать ту самую курицу, никто спешить не будет. Это Маск мог пообещать поувольнять к чёртовой матери всех, кто вздумает В КОВИДНЫЙ ЛОКДАУН отсиживаться по домам на карантине! Но тем ребятам было что терять! От денег до любимой работы…

Понятно, что поддерживая частную инициативу в космической отрасти официально (это у нас всегда готовы), одновременно начнут создаваться такие препоны, что ни о какой конкуренции госструктурам не будет и речи! Зато «погреть руки» на сделках с частниками, захотят очень и очень многие…

Поэтому я не буду даже выдумывать способов, как пробить эту бюрократическую стену.

Я хочу просто предложить некую независимую от государства космическую программу. Реализуемую, и под которую ЕСТЬ деньги не из бюджета.

Предлагаю создать некий условный гибрид наших же старых разработок: систем «Спираль», МАКС, «Клипер» и даже кое что от «Зари». Но, разумеется на современном технологическом уровне!

От «Спирали» и МАКСА берём принцип воздушного старта с самолёта.

Если бы вы стали Маском...

Если бы вы стали Маском...

В конце концов, самая тяжёлая во всех смыслах задача нынешней космонавтики – это просто поднять вертикально вверх со стартового стола махину весом в сотни тонн…

Вот где, под весёлый грохот, в море огня, в дым превращаются миллионы в любой валюте. И совсем другое дело самолётный старт. Взлетел самолёт, доставил в точку старта ракету (по сути, уже вторую ступень!) с полезной нагрузкой, запустил, и двинул домой – хоть за следующей ракетой.

Если бы вы стали Маском...

(Проекты, которые реально осуществлялись)

Если бы вы стали Маском...

(Проекты, которые просто проекты)

Конечно, разрабатывать с нуля сверхзвуковой самолёт-разгонщик, как это задумывалось у «Спирали», не нужно. Как и использовать в МАКСе, созданный для совершенно других целей, уникальный «Ан-225». Тем более что никаких «Мрий» уже и на свете-то нет.

Нужен изначально спроектированный самолёт, способный достигнуть с соответствующей нагрузкой высоты не менее 10 тыс. м. и скорости порядка 900 км/ч – что в принципе не требует ничего выходящего за рамки уже имеющихся у России технологий. Да и денег на такой самолёт, исходя из мирового опыта, потребуетсяникак не более 10 млрд. долларов. Это и разработка, и испытания, и технологии сборки, и материалы, и собственно изготовление. Стоимость каждого такого самолёта едва ли превысит 4 млрд. рублей. Нам надо их как минимум два для проверки прочностных характеристик и испытаний, плюс три в эксплуатации. Т. е. в сумме порядка 20 млрд. рублей непосредственно за сами борты. Плюсом ещё столько же на создание инфраструктуры для их наземного обслуживания.

Ничего экстраординарного в таком самолёте не будет. Можно такой спроектировать на базе тех же Ан-124(крыло) и Ил-76 (силовая). Но понятно, что с другой компоновкой – другим фюзеляжем (лучше двумя), позволяющим сбрасывать полезную нагрузку вниз, а не вверх, как это задумывалось у МАКС (изначально «заточенного» под Ан-225).

Если бы вы стали Маском...

(Вот примерно так)

Крыло «Руслана», два узких фюзеляжа – главная задача которых служить топливными баками для двигателей и узлами подвески для ракеты. Силовая, кстати, нужна помощнее, учитывая, что у нас и движков такой мощности, какие стояли на Ан-124 и Ан-225, нет. Поэтому компоновку силовой установки срисовываем с американского стратегического бомбардировщика Б-52 – 8 двигателей, установленных на четырёх пилонах по два на каждом. Двигатели – самые ходовые – от последней модификации Ил-76 (ПС-90А).

Если бы вы стали Маском...

(Б-52, Ан-124 и Ил-76МД-90А. Вот и представьте себе крыло Ан-124, два намного более «стройных» и соответственно лёгких фюзеляжа и четыре спарки движков аналогичных Ил-76МД-90А, как на Б-52).

Если восьми двигателей окажется мало, можно поставить ещё, хоть над крылом, хоть в кормовой части фюзеляжей (или в районе хвостового оперения). Но, скорее всего, и восьми будет достаточно.

Полезная нагрузка – многоразовый космический корабль с многоразовым же разгонным блоком. Но тут уже придётся выдумывать систему возвращения разгонного блока, фактически уже из космического пространства, со всеми сопутствующими сложностями. Но, можно использовать и одноразовый разгонный блок – хоть это и не круто.

Проблема в том, что поскольку разгонный блок с кораблём у нас будет стартовать с самолёта, который для осуществления запуска должен будет прибыть в наиболее оптимальную точку запуска, вообще непонятно, куда и как опускать «многоразовый» разгонный блок для приземления. Как бы не пришлось ещё и морскую платформу для посадки того разгонного блока городить и вытаскивать в океан соответствующим кораблём-базой, усложняя (и удорожая) всю схему.

Если бы вы стали Маском...

