История советских буллпапов. Автомат ЛА-4 60-х годов ХХ века
Интересная статья из журнала «Калашников», которая, думаю, заинтересует коллег.
«История оружейного дела должна представлять интерес для всякого изучающего процесс постепенного развития огнестрельного оружия, постепенного усовершенствования его разнообразных конструкций. Разве не возбуждает интереса вся фабула о переходах к более совершенному оружию, хотя бы от кремневого замка, современники которого считали эту конструкцию величайшим достижением оружейного дела, вряд ли могущим быть когда либо превзойденным. Это особенно интересно отметить теперь, когда везде приняты на вооружение автоматические системы с их в высшей степени оригинальными, замысловатыми и изумительными по своему разнообразию конструкциями, отражающими технические достижения современного развития производственных мощностей».
В. Федоров, «Эволюция стрелкового оружия», часть 1, 1938 г.
Этот материал посвящён работам, которые проводились по заданию и приказу № 61 от 13 февраля 1960 г. Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике на заводе № 74 Удмуртского совнархоза (Ижевский машиностроительный завод, ныне «Концерн «Калашников») по научно-исследовательской теме под пространным официальным наименованием «Разработка новых схем стрелкового оружия под штатные патроны на основе изыскания более совершенных принципов работы автоматики, позволяющих получить образцы оружия, обладающие простотой конструкции, малым весом и надежностью в эксплуатации».
Данная тема подразумевала создание серии оружия и комплексное совершенствование имеющихся на вооружении автоматов и пулемётов, снижение их массы, повышение маневренных характеристик оружия, повышение эффективности стрельбы. Помимо Ижевского завода в работе были задействованы все основные профильные учреждения страны — центральное конструкторское бюро Тульского оружейного завода (ЦКБ-14), ЦНИИ точного машиностроения, Климовск (НИИ-61), конструкторское бюро завода № 575, Ковров, Владимирская обл. (ОКБ-575), и Ижевский механический институт. О высоком уровне работ свидетельствуют и объёмы финансирования — из госбюджета и средств Совнархоза в общем выделялось 2,9 млн руб. (до денежной реформы 1961 г.).
В новой для предприятия научно-исследовательской теме принимали участие и новые кадры завода, которые традиционно поступали из ленинградского Военно-механического института, а с конца 1950-х годов и из Ижевского механического института. Основным руководителем работ был главный конструктор предприятия Иван Ефимович Семеновых, который с начала 1960-х годов лично встречался с выпускниками профильных учебных заведений и набирал перспективных молодых специалистов в преддверии большой работы. Позже коллектив конструкторов, созданный для перспективных разработок, был объединён в отдельное конструкторское бюро, в разные годы насчитывающее до 35 человек. В их числе были и разработчики автоматов, создаваемых по вышеуказанной научно-исследовательской теме — Азарий Иванович Нестеров, Борис Михайлович Зорин, Юрий Константинович Александров и другие.
В начале 1960-х гг. в ходе выполнения Ижевским машиностроительным заводом научно-исследовательской темы изучались многие факторы, влияющие на кучность автоматической стрельбы. Испытания проводились на макетных образцах, разработанных по схеме с отводом пороховых газов (типа АКМ), по схеме с ходом ствола вперёд, по схеме с длинным ходом ствола назад. Также исследовалось влияние формы и положения приклада, ударов подвижных частей, влияния длины оружия и способа его удержания, влияния импульса отдачи его величины и продолжительности.
