«Легким движением руки брюки превращаются… в элегантные шорты».
Что ж, посмотрим, насколько удачными получились наши «шорты».
Если Вы вдруг читали мой предыдущий «эпос» на эту тему (https://alternathistory.ru/khoroshii-ba-dlya-krasnoi-armii-popytka-22), то там я писал о бессмысленности делать из «эмки» бронеавтомобиль и пытался сваять легкий БА на базе ГАЗ –ААА. Машинка получилась неплохая, ну, не считая того, что на базе существующих агрегатов её было не построить. Всякие там элементы трансмиссии и подвески не желали впихиваться в выбранные мной размеры. Да, не ожидал я от них такой подлости. Но давайте ещё раз вернёмся к теме легкого заднемоторного бронеавтомобиля и внимательнее присмотримся к сделанному на базе «эмки» БА-20, тем более, благодаря помощи коллеги blacktiger63, можно попытаться сделать вполне реалистичный (хотя бы с точки зрения элементов трансмиссии того времени) «папелац», назовём его БА-24.
Упрощенный разрез вида с боку снизу второго рисунка. «Потроха» по рекомендации коллеги blacktiger63 — движок соединен с коробкой, от которой кардан к разворотному редуктору с демультипликатором. Коричневыми полосами минимальные размеры нижнего кардана и треугольника передней подвески. Выше зелёная полупрозрачная заливка на фоне БА-20 для сравнения. Заодно сразу видно, что БА на базе ГАЗ-ААА (колеса обозначены красным штрихом) будет длиннее не только предыдущего «фэнтези- проекта» (оранжевый контур на виде сбоку), но и нынешнего БА-24. Так что, делать легкий БА на базе ГАЗ-ААА невыгодно – небольшое увеличение проходимости (да и будет ли оно) не компенсирует увеличение веса и сложности. На виде спереди ещё желтый контур башни БА-64. Да, БА-24 длинней БА-64 (ок. 30 см по корпусу, ок. 10 см общей), зато см на 8 ниже (по корпусу). По корпусу у 24-ки кое-где с боков наклон меньше, зато сам корпус проще и технологичнее (старался, однако). По проходимости всё понятно, но не забываем, что 24-ку можно выпускать гораздо раньше, чем 64-го, когда в СССР ШРУСы даже в проекте не были. Кроме того, считаю, что мой БА очень просто доработать до полноприводного (чуть переделать редуктор и пустить от него еще один кардан, на передний мост). По вооружению же преимущество за БА-24 – всё же КК с возможностью зенитной стрельбы. Хотел «поставить» на него 14,5 мм КПВ (на начало войны – убойная вещь, в борт вблизи опасен даже для средних немецких танков), но вот незадача, серийно выпускать его начали после войны.
В предыдущий раз было пожелание по улучшению визуализации и наличию «идеи». Ну, рисование как мог, подтянул, а насчёт «идеи»…
Один из ведущих инженеров Ижорского завода приехал в Главк раньше на пару часов для планового отчета по лёгким БА. Дела шли не сказать, чтобы плохо – переделка корпуса от ФАИ под шасси от «эмки» практически завершена, но и хвалиться особо не чем. Несмотря на все старания, новая машина получалась не намного лучше, многие из недостатков так и не удалось полностью устранить. От размышлений его отвлекли звуки голосов. Несколько человек (слушатель бронеакадемии, ещё двое военных и четверо гражданских), что-то увлеченно обсуждали. Кое-кого из них он явно встречал раньше. Вот этот, если память не подводит, Цыганов, а этот гражданский вроде бы даже из «артиллеристов». Судя по словам «корпус», «наклон брони», «рикошет», речь шла явно не о женщинах. «Может танкисты что-то интересное придумали» — заинтересовался и подошел поближе. И чуть не опоздал на назначенное время. Да и доклад получился несколько скомканным – в голове всё время кружились и нарисованный Цыгановым корпус с наклонной бронёй, и расположение двигателя в корме, и упомянутый одним из военных крупнокалиберный пулемёт, и ещё что-то смутное. Недовольное начальство собиралось сделать замечание, но ту как раз и сложилась «мозаика»! Трудности с задним расположением мотора вполне решаемы. Для начала просто повернём его наоборот. КПП лучше оставить в сборке с мотором, так меньше будет возни и переделок — кулису сделать будет проще. Кардан от коробки идет на разворотный редуктор, от него второй на ведущий мост. Раз уж перенесли назад «огненное сердце», заменим длиннющую заднюю рессору аналогом передней. Да, крепление придётся переделывать, возможно, и менять/добавлять листы в рессору, но труднореализуемым это не назовёшь. Стоит и раму укоротить. Корпус