(Посадка многоразовой ступени «Фалькон-9» на морскую платформу)

Одноразовый разгонный блок, конечно, всё упрощает, но терять двигатели не хочется. Они нынче очень дорогие.

Корабль не такой, какой придумали для МАКС (отрыжка «Бурана»), а скорее в виде последней модификации «Клипера» — практически бескрылой.

Если бы вы стали Маском...

«Практически бескрылой», поскольку уже наверное все давно поняли, что крыло обложенное «кирпичами» термозащиты, большую часть полёта – это очень тяжёлый и очень дорогой балласт. К тому же – источник повышенной опасности. А нынешние возможности в плане расчётов манёвров и быстродействия систем управления, позволяют и практически бескрылый корабль (лишь с какими-то плоскостями аэродинамического управления) с минимальными (но хоть какими-то) возможностями горизонтального манёвра, посадить с очень большой точностью. При желании можно вообще сажать корабль как предполагалось «Зарю» — горизонтальный манёвр и основное торможение на РД, а спуск на парашютах.

Если бы вы стали Маском...

Изначально вообще предполагали посадку только на РД но, вовремя сообразили, что это и не так чтоб очень надёжно, и не так чтоб комфортно для экипажа, из-за огромных акустических нагрузок и достаточно жёсткой посадки, последний удар которой, должны были принять на себя деформируемые элементы шасси (амортизаторы) и противоперегрузочные кресла. Есть желающие испытать на себе те «запредельные акустические нагрузки», деформируемые элементы шасси и противоперегрузочные кресла? Не… Уж лучше старый добрый парашют, а уж потом – как довесок, всё остальное – но в меру!

Корабль будет относительно небольшой – в базовой версии всего трёхместный (пилот-командир плюс два пассажира) и до 1 т. полезного груза. Стартовая масса корабля 10-11 т. Автономность – 7 суток в ходе пилотируемого полёта и до 7 месяцев в составе орбитального комплекса. Больше такому и не нужно.

В чём ещё одна фишечка корабля – его можно запускать и классическим способом перспективной модификацией «Иртыша» («Союз-5.2) выводящей на НОО 17 т. ПН.

Пока не всё ясно и с компоновкой. Вариантов два – со стыковочным узлом как у «Клипера» — в корме, и тепловым экраном «на брюхе». Либо со стыковочным узлом как у «Дракона» Маска — в носу под откидным обтекателем и классическим тепловым экраном – под днищем.

Кстати, помниться, для «Зари», помимо верхнего, классического, пытались разработать второй стыковочный узел… в днище, прямо посреди теплового экрана! Чтоб иметь «сквозной проход» через корабль. С такой же теплозащитой у откидной крышки этого люка. Говорят – даже как-то получилось, но испытать такую экзотику с людьми на борту не решились. В корабле вообще было слишком много «революционных», точнее сырых и сомнительных решений – что, кстати, потом послужило дополнительным аргументом в пользу постановления о закрытии проекта.

 

Понятно, что разработка и корабля, и разгонного блока, и самолёта, со всей наземной инфраструктурой и последующей полной отработкой всей системы, займут от 6 до 10 лет. Но! Всё это нам не придётся разрабатывать на пустом месте.

Самолёт закажем тем, у кого это получается лучше всех – КБ Ильюшина. «Злые языки» времён СССР утверждали, что отхватив заказы на Ан-124 и Ан-225, целые «банды» «антоновцев» месяцами не вылезали из КБ Ильюшина «перенимая опыт». Ну и теперь, там уже работают над перспективным сверхтяжёлым транспортным самолётом, на замену Ан-124. Кто знает, может ильюшинцам даже удастся как-то унифицировать эти разработки к общей выгоде?

Ракету-разгонщик – лучше всего получить на конкурсной основе с офигенно привлекательными условиями, между «Лавочкиным» (разработчиком разгонного блока «Фрегат»), Хруничевым (разработчиком разгонного блока «Бриз») и не шибко загруженным после отказа от модульного семейства РН «Русь», АО ГРЦ им. Макеева.  «Макеевцы» лидеры в России по разработке ракет всяких «экзотических» видов старта, и большие специалисты в области твёрдотопливных ракет. А нам именно такие подходят лучше всего – можно выпускать крупносерийно и хранить очень долго.

Корабль – вот его будет делать абсолютно новое КБ! Поручать такой проект РКК «Энергия» – «низачто!». Они уже столько наобещали, провалили и затянули, что уже давно никого не удивляет бесконечная (конца и края не видать) эпопея с многострадальным «Орлом», под который они хотят «освоить» за десять лет, под 58 миллиардов рубликов!

Забавно, что на «Клипере» та же РКК «Энергия» предполагала заработать 55 миллионов (в ценах того времени), причём за три года!

Лучше принять с той безнадёжной «Энергии» специалистов, готовых за реально космические деньги, работать если нужно, то и в две смены. Благо сделать «маленький Клипер», имея опыт разработки большого (не говоря уже про многострадального «Орла»), наверное, можно чутка быстрее тех 10 лет… Ну, не за три, а скажем, за 5-6 лет…

 

В целом, количество принципиально новых технологий предполагается ограниченным. Всё это будет разрабатываться параллельно. И без каких-то проблем с финансированием.