Отдельное направление исследований в 1962–63 гг. было поручено молодому специалисту, инженеру-конструктору А. И. Нестерову (в дальнейшем — начальник бюро перспективных разработок). В ходе анализа вышеуказанных факторов в собственных исследованиях А. И. Нестеровым был сделан выбор в пользу автомата с компоновкой bull-pup и прямым прикладом, расположенным на оси канала ствола, как схемы, позволяющей получить лучшие результаты кучности автоматического огня (в советское время в обозначении данной компоновки использовалась формулировка — «автомат в короткой компоновке с рукояткой впереди магазина»). В ходе анализа и поиска системы автоматики выбор был сделан в пользу схемы с длинным ходом ствола назад, о преимуществах которой говорили имеющиеся данные о суммарном импульсе отдачи, как факторе, наиболее существенно влияющем на рассеивание пуль при стрельбе очередью. Отмечалось, что в автоматах с отводом газов (АКМ) импульс составляет 0,4 кг/с, в автоматах с ходом ствола вперёд — 1,2 кг/с, а в системе с длинным ходом ствола назад — 0,1 кг/с. При рассмотрении же характера отдачи отмечалось, что автомат типа АКМ давал два резко выраженных импульса ударного характера: первый в момент выстрела, второй в момент удара подвижных частей в крайне заднем положении, а в автомате с длинным ходом ствола был только один импульс ударного характера в момент удара подвижных частей в крайнем заднем положении.
В целом Нестеровым были сделаны следующие предварительные выводы:
- схема автоматики с длинным ходом ствола позволяет в широких пределах изменять усилия отдачи, соотношения соударяющихся масс, а следовательно, характер рассеивания пуль, стрелок при стрельбе из автомата с подвижным стволом назад успевает среагировать и активно противостоять импульсу отдачи, в результате чего автомат получает меньшие угловые скорости и перемещения по вертикали;
- автомат в компоновке bull-pup обладает лучшей маневренностью в боевом и походном положении, всегда готов к стрельбе из обычно применяемых изготовок, для стрельбы стоя позволяет применять более устойчивую позу;
- выбранная схема позволяет успешно разрешить проблему загазованности при стрельбе из танков и бронетранспортёров, так как гильза извлекается при отсутствии остаточного давления в стволе, отсутствуют газоотводные отверстия, а само отражение стреляной гильзы происходит при меньших скоростях подвижных частей;
- имеется возможность более эффективного применения дульных тормозов, так как усилие отдачи и процесс торможения не передаётся на стрелка.
Из воспоминаний А. И. Нестерова:
«Коллектив М. Т. Калашникова заканчивал отработку единого пулемета под изготовление опытной партии и им было не до „перспективного“ автомата, поэтому разработку новых схем стрелкового оружия передали под руководство И. Е. Семеновых, нам с Борисом Михайловичем Зориным — молодым специалистам с двухлетним стажем работы удалось опробовать различные „экзотические“ схемы работы автоматики, однако в итоге мы убедились, что подобного рода „кавалерийские“ наскоки на кучность безрезультатны».
Исходя из вышеописанных выводов, одной из разработок по тематике данной НИР стал автомат с автоматикой, работающей по принципу использования энергии отдачи ствола при его длинном ходе, получивший наименование ЛА-4 (конструктор А. И. Нестеров, 1962–63 гг.).
В автомате используется штатный патрон 7,62×39, применяются штатные магазин и штык-нож от автомата АКМ. Прицельное приспособление рассчитано на дальность 800 м, в конструкции автомата предусмотрена блокировка ствола при поставленной на него мортирке; возможность установки базы под прицел ночного видения; предусмотрены подсвечивающие элементы прицельных приспособлений для стрельбы в сумерки; возможность постановки втулки холостой стрельбы. В ударно-спусковом механизме предусмотрен предохранитель от случайных выстрелов. Внутренние части автомата в походном положении полностью закрыты от пыли и грязи.
Исходя из принципа работы автоматики в конструкции отсутствует традиционный основной несущий элемент — ствольная коробка, т. к. подвижный ствол не имеет жёсткого крепления. Роль несущего элемента в системе с длинным ходом ствола выполняет кожух. В средней части кожуха вклёпан вкладыш для установки магазина и направляющая патрона в патронник. Передний торец вкладыша ограничивает ход ствола назад. На левой стенке кожуха, над вкладышем прикреплён кронштейн и установлена защёлка рамы.
