Исторический фильм «Ржев»: убедительная картина или нелепый провал?
Еще одна интересная статья историка Великой Отечественной войны Алексея Исаева.
Содержание:
В декабре 2019 года на экраны вышел фильм «Ржев». Давайте посмотрим на него глазами историка. Удалось ли создателям, пусть и с поправками на условность кино, дать правдивую картину грандиозного сражения под Ржевом в 1942–1943 году? И насколько убедительной вышла история?
Хорошее кино — это хороший сценарий. Литературная основа у «Ржева» откровенно слабая. Единственный плюс — отсутствие вымученной лирической линии. Произведение «Искупить кровью» хотя и принадлежит перу писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева, но относится скорее к перестроечной обличительной литературе. Тогда была популярна «правда» об участии в войне уголовных элементов, и Кондратьев с огоньком описывал воевавших матёрого уголовника и мелкую шпану. По существу, именно они — главные герои.
Таким же «остреньким» тогда было «показать особиста» — и этот приём стал плоским от избитости в 90-е. В 2019 году то, как уголовник в «Искупить кровью» убивает особиста ради его документов, выглядит уже откровенным идиотизмом.
Не основано на реальных событиях
От живописного уголовника-убийцы авторам пришлось отказаться, но в результате повествование в «Ржеве» сразу стало разъезжаться по швам. В жертву «остренькому» принесли минимальное соответствие историческим событиям. Увлёкшись скандальными подробностями, автор «Искупить кровью» вообще ушёл от своего собственного опыта боев за Овсянниково. Ни в повести, ни в фильме отражения реальных боёв апреля 1942 году просто нет. Тогда деревню несколько раз безуспешно пытались взять штурмом. В перестройку В. Кондратьев ознакомиться с документами по тем событиям ещё не мог, создатели «Ржева» — не захотели.
Вместо ожидаемой череды атак на занятую немцами деревню с большими потерями в «Ржеве» разворачивается простенькая история «взяли, а потом оставили деревню».
Что сразу видно при просмотре? Занятая деревня слабо напоминает типовой немецкий опорный пункт времён зимних боёв 1941–1942 годов. Немцы готовили деревню к обороне путём переоборудования нескольких подходящих домов в импровизированные дзоты и сжигали остальные здания. Свободное размещение в деревенских домах на кроватях стало бы самоубийством под огнём советской артиллерии. Это и происходит в фильме, когда от попадания снаряда в дом гибнут люди в перевязочном пункте.
Безграмотность? Не думаю!
Предположим, что авторы фильма не смогли изобразить превращённую в опорный пункт деревню, поскольку страдают исторической безграмотностью. Эту версию подтверждает стоящий перед деревней подбитый танк Т-34 с «гайкой» и командирской башенкой. Он явно переместился во времени и пространстве откуда-то с Западной Украины весны 1944 года.
Однако обратим внимание: чем же занимаются герои фильма, заняв деревню? Оборудуют позиции фронтом к противнику? Ну хорошо, вялые попытки они делают, даже приказали куда-то перетащить «спираль Бруно». Реально же «спираль Бруно» никуда не переместили, и в кадре она не появляется; вместо неё — «испанский всадник», рогатка. Попытки закрепиться быстро затухают со смертью одного деятельного сержанта. Солдаты в основном бездельничают, а не машут в поте лица лопатами и топорами.
Всё это выглядит не как глупость, а как вынужденное натягивание сюжета на глобус.
Если мало-мальски оборудовать оборону, то не появится никакой мотивации оставить деревню из-за немецкой контратаки. Тем более глупо будет оставить стандартный опорник с круговой обороной и амбразурами в стенах изб — при том, что пулемётов у роты, как своих, так и трофейных, хватает.
Неубедительно выглядит и нытьё про усиление «сорокапятками». Если кто не знает, «сорокапятки» именно тогда, в 1942 году, были дефицитом. В Овсянникове совершенно не просматривается тот факт, что они действительно нужны. Командование ограничивается посылкой двух пулемётов — и это нормальное усиление на предложенной позиции и при таком соотношении сил.
Ночные кошмары
Лазейку для перехода к долгожданному отходу из деревни и скандалу давала немецкая ночная атака. За светскими разговорами ни о чем титаны тактики её проспали. Однако ночную вылазку по логике сюжета все же требовалось отбить для героизации одного из персонажей. В исходном «Искупить кровью» в спину крадущимся в ночи немцам стреляет, спасая товарищей, герой-уголовник. В «Ржеве» эта роль досталась осколку империи — благообразному крестьянину, ветерану Первой мировой.
