Бегуны по кругу Второй Мировой войны. Сколько субмарин и почему погибло от собственных торпед

11

«Шум винтов! Приближается!» — крикнул акустик и мгновением позже подлодку тряхнуло от сильного удара. Приблизительно так могли развиваться события 31 июля 1942-го в Беринговом море, где в тот день погибла подводная лодка «Граньон». О том, почему это произошло и сколько субмарин погибло от своих же торпед рассказываю в своей статье, опубликованной в Дзен-канале Владимира Нагирняка.

На протяжении всей Второй Мировой войны подводные лодки страдали от множества проблем с торпедами. Самым печально известным дефектом была их тенденция возвращаться к стрелявшей субмарине. Это стало причиной нескольких трагедий, одна из которых произошла 26 марта 1944-го с американской подлодкой «Таллиби».

Попадание торпеды в подводную лодку


Попадание торпеды в подводную лодку

Содержание:

«Бегуны по кругу»

Подводная лодка — это не просто корабль, способный действовать под водой, но и сложное электромеханическое устройство с такой же непростой системой вооружения. Его главным оружием является торпеда – подводный снаряд, способный двигаться на заданном отрезке пути к цели с большой скоростью.

По своему принципу действия торпеда чем-то напоминает саму подлодку. Она снабжена боеголовкой с сотнями килограммов взрывчатки и, в зависимости от типа, приводится в движение парогазовым или электродвигателем, вращающим ее винт.

Движением торпеды управляют два прибора: гидростат и гироскоп. Первый управляет горизонтальными рулями торпеды, чтобы удерживать ее на заданной глубине. Второй имеет связь с вертикальными рулями, чтобы удерживать подводный снаряд на заданном курсе.

Первые торпеды имели только прямолинейный ход, как пули, выпущенные из винтовки. Но в начале XX века, перед самой Первой мировой войной, они приобрели способность выправлять свой курс к цели, если ими стреляли в другом направлении. Этот угол коррекции, известный как гироскопический угол торпеды, изначально задавался ей вручную механически, пока она находилась в торпедном аппарате. В результате, через короткое время после выстрела включался ее гироскопический рулевой механизм и торпеда начинала поворачивать. После достижения нужного направления движения она выпрямляла курс и устремлялась к цели. Такой метод стрельбы назывался «угловым».

Такая функциональность стальных «сигар» являлась необходимой, поскольку субмарины в подводном положении не всегда могли маневрировать для приведения торпедного аппарата в требуемом направлении выстрела торпедой.

Однако из-за такой сложности торпедное оружие не было надежным, и на протяжении всей истории разные торпеды страдали от различных типов конструктивных недостатков и механических дефектов. Так иногда, особенно при угловой стрельбе, рулевой механизм «заклинивал» так, что торпеда начинала удаляться от стреляющего боевого корабля по фиксированной дуге. В конце концов, этот дугообразный курс заставлял ее пройти один или несколько полных кругов, создавая опасность того, что она попадет в выпустивший ее корабль.

Причины возникновения такого дефекта были разные. Во-первых, он мог возникнуть из-за нарушения работы гироскопа. Во-вторых, для надежного выхода из торпедного аппарата, торпеды запускались с большим ускорением. При этом иногда случалось так, что в процессе пуска система управления вертикальным рулем торпеды повреждалась и руль заклинивал в одну сторону. В результате подводный снаряд двигался по круговой дуге циркуляции и, в конце концов, возвращался в точку пуска. Если подлодка не двигалась в течение нескольких минут, то она была бы уничтожена собственной торпедой. Подводники называли последнюю «бегун по кругу», и такого происшествия очень опасались.

Существует множество задокументированных случаев кругового движения торпед, выпущенных подводными лодками по вражеским кораблям во время Второй мировой войны. И, как минимум, четыре из них привели к гибели субмарин и их экипажей.

Единственный выживший

Подводники ВМС США знали о «бегунах по кругу» не понаслышке, так как дефектные торпеды доставляли им очень много проблем. Доподлинно известно о тридцати инцидентах, когда американские подводные лодки подвергались угрозе быть уничтоженными своим же оружием. Три из них закончились гибелью подводных кораблей, одним из которых стала «Таллиби» коммандера Чарльза Брайндупка.

5 марта 1944-го «Таллиби» вышла из Перл-Харбора для действий у архипелага Палау. 14 марта она дозаправилась на Мидуэе и после этого перестала выходить на связь. Не дождавшись от нее сигнала, штаб ВМФ США 15 мая объявил ее пропавшей без вести. А ее судьба стала известна американцам лишь после окончания войны.

Оказалось, что «Таллиби» прибыла на позицию 25 марта, где следующей ночью установила радарный контакт с японским конвоем из трех транспортов и трех военных кораблей. Несмотря на плохую погоду Брайндупк несколько раз выходил в атаку на самое большое судно, но так и не смог выпустить торпеды. После этого лодка была замечена эскортом, который отогнал ее от конвоя.

Но упорный Брайндупк не сдавался и вновь пошел в атаку. Маневрируя, он обошел эскорт, и, сблизившись с целью до 2,7 км, атаковал ее двумя торпедами. Спустя несколько минут лодку сотряс мощный взрыв, сбросивший за борт всех подводников, находившихся на мостике. Один из них, старшина- артиллерист Клиффорд Куйкендалл, очнувшись в воде, увидел, что «Таллиби» исчезла, а рядом были слышны крики его товарищей, которые вскоре смолкли.

Всю ночь Куйкендалл плавал в океане, пока утром 27 марта его не обнаружил и не подобрал японский корабль. Подводник находился в плену до окончания войны. После освобождения он рассказал о той роковой ночи, утверждая, что его субмарина не могла быть атакована тогда японцами. По его мнению, «Таллиби» стала жертвой одной из своих неисправных торпед, которая, описав циркуляцию, поразила субмарину.