Кожух автомата в задней части образует приклад, в переднюю часть кожуха вварена труба, направляющая дульной части ствола. На трубе расположено переднее кольцо цевья и основание мушки. На торце трубы второго экземпляра автомата был установлен вкладыш для крепления штыка, мортирки и втулки холостой стрельбы, а принадлежность к автомату, зафиксированная отвёрткой в сборе с выколоткой, размещалась в рукоятке управления огнём автомата.
Вкладыш ствола автомата размещён на сгибах кожуха, изготовленного из листового металла. Внутренняя часть вкладыша совместно с шайбой ствола образует в трубе усилитель отдачи и воспринимает передний удар подвижных частей при накате.
В собранном состоянии затворная рама также размещается на загибах кожуха, передняя часть рамы через проушину базируется на направляющей возвратных пружин, в средней части рамы установлена защёлка затвора. Затвор автомата имеет два боевых упора и снабжен пружинным отражателем (затвор на фото отсутствует, по конструкции аналогичен затвору автомата АКМ, однако запирание производится поворотом в противоположную сторону).
Оригинальным решением является расположение двух возвратных пружин — пружины ствола и пружины затворной рамы на одной направляющей, в разобранном состоянии выполняющей роль обычного шомпола. В собранном состоянии направляющая-шомпол задней частью крепится к затыльнику кожуха, передней частью — к опоре, установленной посередине ствола.
Прицел автомата диоптрический, размещён в рукоятке переноски, приваренной к верхней перемычке кожуха, пластина прицела подпружинена и имеет возможность утопать (не ломаясь) в основании при падении либо другом механическом воздействии.
Цевьё автомата образовано двумя накладками из фанеры с горизонтальным разъёмом. Верхняя накладка удерживается в кольцах цевья, нижняя накладка удерживается в кольце цевья и защёлке накладки расположенной в спусковой скобе. Продольные перемещения цевья исключены благодаря пружине цевья, которая получает рабочее поджатие при постановке нижней накладки.
Ударно-спусковой механизм автомата ЛА-4 куркового типа аналогичен автомату АКМ и обеспечивает стрельбу одиночным и автоматическим огнем. Спусковой крючок, расположенный впереди магазина, связан с шепталом автоматического огня при помощи тяги. По аналогии с АКМ в шептале автоматического огня установлено шептало одиночного огня, на одной оси с курком установлен рычаг автоспуска с рамой, однако для установки вида огня и включения предохранителя имеются два отдельных рычага. Ограничение хода рамы при постановке на предохранитель обеспечивается сектором предохранителя.
Взаимодействие частей и механизмов при стрельбе из автомата осуществляется следующим образом: при выстреле подвижные части откатываются назад. Рама и вкладыш ствола скользят по загибам кожуха, а дульная часть ствола двигается в отверстии вкладыша трубы до вылета пули, после вылета пули ствол направляется шайбой по трубе (ил. 6.). Пороховые газы при выходе из ствола через прорези тормозят откат ствола, а с другой стороны давление, создавшееся в усилителе отдачи, несколько разгоняет ствол, также это способствует устранению неравномерности работы автоматики в зависимости от жёсткости упора.
При движении назад подвижные части откатываются на расстояние 100 мм, затем ствол с ударом останавливается и начинает движение вперёд, а рама продолжает движение по инерции. При этом ствол с рамой расходятся, происходит отпирание затвора и постановка его на защёлку. Далее рама, ударившись о поперечную шпильку кожуха в казённой его части, накатывается и становится на защёлку рамы. Ствол, продолжая движение, сходит с гильзы, отражатель выталкивает гильзу, выбрасывая её из автомата вниз-вправо.
Под действием своей возвратной пружины ствол, двигаясь вперёд, в 10 мм от переднего положения вкладышем выключает защёлку рамы (рис. 5), выступ вкладыша ударяет по раме и разгоняет её, а рама, двигаясь обратно вперёд и накатываясь затвором, досылает очередной патрон в патронник. При подходе затвора к пеньку ствола на расстоянии 5 мм выключается защёлка затвора, происходит запирание канала ствола. Работа спускового механизма аналогична спусковому механизму АКМ.