Ход неплохой, сердце наименее осведомлённых поклонников «России, которую мы потеряли» удалось завоевать.
Правда, скучные историки в этот момент холодно начали спрашивать насчёт молебнов перед атакой под Нарочью в 1916 году, где с позиционным кошмаром всё было в порядке.
В итоге проблема «как заставить роту уйти из деревни» осталась. Как же её решили создатели «Ржева»? Ни за что не догадаетесь.
Великие и ужасные миномёты
Советская стрелковая рота по приказу командира покидает только что занятое с боем и потерями Овсянниково под угрозой… обстрела 81-мм миномётами. Видимо, в сознании авторов фильма это — чудо-оружие инфернальной разрушительной силы, сама угроза применения которого должна заставлять бежать без оглядки. Не артиллерия больших калибров или авиация, не даже реактивные миномёты — всё это было в реальных ржевских боях. Нет, банальные батальонные миномёты, под огнём которых можно отсидеться в минимально подготовленной полевой обороне, встретив атакующих после «могучего» удара 81-мм мин немцев пулемётным огнём.
Совершенно немотивированный уход из важного опорного пункта предсказуемо вызывает неудовольствие и даже ярость командования в лице командира батальона. Это действительно ничем не оправданная трусость, в которую предлагают поверить (и оправдать) создатели «Ржева».
И что, хоть кто-то в это всё поверил?
«Стратегическое» значение
Вообще, имея слабую литературную базу, авторы фильма попытались приложить к ней свои очень умелые ручки. В результате атака «какой-то» роты на деревню якобы имитирует наступление, отвлекающее от удара прибывающей откуда-то из тумана «30-й армии». Всё это крайне беспомощно.
В реальной жизни Овсянниково изначально находилось в полосе 30-й армии. Впрочем, в некоторых моментах авторам «Ржева» удалось отойти от крупиц реализма, которые были в «Искупить кровью». Так, у Кондратьева удачную атаку деревни обеспечили танки. В «Ржеве» танков в начале фильма нет.
Листовки
История с листовками, может быть, и выглядела глупым самоуправством в 1980-е. Сейчас же мы знаем, что пропаганда велась на всю катушку, и в немецких сводках присутствовали две графы: «пленные» и «перебежчики» (в том числе с листовками в руках). Перебежчики при этом могли сдавать систему обороны и её слабые места.
Требование комиссара и особиста не брать листовки выглядит на экране в 2019 году вполне разумным. Дело не в доверии — перебежчиками двигал сиюминутный страх и стремление выжить любой ценой.
Этот фильм не про Ржев
Итог: перед нами малореальная история, которая никак не может стать символом боёв за Ржев, куда более масштабных и напряжённых. Заявленный в финальных титрах миллион погибших под Ржевом — не более чем городская легенда, которую не оправдать даже кровавыми нелепицами, только что прошедшими перед зрителем.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ржевская резня миномётами
Киноподельники недавно выдали «окопную правду», как подают «Ржев» неискушенному зрителю. Исаев и Тимин оценили уровень правдоподобия в этом фильме:
На мой взгляд проблема подобных фильмов кроется в том, что подавляющее число представителей богемы (творческой интеллигенции) живут в логике постмодерна. И что в русском случае особенно печально логикой периферийного постмодерна. Те образы, которые им транслируют из центра (Голливуда) они никогда не смогут воспроизвести на уровне оригинала. Потому как в центре знают суть постмодерна, его слабые и сильные стороны. Периферийная публика смотрит на это с нескрываемым удивлением и не может в яркой картине увидеть ключевые технические моменты. Из-за чего любое подражание выглядит убого.
источники:
https://warhead.su/2019/12/10/istoricheskiy-film-rzhev-ubeditelnaya-kartina-ili-nelepyy-proval
https://taira-koremochi.livejournal.com/624828.html
Кино не смотрел, но осуждаю. )))
Шучу, не подумайте лишнего. Но если судить по трейлеру фильма — смотреть не хочется, даже лучшие (по логике) кадры фильма, показанные в трейлере — не вызывают желания смотреть сам фильм. Наш кинематограф слишком увлекается компьютерной графикой и спецэффектами, в ущерб игре актеров и исторической реальности.
Карцева-то актер изобразил преотлично.Выпукло.
Лучше бы сняли фильм про подвиг экипажа танка КВ, остановивших на подступах к г. Райсеняй (Литовская ССР) немецкую танковую дивизию на целые сутки. Уж если воспитывать подрастающее поколение, то на подвиге таких людей, которые не струсили, технику не бросили, знали наверняка, что погибнут, но не сдались и не сломались, а выполнили свой воинский долг перед Родиной до конца.
