«ГРОМЪ» Победы раздавайся! Танки Российской императорской армии в ПМВ.

14

Различные проекты бронированных машин разрабатывались конструкторами многих стран ещё задолго до ПМВ, но, как говорится, не было спроса. Из интересных проектов можно вспомнить «сухопутный монитор» итальянца Бальби (1854 год), поезд француза Буйена (1874), проекты Ле Вассера (1903), Бурштына (1911), Менделеева (1911).

С началом же Первой мировой и особенно с переходом её в позиционную фазу разработки бронемашин получили новый толчок.

Не оставалась в стороне и Российская империя. ГВТУ и самодеятельные конструкторы, представ­лявшие как заводы, так и личную инициативу, стали разрабатывать множество образцов, более или менее отвечавших требованиям времени.

Одна из ветвей развития бронеавтомобилей здесь:

https://alternathistory.ru/gremya-ognemsverkaya-stalyu-broneavtomobili-rossiiskoi-imperatorskoi-armii-v-pmv

и здесь: https://alternathistory.ru/antilopa-gnu-avtostroenie-tsarskoi-rossii-0

Довоенные трактора:

«ГРОМЪ» Победы раздавайся! Танки Российской императорской армии в ПМВ.

Помимо колёсной техники и бронепоездов в ГВТУ задумывались и о постановке бронекорпуса на гусеничный ход. Правда, с тракторной промышленностью в РИ было ещё хуже, чем с автомобильной. Нет, кое-что делалось, но как же мало!

http://stroy-technics.ru/article/iz-istorii-otechestvennogo-traktorostroeniya

http://agrolib.ru/rastenievodstvo/item/f00/s02/e0002070/index.shtml

В середине 1915-ого ГВТУ решило проработать вариант бронированной гусеничной машины на базе предприятия в Барвенкове, Харьковской губернии. Такой выбор диктовался тем, что там было основано небольшое предприятие для сборки тракторов, завезены комплектующие, но начало войны не позволило организовать полноценное производство. Кроме того, определённую роль сыграла и близость таких предприятий, как ХПЗ и Гельферих-Саде-Мельгозе, а также других машиностроительных и металлургических заводов.

Для общего руководства направили ученика Блинова – инженера Мамина, а для военно-инже­нерного сопровождения – подпоручика Сурина А.М. Подробнее о нём:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сурин,_Алексей_Михайлович

Т.к. двигатели для тракторов не были поставлены до начала войны, то Мамин с Суриным приспособили для новой боевой машины т.н. двигатель-«нефтянку» производства ХПЗ. Инженеры паровозостроительного специально для этого броневика создали (на основе отработанных конструкций) двигатель мощностью в 100 л.с. Это позволило «бронеходу» (так назвали получив­шийся агрегат, впоследствии, после английского «дебюта», его переименовали в танк) «носиться» на местности со скоростью до 8 км/ч.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Завод_имени_Малышева#Период развития 1897-1914 гг.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефтяной_двигатель

 

Ничего особо оригинального в конструкции не было. Клёпаный корпус из прямых листов брони толщиной ½ — ¾ дюйма. Округлые детали подбашенных коробок – литые.

Экипаж размещался следующим образом:

Впереди слева – основной механик-водитель, справа, в башне – пулемётчик. В задней части корпуса, зеркально, второй мехвод и пулемётчик. В башне слева – пулемётчик и за ним наводчик орудия; справа от пушки – командир, оснащённый перископом и системой директорного управления (как на БА «Бульдог»). За ним заряжающий.

Вооружение состояло из 76,2-мм полевой пушки обр. 1902 года, установленной на тумбовой установке, и 3-ёх пулемётов «Максим».

Интересной особенностью машины был установленный впереди бульдозерный отвал («скребок» по тогдашней терминологии). Он позволял эффективно уничтожать проволочные заграждения, засыпать рвы, прокладывать путепроводы и производить самоокапывание.

«ГРОМЪ» Победы раздавайся! Танки Российской императорской армии в ПМВ.

Кроме того, попытались поставить на гусеничный ход и корпуса тяжёлых броневиков «Кайман» производства «Гельферих-Саде-Мельгозе». Один был установлен на стандартном шасси, что позволило за счёт более лёгкой конструкции и высокооборотистого двигателя поднять скорость движения до 10-12 км/ч; а другой на оригинальной конструкции, которая позволила довести скорость до 15-18 км/ч.Эти танки были названы «Гроза» и «Градъ» соответственно. Однако чего-либо особенного они не показали и остались в единичных экземплярах. Определённую роль здесь сыграла более мощная пушка, стоявшая на «Громах».

Всего же машин, названных серией «Громъ» («Громъ», «Громоносец», «Громобой», «Громо­вержецъ») было построено 4, все вошли в состав 1-ого добровольческого ударного бронекорпуса «Слобожанецъ» и приняли участие в Брусиловском прорыве (таким образом первенство применения танков уходит к РИ. Всё-таки Россия становится «родиной слонов»:)).

После выработки запасов деталей производство остановилось, организовать закупки или собственное производство не удалось, а затем революция и… стало совсем не до производства танков. Танкостроение на Харьковщину вернулось позднее…

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account