При необходимости чистки либо устранения лёгких неисправностей автомата, производится неполная разборка без применения принадлежностей с отделением пяти узлов. Порядок неполной разборки таков:
- Отсоединить магазин.
- Снять крышку кожуха, для чего нажать на защёлку крышки и снять крышку вперёд вверх, открывание крышки и осмотр автомата производится в любом положении подвижных частей.
- Снять возвратный механизм, для чего, взяв за втулку шомпола направляющей, вывести её из-под затыльника и вверх назад вынуть возвратный механизм.
- Отделить затворную раму, отведя её назад за рукоятку и вынув вверх.
- Отделить ствол, для чего отвести ствол назад до упора, движением вверх вывести вкладыш из направляющих (при этом ствол выйдет из сцепления с ограничителем) и вынуть ствол назад вверх из кожуха.
- Отделить затвор от затворной рамы, выключив защёлку затвора (отсутствует на фото).
Сборка автомата осуществляется в обратном порядке. Полная разборка и сборка производится при помощи прилагаемой принадлежности приёмами, применяемыми при разборке штатных образцов подобного типа.
Автомат ЛА-4 подвергался некоторым видам боевых и эксплуатационных испытаний, однако не в полном объёме штатной методики: проводился отстрел на кучность стрельбы в закрытом тире на дистанции 25 м, показавший несколько лучшие по сравнению с АКМ результаты. По оценкам разработчиков, положительные результаты были получены и при испытаниях на самовоспламенение патрона, находящегося в горячем патроннике после длительной стрельбы; в испытаниях на надёжность при не смазанных сухих деталях (всего было произведено 1,5 тыс. выстрелов); при испытаниях на надежность и непроизвольное срабатывание во время бросков автомата на цементный пол с высоты 1,5 м. Была оценена и безопасность эксплуатации оружия, конструкция автомата исключала: возможность производства выстрела при не вполне запертом затворе, попадание пулей очередного патрона в капсюль патрона, находящегося в патроннике, инерционное разбитие капсюля, разрушение узла запирания и ствола при стрельбе усиленными патронами.
Вероятно, что выводы начального этапа исследований были сделаны не вполне корректно, возможно, где то преувеличены по причине ещё недостаточной квалификации исполнителей данных работ, отступлений от штатной методики испытаний, субъективности при оценке результатов испытаний, низкой репрезентативности исследований, когда испытатель попросту мог приноровиться к стрельбе из автомата, а высокие показатели кучности стрельбы были лишь результатам умения одного конкретного стрелка и т. п. Подтверждением этому служит одно из промежуточных заключений, направленное комиссией ЦНИИ точного машиностроения в адрес Ижевского машзавода в начале 1963 года, где говорится о допущенных технических ошибках при исследовании влияния различных факторов на устойчивость оружия, в числе которых: использование неверных формул при расчёте энергии отдачи, путаница в понятиях и терминах, повторение ошибок предыдущих НИР; кроме того были допущены ошибки в оценке трудоёмкости изготовления и надёжности работы.
Также в описании автомата приведены данные о пониженной на 20–30% трудоёмкости автомата ЛА-4 по сравнению с АКМ и ресурсе работы в 10 тыс. выстрелов, что вызывает сомнения в объективности оценки, т. к. не вполне корректно сравнивать данные экспериментального изделия ЛА-4, которое было выпущено в количестве 2 шт., и массово производимого автомата АКМ (объем выпуска которого, к примеру, в 1966 году составил 366 159 шт.).