гранённый, максимально простой формы. Получаем небольшой бронеавтомобильчик, и поворотливость, и проходимость должны улучшиться – свесы короткие, большая часть веса на ведущий мосту. А мы ещё разворотный редуктор в одном картере с демультипликатором сделаем. Узкий клиновидный нос (заодно обеспечивающий отличный обзор водителю), пулестойкий и рикошетный. За счет меньшего размера и остальной корпус попробуем забронировать до полной защиты от ружейно-пулемётного огня (8-10 мм корпус, 12 мм башня и ВЛД с люком). Зато у нас пулемёт будет крупнокалиберный. По словам того военного им не только конницу и мотоциклистов-разведчиков разгонишь. Тут и с более тяжёлыми, пушечными бронеавтомобилями врага (если не повезёт встретиться) потягаться можно. Пока он пушку наведёт, наш «малыш» в нём дырок наделает (броня и у него против обычных пуль). В общем, схватил первую попавшую бумагу (хорошо свой старенький блокнот из кармана, а не важный документ) и как начал рисовать да объяснять. То ли начальство с той ноги встало, то ли набросок нового БА ему понравился, но вместо ожидаемого разноса получилось скорее строгое отеческое наставление. И главное – «Постарайтесь оправдать доверие партии и народа». Конечно, постараемся!
Пока ехал в поезде, набросал более подробный эскиз. Так что, с утра было что показать и рассказать. Все загорелись новой идеей (хотя БА-20, конечно, не забросили, но там и оставались в основном испытания) и вскоре новый проект был готов. Правда, директору первоначальный проект не понравился: «Ну и где Вы этот замечательный бронеавтомобиль выпускать собираетесь – от «эмки» только колёса и мотор остались?» Пришлось спуститься с небес на землю. Старались, чтобы «приземленный» вариант получился не хуже первоначального. Пусть не сразу, но во многом это удалось. Да, «малыш» подрос по высоте, но по корпусу всё равно был заметно короче и даже на 8см ниже БА-20. Так что делать опытный образец начальство не только разрешило, но даже и поторапливало. А тут и саму башню, на достаточно широком (1100 мм) погоне удалось сделать ниже. Работали и над вариантом башни с возможностью зенитной стрельбы (ограничились 60 гр.), но довели её не сразу (в какой-то мере из-за самого пулемета — ДК из-за своего большого диска не очень хорошо вписывался в башню) и сначала БА выпускались с обычной. Так что, с нетерпением ждали срочно доводимого Шпагиным варианта пулемёта под ленту (именно с ДШК получился наиболее удачный вариант башни). Испытания БА-24 прошел неплохо и был принят на вооружение. Конечно, требовались некоторые доработки, но, например, небольшой лючок, открываемый простейшим рычагом при поднятии ствола и улучшающий обзор при стрельбе по самолётам, посчитали достаточно удобным. Неплохо оценили и еще одно решение – вместо первоначально задуманной одной запаски по бортам поставили два свободно вращающихся колеса, но не под углом, а вертикально и в одной колее с основными колёсами. А из треугольного в сечении крепления для них получились достаточно удобные (в нижней части, конечно) карманы для инструмента. Запустили в производство и рацпредложение одного из слесарей – открывающийся целиком кормовой лист на защелках и моторная рама в виде салазок. Первоначально, на опытном образце, противопожарную перегородку сделали сразу за башней (зелёный штрих), но потом её загнули внутрь МО, чтобы было место для размещения радиостанции. Вместо одного плоского бензобака пришлось ставить два по 60 л, почти треугольного сечения. И хотя (за счет большей ширины корпуса в этом месте) баки были больше сбоку от мотора, чем над ним, один подтекавший бак сумел накапать на двигатель во время заводских испытаний. Возгорание было небольшим, да и машина стояла, прогревая двигатель, поэтому огонь быстро затушили просто телогрейкой. Но решили ввести дополнительную выгнутую в середине вверх противопожарную перегородку из 1,5 мм стали, благодаря которой бензин из пробитого бака стекал бы по стенке мимо мотора.
Военные в целом положительно оценивали БА-24. Неплохо он себя показал и во время боевого крещения на Халхин-Голе, в том числе при отражении налетов японской авиации на монгольскую конницу. А в Финскую войну стал популярен — не было ничего лучше при отражении нападений финских лыжников. Честно отработал БА-24 и во время Великой Отечественной.