Да! Как там насчёт зарабатывания денег?

Всё нормально! Маск – отличный пример! На чём он поднялся в космической отрасли? Уж точно не сугубо на одном лишь госзаказе на «доставку» астронавтов на МКС, а ещё на предоставлении услуг по выводу на орбиту спутников и, конечно, всем известной глобальной спутниковой системе «Starlink»!

Что было понятнее, вот количество РАБОЧИХ спутников на сей момент по странам мира:

4529 — у США;

590 — у Китая;

565 — у Великобритании;

174 — у России;

97 — у Японии;

63 — у Индии;

59 — у Канады;

51 — у Германии;

45 — у Люксембурга;

43 — у Аргентины.

Так вот – из 4529 американских спутников, более 4000 – это спутники «Starlink» Маска!

Пусть бросит в меня камень тот, кто уверен, что России не нужен свой «Starlink»! Сейчас, мы пока планируем скромно довести свою действующую спутниковую группировку до жалких 360 спутников к 2030 году!

Так не годится! А если использовать ту самую систему самолётного старта и относительно недорогого, выпускаемого крупносерийно (или вообще многоразового) ускорителя для запуска не только космического корабля, но и спутников? Это-ж весьма востребованная услуга! Особенно если и сами спутники разрабатывать и выпускать самим, независимо от государства?

Макс начал разрабатывать свою ««Starlink»» в 2015-ом, прототип запустил в 18-ом. И уже в 19-ом вывел на орбиту первую «серийную» группу из 60 спутников связи массой порядка 250 кг. каждый. Сейчас, их запущено уже более 4500! А всего будет как минимум 12 ТЫСЯЧ (в перспективе и вовсе до 30 тыс.!), которые окружат Землю в несколько слоёв-оболочек, обеспечивающих отличную по качеству и абсолютно надёжную интернет-связь на всей планете.

Если бы вы стали Маском...

(Спутники системы «Starlink» — в рабочем состоянии, с ещё не развёрнутой солнечной батареей и в пакете спутников т. н. «поезда Маска» под обтекателем ракеты «Фалькон-9»).

Пусть даже наши спутники будут гораздо тяжелее, за один старт можно вывести на орбиту штук 20! (Макс своими «Фалькон-9» запускал до 60 штук разом) – это уже будет отличный задел на будущее. В концов, мы же сделали в ответ на западный GPS свой ГЛОНАСС, так почему бы не сделать и свой «Starlink»? Сколько на этом можно заработать? И не окупит ли успех данного мероприятия все расходы на пилотируемые полёты?

А какой вообще смысл в тех пилотируемых полётах?

Самый простой – катание туристов. При одном пилоте – два туриста на орбитальную станцию, на «уик-энд», со всем комфортом, или даже 4 туриста (минус грузы в грузовом отсеке) по «гагаринскому маршруту» (старт, один виток вокруг Земли и посадка).

О более серьёзном. Если американцы прикроют МКС, а на их новую коммерческую станцию нам доступа не будет, нам уже не понадобится пара «Союз»-«Прогресс» — им банально некуда будет летать.

А новая РОСС, у нас должна появиться параллельно с «Орлом».

И вот тут у нашего «альтернативного» частного ПКК есть своя, вполне законная ниша.

Дело в том, что «Орёл» — большой, тяжёлый и дорогой. Для его запуска нужна тяжёлая версия «Ангары» (А-5П). Запуск каждой такой ракеты – событие и баснословные расходы (даже если как туверждают, в серии она будет стоить на треть меньше «Протона» — космические корабли-то тем «Протоном» не запусали!). И если редкие основные экспедиции на РОСС выполнять таким кораблём будет вполне уместно, то про короткие «экспедиции посещения» такого уж точно не скажешь. Экономически, нам придётся использовать пару РОСС-«Орёл» по «китайской системе», не предусматривающей никаких экспедиций посещения – только основные на полгода, когда на РОСС прибывает четвёрка космонавтов со всем необходимым на полгода работы («Орёл» может себе это позволить!).

Если бы вы стали Маском...

(Полностью укомплектованная РОСС с пристыкованными «Орлами»)

Коммерческий же лёгкий ПКК, сможет и те самые экспедиции посещения на РОСС (и даже на китайскую ОС) устраивать, в любом количестве (хоть каждый месяц!), хоть с той же периодичностью работать транспортником вместо «Прогрессов» (до тонны груза за один старт), хоть служить спасательным кораблём – без груза, он сможет, имея на борту одного пилота, оперативно прибыть на РОСС и забрать (эвакуировать) всех работающих там четверых космонавтов!

Имея три самолёта (основной, резервный и проходящий плановое ТО), целый склад ракет-разгонщиков (желательно ещё и многоразовых – первый запуск с пилотируемым кораблём, а последующие со спутниками!) и три многоразовых корабля (основной, резервный и проходящий плановое ТО), мы очень существенно расширим возможности нашей космонавтики.

Вот такая программа «минимум». Про программу «максимум», возможно, сделаю ещё один пост – если к этому будет соответствующий интерес.

Подписаться
Уведомить о
guest

137 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account