Итогом работы над автоматом ЛА-4 стало участие его в конкурсе по созданию лёгкого автомата, объявленном совершенно секретным приказом председателя Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) СССР за № 266 от 17 апреля 1963 г., проводившемся в ЦНИИ точного машиностроения. В выводах конкурсной комиссии значилось, что автомат ЛА-4 не отвечает основным пунктам тактико-технических требований (ТТТ) и имеет ряд существенных недостатков, таких как недостаточное снижение массы и трудоёмкости изготовления, отсутствие технических решений и конструктивных элементов, позволявших получить стабильную и надёжную повышенную устойчивость автомата при стрельбе очередями — отмечалось, что при выбранной схеме (с длинным ходом ствола) работа автоматики зависит в большей мере от способа удержания автомата в руках, что недопустимо. В заключении комиссия под председательством главного инженера ГКОТ Л. Мочалина признала нецелесообразным дальнейшее проведение работ по автомату ЛА-4 связи с неудовлетворением основных ТТТ и неперспективностью.
Разработка автомата ЛА-4 представляет интерес как попытка выйти за рамки ставших к тому времени каноническими конструктивных решений автомата Калашникова по общей компоновке и принципу работы автоматики. На таких вот поисковых работах обретали опыт молодые конструкторы, ставшие впоследствии признанными специалистами, в том числе и разработчик этого образца, в то время 28-летний Азарий Иванович Нестеров.
источник: https://www.kalashnikov.ru/istoriya-sovetskih-bullpapov-avtomat-la-4-60-h-godov-hh-veka/
Инженерный дурдом нормальный
Инженерный дурдом нормальный мотор не сделаешь по принципу давай присобачим цилиндро-поршневую группу от одного мотора к другому, не говоря про авиа мотор.
Я еще понимаю бессмысленное желание альтернативно одаренных коллег впихнуть М-11 в танк целиком.
Здесь просто нет слов.
E.tom пишет:
Инженерный
[quote=E.tom]
[/quote]
Я прошу прощения, но мне вот тоже непонятно, почему нельзя два двигателя схожей размерности унифицировать между собой. Кстати, в реале в 1928-29 гг. Микулин в НАМИ разработал, а завод "Большевик" построил ещё более странную химеру – V-образную "восьмёрку" М-21 (первый с таким названием): там цилиндры М-12 (НАМИшного конкурента М-11) были водружены на картер М-6 (HS 8Fb)!
А это-то почему бессмысленное желание? Мне, правда, тоже не очень нравятся "звёзды" на танках, но ведь американцы успешно использовали, причём именно авиационные "звёзды" (других, впрочем, и не бывает)…
redstar72 пишет:
именно
[quote=redstar72]
именно авиационные "звёзды" (других, впрочем, и не бывает)…
[/quote]
А это? Вымысел?
http://www.zvezda.spb.ru/index.php/produktsiya/vidy-produktsii/969-sudovye-dizelnye-dvigateli-i-dizel-reduktornye-agre
Штурман пишет:
А это?
[quote=Штурман]
[/quote]
А это, представьте себе, тоже изначально авиационный мотор;). Первая его версия – М-501 делалась Владимиром Михайловичем Яковлевым для тяжёлых бомбардировщиков. Однако к моменту, когда его допилили, уже в приоритете были ТРД и ТВД, так что стал этот движок неактуален. Вот и пришлось искать ему другое применение.
Собственно вот: https://raigap.livejournal.com/404795.html.
Помимо прочего, это не "звезда" в привычном понимании – это "звезда блоков", что всё же несколько другое. В английской классификации подобные двигатели относятся к inline, а не к radials! Конкретно, у них это называется multiple bank inline, что можно примерно перевести как "многорядные".
Коллега, до меня доходили
Коллега, до меня доходили слухи про дизельные(?) блимпы с дирижаблей, которые нашим предлагали британцы в конце 20-х. Моет вы сможете прояснить, что это были за движки?