Никогда у нас такой фильм не снимут. Ведь там не было злодея комиссара.
А, кто снимать то будет? Бондарчук мл.? Сребреников? Или этот лысый?
Увы у нас могут снимать только мега мыльные сериалы….
Смотря кто еще будет снимать, и как снимать. А то ведь будет «КВ-победитель» Фильм будет «основано на реальных событиях» Сюжет: Начало или неудачная атака, длительность 30 минут. Немцы расстреливают десятки советских танков (КВ, Т-34, Т-70). Можно приглядеться, что некоторые Т-34 в 1941 году напоминают Т-34-85, но это все же лучше чем ИС-2/3. Советское командование сделать ничего не может, и только и знает как отправлять танки на убой, иногда в болота и речки (особо будет отмечено что тут была консультация с историками, и нам приведут массу примеров что так и было). Попутно гибнет советская пехота и артиллерия. Не выдержав немецкого натиска, советские войска начинают отступать — подают пример особисты, командование и комсомольцы. Завязка, длительность 10 минут. Остается 1 танк КВ, экипаж которого решает выполнять боевую задачу. Не исключено что экипаж несчастный: командир из бывших, стрелок — зек, водитель — сын кулака, о чем зрители узнают из разговоров экипажа. В этот момент появляется немецкая дивизия. Бой длительность 30-40-50 минут (в зависимости от бюджета). Танк КВ-1 на полной скорости врывается в ряды немецкой дивизии, и советская пушка получает +100 к меткости, +100 к пробитию, немецкие пушки в этот же момент -100 к пробитию и -100 к попаданию. На практике — все советские снаряды… Подробнее »
СЕЖ, сначала написал пост выше и только затем прочитал Ваш. Как бы Ваш стёб не стал пророчеством. Я не удивлюсь.
А где застрелившийся из Нагана в сортире «Шустрый Гейнц»?
прикольно
А где члены и кандидаты в члены ВКП(б)?
Так они и есть особисты.
ЕМНИП, не совсем. Среди и тех и тех всякие были.
Снимать то некому . Посмотрите этот обзор на 28 Панфиловцев всё поймёте
Просто копия поста с другого ресурса по поводу сего …..поделия.
«Сняли, отчитались , как распилили много ахриниллионов и забыли, хотя успели бросить дерьмеца в наше прошлое.
Спасибо Роману за обзор, фильм этот смотретья не стану, зачем себе нервы трепать.
А вот этот низкобюджетный ролик, от которого ком в горле, всем рекомендую посмотреть,он стоит тысячи подобных киновысеров!»
https://youtu.be/-NWcYVYVtbg
Фильма снята по мотивам повести В.Кондратьева «Искупить кровью»( публиковалась не то в 1990,не то в 1991).Соответственно-авторские ремарочки и направленность мысли с поправкой на перестроечно-постперестроечное веяние времени.Фильма снята довольно близко к тексту.
Говорят автор самовыпилился (от выпитого или совесть заела не знаю). Не знаю насколько правда, но если так, то Иуда ему в соседи
После «Панфиловцев» такую ахинею смотреть уже просто неохота. Хотя, смею заметить, что в жанре военного кинА и в других странах не все ладно: «Крейсер» 2016 г. вышел убогим, да и нонешний «Мидуэй» тоже далеко не крем-брюле.
Вообще не особенно понятно, что хотели показать авторы фильма. Повесть «Искупить кровью» это события начала 1942 года. Ржевско-Вяземская наступательная операция. При всех ошибках, просчетах и потерях она относительно успешна. На фоне поражений 1941 года, это победная операция. Но фильм это ни разу не отражает.
А к реально «кровавому Марсу» Ржевско-Сычёвских операций ни фильм, ни повесть отношения не имеют.
Откровенно говоря всю эту билеберду которая создается при поддержке фонда кино и министерства культуры со слабоумным Мединским во главе смотреть не хочу, дождусь обзора Бэдкамедиана или кинокоса которые раскатают их в пух и прах. Ну ребята какая власть такое и «патриотическое» кино.
++++++++++
Сегодня посмотрел 20 минут фильмы.Потом нас эвакуировали ввиду угрозы теракта.Фильма зашла. Пойду таперича в воскресенье.
Террористы пытались оградить незрелую психику зрителей от культурного шока. Подумайте может 20 минут достаточно.