5

Уважаемые коллеги,

Буквально на днях в обсуждении моего крейсера «Паломник», уважаемый коллега Из Майкудука, предложил мне обратить внимание на итальянские крейсера типа «Гарибальди». Собственно говоря, подобный крейсер-броненосец я собирался вставить в свою альтернативу «Крейсера, вперед», ориентируясь на броненосный крейсер «Амальфи» (Италия). Полученный результат меня сильно разочаровал, как в изобразительном, так и в техническом плане. И вот я снова по совету уважаемого коллеги Из Майкудука решился взяться за «Гарибальдийцев» скрестив его с уже выложенным крейсером «Паломник». Что получилось судить Вам. Сразу оговорюсь, эти крейсера созданы, чтобы исключительно позабавить уважаемых коллег. Никаких особых мыслей я в них не вкладывал, так что просто расслабляйтесь.

Русское адмиралтейство уже давно привлекал проект итальянского броненосного крейсера типа «Джузеппе Гарибальди». Из положительных качеств можно было отметить простоту постройки, относительную дешевизну и солидную огневую мощь. Из отрицательных качеств, то что крейсер, что называется был «ни об чем». Как крейсер, он был слишком тихоходным и с малым радиусом действия. А как броненосец был слабобронированным. Вот в недрах МТК и созрела нездоровая идея превратить перекрейсер, или недоброненосец, в нормальный броненосный крейсер. Техзадание на крейсер гласило – «быстроходный, броненосный крейсер, водоизмещением, не превышающим 7000 тонн, пригодный в качестве дальнего крейсера-разведчика при эскадре, для борьбы с броненосными крейсерами неприятеля и самостоятельного крейсирования». Но как говориться «гладко было на бумаге». Крейсер заказали судоверфи «Орландо» Ливорно, но как не старались итальянцы угодить русскому адмиралтейству, тем не менее, крейсер вышел с перегрузом, хоть и показал на испытаниях скорость в 21 узел. Но все равно даже перегруженный крейсер был немного легче и быстрее своих гарибальдийских собратьев. Построенный в Италии крейсер получи название «Пилигрим». Успех вдохновил российских адмиралов на создание еще одного крейсера. Построен он был с использованием итальянских наработок, но по отечественным чертежам разработанным Балтийским заводам. Строительство осуществила верфь Галерного острова, с использованием стапелей от сгоревшего «Витязя». И хотя внутренне корабли были чрезвычайно похожи, включая расположение артиллерии, внешне они все же различались. В отличие от своего итальянского собрата русский «Паломник» имел две мачты и три трубы. Котельное отделение состояло не из двух отделений как на «Пилигриме», а из трех (по 6 котлов в каждом). Шагом вперед стало отсутствие мелкокалиберной артиллерии на боевых марсах, чем отличался первый крейсер «Пилигрим». Таким образом крейсера отличались друг от друга лишь внешне. Кроме того «Паломник» оказался на 200 тонн тяжелее «Пилигрима», а его скорость не превышала 20,5 узлов.

Стальной корпус кораблей был относительно широкий по сравнению к длине (6:1), расширяющийся в центральной части, с таранным форштевнем и гладкой палубой. Два винта приводили в движение две паровые машины тройного расширения изготовленные в Италии по британским лицензиям. На обоих кораблях было установлено по 18 котлов Белльвиля. Мощность силовой установке при форсированной тяге, составляла 14800 л.с., что вкупе с уменьшенным водоизмещением позволяло крейсерам разгонятся до скорости 21,0 и 20,5 узла соответственно. Впрочем, такая скорость уже не считалась оптимальной, что вместе с дальностью хода – 4800 миль (12 узлов) и определило судьбу кораблей в качестве ближних рейдеров и антирейдеров в закрытых акваториях Черного и Балтийского морей. Главный калибр был представлен 2х2х203 мм. орудиями, расположенными в башнях изготовленных на Металлическом заводе. Средний калибр имел смешанное расположение. Четыре орудия СК были расположены в концевых (носовых и кормовых) казематах, шесть орудий стояли открыто на верхней палубе прикрытые лишь 40 мм. щитами. Противоминная артиллерия была представлена 8х76 мм. орудиями.

Проект обоих кораблей не отличался ни новизной, ни оригинальностью.

Служба их тоже не слишком задалась. «Пилигрим» отправился на Черное море, а «Паломник» остался на Балтийском. Оба корабля благополучно избежали катастрофы русско-японской войны. К началу ПМВ оба крейсера считались устаревшими. Их машины, уже не могли выдать больше 18 узлов. Но «Паломнику» повезло больше, перед самой войной он прошел капитальный ремонт и уверенно держал скорость в 19,5 узла. Дальнейшая судьба его была не столь радужна. Единственной удачей крейсера был бой в 1915г. с двумя легкими крейсерами и тремя эсминцами Германии, попытавшимися уничтожить отряд русских минных заградителей занимающихся минопостановками. Крейсер огнем своих орудий отогнал немецкие корабли. В ноябре 1916г. крейсер при патрулировании наскочил же на свою русскую мину. Кораблю удалось добраться до Петрограда, где он встал в док для ремонта. Там и простоял две революции и гражданскую войну, пока в 1924г. окончательно не был сдан в металлолом. «Пилигриму» тоже не слишком повезло вначале он вполне успешно гонял турецкие транспорты и обстреливал черноморское побережье Турции. Но погиб в революционных событиях. В 1919г. он был захвачен немцами в Севастополе. При отступлении немцы взорвали на «Пилигриме» котлы. Затем англичане объявили его своей собственностью и использовали как несамоходную, плавучую батарею. Когда началась эвакуация войск Врангеля из Крыма, стало ясно, что престарелый крейсер эвакуации не переживет. «Пилигрим» затопили 8 ноября 1920 года на рейде Севастополя. В Советской России крейсер решили не поднимать ввиду его малой боевой ценности.

«Итальянский» паломник II

Броненосный крейсер «Пилигрим»

Водоизмещение: 7250/7770 тонн. Размерения (ДхШхО): 115,5х18,5х7,0 м. СУ: 2 ВПМ ТР, 18 ПК, 14800 л.с. Макс. скор. – 21,0 уз. Дальность – 4800 миль (12 уз.). Броня: ГП – 76…127…76 мм., палуба – 38+51 мм., башни ГК -152 мм., барбеты – 152 мм., казематы – 76 мм., щиты орудий – 40 мм., боевая рубка – 152 мм. Вооружение: ГК – 2х2х203/45 мм./клб., 10х1х152/45 мм./клб., 8х1х76/50 мм./клб., 8х1х47 мм. 2х1х381 мм. ТА, Запас топлива: 970 тонн угля

«Итальянский» паломник II

Броненосный крейсер «Паломник»

Водоизмещение: 7430/7950 тонн. Размерения (ДхШхО): 115,5х18,5х7,0 м. СУ: 2 ВПМ ТР, 18 ПК, 14800 л.с. Макс. скор. – 20,5 уз. Дальность – 4800 миль (12 уз.). Броня: ГП – 76…127…76 мм., палуба – 38+51 мм., башни ГК -152 мм., барбеты – 152 мм., казематы – 76 мм., щиты орудий – 40 мм., боевая рубка – 152 и 76 мм. Вооружение: ГК – 2х2х203/45 мм./клб., 10х1х152/45 мм./клб., 8х1х76/50 мм./клб., 6х1х47 мм. 2х1х381 мм. ТА, Запас топлива: 970 тонн угля

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account