Дык ить сей мотор, ЕМНИП,
Дык ить сей мотор, ЕМНИП, во второй половине 50-х только на испытания пошел. А в довоенное время явление такой работоспособной конструкции чрезвычайно….. сумнительно. ИМХО.
frog пишет:
Дык ить сей
[quote=frog]
[/quote]
М-501 испытывался в 1952-53 гг. А в довоенное время существовало вот это:
http://alternathistory.ru/moguchii-argus-5-0
Пардон, коллега. Но по
Пардон, коллега. Но по указанной ссылке вылезает, как я понял, М-503. А он, хоть и родственник 501-го, но все ж более поздний. Либо я чего-то не знаю, что запросто
. А на той же "Звезде" до последнего момента еще и М-401 лепили. Того же Чаромского, который он в виде, ЕМНИП, М-40 еще до войны лепил. На них, правда, ругались люди, но, с другой стороны, ругались не очень давно, а родом он из 1940-го…. Хотя половинку В-2(и не только половинку))) и сейчас штампуют. По возрасту они вроде как ровесники…..
В том и дело что у коллеги
В том и дело что у коллеги текст состоит из допущений примерно и вроде бы, вопрос в другом зачем, это равноценно по объему работ созданию совершено нового мотора. Тем более не родного для данного конструктора, Микулину проще сделать половинку М-17 над освоением которого на отчественном заводе он занимается, чем мучится состыковывая совершено разные моторы.
Учитывая что англичанин горизонталка и вся смазка у него заточена под горизонт, получается что Микулину придется заново проектировать систему смазки и картер мотора. Итог совершенно новый мотор.
Один вопрос зачем все этот геморой, непонимаю, разве что бы больше альтернативности.
«…но ведь американцы
"…но ведь американцы успешно использовали, причём именно авиационные "звёзды"
И даже дизельные "звёзды"!
!!! Отличная работа,
Думаю, имело смысл расписать все недостатки двигла В-6 — тогда, вопросов "нахуа козе баян" не возникало бы.
"В кормовой башне командирских танков предполагалось размещать рацию."
Наверное всё же в кормовой нише главной башни? Но — рано. Первые танковые радиостанции в СССР появились в опытных образцах только в 32-ом и рации устанавливались в корпусе.
Башни как я понял — обе одноместные. В командирской со спаркой Вы ИМХО — поторопились — это тоже "ноу-хау" немцев, станет доступным для СССР только в 32-ом. А в серию пойдёт и того позже. Может уменьшенный, одноместный вариант башни от БТ-2 использовать с раздельной установкой? Или просто взять башню от МС-1?
Про отказ от В-6 в пользу разработки Гинзбурга — тема безусловно правильная, но как блин преодолеть дикое сопротивление уже потративших инвалюту на В-6, В-12, Кристи и ВКЛ Халепского с Бокисом и параною Тухачевского для которого покупка В-6 и Кристи поляками — решающие аргументы, что их надо пренепременно упредить в производстве?
С уважением, Ансар.
Наверное всё же в кормовой
Всё отлично иллюстрируется примером из книги М.Свирина "Броня крепка".
В 1929 году нижегородский ГИИС (ведущий на тот момент институт связи) получил заказ на разработку рации для танка Т-18. Причем в трех вариантах: для линейного танка, командира взвода и командира роты. Сделали. Но в танк поставить не смогли: место в башенной нише оказалось слегка меньше (торчали головки болтов, угольники и проч). Проблему можно было решить за час с газорезкой. Проблему можно было решить загодя, померив эту чертову нишу. Проблему можно было обойти, уменьшив конструктив (хотя бы для линейной и взводной модели). Не сделали НИЧЕГО. Деньги списали, проект отвергли, никого не расстреляли и даже не поругали. Вот это жизнь ! (с) http://samlib.ru/k/krasilxnikow_o_j/svyaz.shtml
Как завещал колега Андрей —
Как завещал колега Андрей — альтернативить гражданскую. Ну или по крайней мере советско-польский ее период. Ибо паранойя Тухача о непременном польском нападении ЕМНИП была основана на позорном драпмарше из-под Варшавы. Если чуда под Вислой не будет, то и не будет призрака «Страшной польской армии», который давил на умы нашего Генштаба. Правда, главное не увлекаться и остановиться на линии Керзона, а то так и до ВОВ в 39-ои можно довести.