Нужно отметить, что во время войны американцы намучались с дефектами контактных взрывателей своих торпед, но, по иронии судьбы, в случае с «Таллиби» взрыватель сработал нормально.

Успешная и несчастливая

Подлодка «Тэнг» считается одной из самых успешных «охотниц» на японские конвои. Ее командир Ричард О’Кейн стал самым результативным американским подводником, которому еще и принадлежит рекорд в количестве уничтоженных целей за один поход. Но в историю подплава ВМС США он и его лодка вошли не только благодаря успехам.

24 сентября 1944-го «Тэнг» покинула Перл-Харбор для действий в проливе Формоза. Изначально О’Кейну сопутствовала удача, когда в ночь на 11 октября он потопил два японских судна. А 23 октября он уже обнаружил и атаковал крупный японский конвой. Пользуясь темнотой «Тэнг» проникла внутрь его ордера, где уничтожила три транспорта. В момент атаки один из них пытался протаранить лодку, но счастливчик О’Кейн смог увернуться, затем торпедировав «обидчика».

Однако фортуна переменчива. Когда вечером 24 октября «Тэнг» заметила другой конвой, то снова пошла в атаку. Ей удалось потопить торговое судно и повредить танкер. После этого нападения у О’Кейна осталось две торпеды, которыми он собирался добить «подранка».

Подводники тщательно готовили их к стрельбе: частично извлекли из торпедных аппаратов, провентилировали батареи, проверили гироскопы и рулевые механизмы. Не обнаружив неполадок, О’Кейн произвел два выстрела по танкеру и к своему ужасу заметил, что последняя торпеда – это «бегун по кругу». Попытка увернуться от нее оказалась неудачной и стальная «сигара» поразила «Тэнг», разрушив взрывом ее корму. Поврежденную лодку смогли покинуть лишь девять человек, включая О’Кейна. Они были подобраны японцами, проведя остаток войны в плену.

Роковое погружение

30 июня 1942-го из Перл-Харбора в свой первой поход вышла подлодка «Граньон». Ее командир лейтенант-коммандер Маннерт Абеле получил приказ действовать у Алеутских островов. Сначала все шло хорошо и он докладывал о своих успехах. Но после 30 июля связь с ним прервалась и 15 августа ВМС США объявили лодку пропавшей без вести.

Тайну исчезновения «Граньон» удалось разгадать лишь спустя 65 лет, когда ее корпус был найден на дне Берингова моря с оторванным носом. Исследование находки и изучение японских документов позволило восстановить подробности последнего боя Абеле и его экипажа.

31 июля 1942-го «Граньон» напала на судно «Кано Мару». Она совершило несколько атак, но ее торпеды оказались дефектными. Они попадали в судно, не взрываясь. Японцы в ответ обстреляли лодку из пушки, стараясь разбить выглядывавший из воды один из перископов «Граньон». Но Абеле продолжил атаку, выпустив еще одну торпеду.

Факты свидетельствуют о том, что этот выстрел оказался для «Граньон» роковым из-за «бегуна по кругу». Вероятнее всего, акустик услышал пронзительное жужжание торпеды, когда она изменила курс, и Абеле приказал резко нырнуть, чтобы уйти с ее пути. Двигаясь со скоростью 53 мили в час и веся полторы тонны, торпеда имеет ту же скорость удара, что и небольшой автомобиль, поэтому она может нанести большой ущерб, даже если не взорвется. Так и вышло, когда подводный снаряд, описав циркуляцию, врезался в рубку лодки, оставив на ней большую вмятину.

В момент удара горизонтальные рули «Граньон» заклинило в положении «вниз» и она начала стремительно, бесконтрольно погружаться. Достигнув предельной глубины, лодка была раздавлена давлением воды. Вероятно, на ней также произошел взрыв баллонов с сжатым воздухом, от чего ее носовая часть могла быть оторвана еще раньше. Так неисправная торпеда погубила «Граньон» и ее экипаж из 70 человек.

Немецкий вариант

Немецкие подводники также часто сталкивались с «бегунами по кругу». Как писал один из командиров немецких лодок: «это было неприятное чувство, когда вокруг тебя жужжит твоя же торпеда».

С учетом того, что во время Второй Мировой пропало без вести свыше пятидесяти субмарин кригсмарине, многие из них могли стать жертвой своего неисправного вооружения. В частности, по поводу пропавшей без вести U-47 известного подводника Гюнтера Прина часто высказывается версия ее гибели от собственной торпеды.

Но кроме версий, есть и факты. В сентябре 1991-го у побережья штата Нью-Джерси группа аквалангистов обнаружила на 70-метровой глубине неизвестную субмарину. Спустя несколько лет эти же ныряльщики смогли установить ее нацию и номер – это была немецкая лодка U-869. Открытие привлекло внимание официальных историков Береговой охраны США, заявивших, что это именно она была потоплена 11 февраля 1945-го двумя американскими эсминцами.

Однако характер повреждений U-869 опровергает их версию. У лодки сильно разрушена средняя часть вместе с рубкой, что не характерно для ущерба от глубинных бомб, сброшенных указанными эсминцами. Такие разрушения могли появиться лишь от взрыва торпеды. Но в период, когда погибла эта лодка, никто из кораблей и самолетов США в том месте торпедных атак не совершал. Поэтому U-869 могла погибнуть только от своей торпеды, что позволяет включить ее в список субмарин-жертв «бегунов по кругу».

Автор — Владимир Нагирняк

Источник — https://dzen.ru/a/ZgvzmjvZXVuZGCVl

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account