Спорить с начальством
Спорить с начальством бесполезно! А что если танку давать имя его протеже?
1939 год недалеко от линии Маннергейма…
— Большая часть танков Халепского выведена из строя противотанковой артиллерией противника. Но по крайней мере часть танков подбита посредственными потивотанковыми ружьями.
— А как себя показал танк Тухачевского?
— Горит как спичка! Даже иногда загорается сам. В снегу вязнет, пробивается винтовочной бронебойной пулей. Какая только <падшая женщина> этот танк в производство запустила?
— Товарищи, а может вернем индексы танкам?
— Нет уж, товарищ Кошкин. Страна должна знать своих героев.
Из мемуаров Гудериана: "Русские Кошаки порвали как Тузик грелку наших Тигров и Пантер…"
Коллега блектигр моё
Коллега блектигр моё уважение за рисование руками — подобный подвиг совершал очень давно как бы не в школе. И модельные альтернативы более как бы наглядны и практичны… и не подымают бурление говнонегодования вселенского маштаба весьма далёкого как от РИ так и АИ и обьективно ничего кроме типичного " вали на предшественников"" там одни долбни" не дающих.
Хотелось бы увидить табличку моменто-оборотов в читаемом виде… Насколько можно было форсирывать движок повышением оборотов? Чё то видится полноценный гибрид М11 и ГАЗ26 с коротким коленвалом без промежуточных опор т.е. полноценным танковым двигателем а не авиа переделкой.
Подвеска — каждый день сталкиваюсь с пружинной подвеской (шахтные электровозы ) идеальный вариант при двух осях и требовании размещения внутри корпуса но посмотрите на подвеску т26 это же оптимал один смягчающий элемент на восемь катков!!! причём всё хозяйство максимально низко к земле — уходит из зоны поподания.
Компановка — удивили не то слово! такого оригинального вообще не представлял…
но как то смущает Вы выкинули из боевого отделения кардан, трансмиссию а походу это отделение ещё пришлось увеличить ещё и в высоту… И сама проблема с недиоганальными башнями — разве была?
А причем тут шахтные
А причем тут шахтные электровозы? Они совсем не подходят сюда.
Шахтный электровоз это
Шахтный электровоз это близнец Т26 — весь из 15мм стали и вес 8т и батарея… всего около 11т и всё это на четырёх пружинах с подпружинниками.
Мнда, Вы явно не понимаете,
Мнда, Вы явно не понимаете, что с чем сравниваете.
Это Вы не понимаете
Это Вы не понимаете невидив его ни разу… Аналогия почти полная — там нет рамы всё навешано на "броню" там тонкий металл почти отсутсвует.
Вы сравниваете два совершенно
Вы сравниваете два совершенно разных вида техники, не имеющих ничего общего Поэтому БРЕД не несите. Когда БРЕД нести перестанете, тогда и обращайтесь.
ser. пишет:
Коллега
[quote=ser.]
Коллега блектигр моё уважение за рисование руками
[/quote]
Присоединяюсь. От руки или в 3Dmax — это не фатально.
[quote=ser.]
Компановка — удивили не то слово! такого оригинального вообще не представлял…
[/quote]
Оригиально, согласен. Но, ТОВАРИЩИ! У нас уже есть модернизированный серийный МС — однобашенный Т-20 (МС в третьем поколении). Есть разработка с нуля в виде Т-19. Может не тратить народные деньги, а вымучить кого-то из этих двоих (точнее, Т-19)?
И самое главное — ведь двухбашенник выбивается из концепции лёгкого танка. Доколе мы будем на импортные буржуйки заглядываться? Почему приняли концепцию и сами её забыли через пару лет?!
p.s. У нас глючит один бизнес-процесс. Причина: все положили болт на регламент. В результате, третий год через пень колоду. Уже и с директором ругался несколько раз — без толку. А надо всего лишь регламент выполнять. А мы сначала пишем отличные теории, а на следующий день начисто про них забываем. "Без теории нам смерть!" — как говорил наш вождь.
У нас уже есть
Дак коллега ансар всё по полочкам "разложил" — все руководители некомпетентные вредители
а все причасные (мое дополнение) слепые глупцы…
Коллега, подобные мысли и
Коллега, подобные мысли и меня "смущают", но у меня кое-какие наработки есть с 1935 г (и тоже с поперечным движком), а вот более ранее пока неопределенно.
Но (увы мне!) я больше по другому вопросу:
после переделки (см. рисунок) газовский движок встает, как мне надо, но терзают меня сомнения — "кривым стартером" подлезть неудастся. А для того времени это сильно нехорошо. Или как-то можно извернуться???
Уважаемый черный тигр 63. За
Уважаемый черный тигр 63. За статью +++++++. По двигательной установке — да удлинние вы корпус и туда прекрасно влезет 300 сильный М6(лицензионная испано-сюиза 8фб). Да придется добавлять каретку опорных катков. Пушечную башню сразу делать на два человека, места вам хватает, под радиостанцию изначально можно делать кормовую нишу.
Вот подумал и сложилась
Вот подумал и сложилась такая версия —
Последний раз рисовал руками
Последний раз рисовал руками лет 9 назад. А до того регулярно. Красотища. Чуток подсветлить и все. Респект коллега.
++++++++++
++++++++++
Инженерный дурдом нормальный Инженерный дурдом нормальный мотор не сделаешь по принципу давай присобачим цилиндро-поршневую группу от одного мотора к другому, Вы не поверите, но такого дурдома в моторостроении — пруд пруди. Одна конверсия бензомоторов в дизеля чего стоит. Я по детству даже встречал самодельные М-412 с поршнями от ВАЗ-2106! не говоря про авиа мотор. И опять чудесные вещи я Вам гутарю: на Виккерсе 6тн изначально стоял авиамотор. Первые танковые радиостанции в СССР появились в опытных образцах только в 32-ом и рации устанавливались в корпусе. Пардонтье, не знал. взять башню от МС-1? Да, пожалуй что-то вроде того надо сделать, но побольше, чем исходная. но как блин преодолеть дикое сопротивление уже потративших инвалюту на В-6, В-12, Кристи и ВКЛ Халепского с Бокисом и параною Тухачевского для которого покупка В-6 и Кристи поляками — решающие аргументы, что их надо пренепременно упредить в производстве? Именно таким способом: ни в коем случае не отвергать положительные качества купленных образцов. Всячески их хвалить, и максимально использовать при разработке своих танков. Но вместе с тем жестко поставить вопрос о боевой эффективности В-6 и Кристи: в бою они будут уничтожены МС-1 и Т-24. У нас уже есть модернизированный серийный МС — однобашенный Т-20 (МС в третьем поколении). Есть разработка… Подробнее »
у коллеги текст состоит из
Чтобы говорить точнее, надо хотя бы подробные чертежи увидеть, а лучше моторы живьем. Поэнтаму и приходится "лечить пациента по фотографиям".
Слушайте, ВАЗ2101 отличается от ВАЗ2106 и диаметром цилиндров и ходом поршня, но сказать что это разные моторы…
Цилиндры, поршни, головки и клапаны у М-11 отработаны и термодинамика доведенная, стоят они вряд или радиально — разница невелика. Ход поршня не изменился, коленвал , распредвал — прежние. Диаметры клапанов отличаются на считанные миллиметры, так что проблем быть не должно.
Нифига. Коленвал, распредвал, шатуны — другие, картер новый, карбюратор, маслонасос, помпа, трамблер с катушкой — тоже. Там от М-17 только цилиндры с головками и останутся.
О! Это серьезный промах. Но, не из-за деталей от М-11, а из-за поворота мотора на 90 градусов. К сожалению, плохо представляю нюансы системы смазки этого мотора, так то повернуть на 90 град маслонасос недолго. Я обдумаю Ваш вопрос.