Гонка за призраком скорости. Звездный час Марио де Бернарди и его гоночного самолета Macchi M.39
Марио де Бернарди был воплощением итальянского летчика: лихой, улыбчивый, уверенный и — самое главное — бесстрашно быстрый. Он родился в 1893 году в небольшом городке Веноза (Venosa). На военную службу в кавалерию де Бернарди поступил в возрасте восемнадцати лет. Вскоре после этого он перешел в авиацию итальянской армии и, получив назначение на аэродром под Вероной, летал в 91-й истребительной эскадрилье. Марио де Бернарди приписывают первую победу итальянских ВВС в Великой войне; и хотя к концу Первой Мировой в общей сложности он уничтожил четыре машины противника, личный счет де Бернарди составлял пять побед, в том числе одна неподтвержденная командованием. После войны де Бернарди получил назначение в гоночное подразделение итальянских воздушных сил. Следующие почти два десятилетия он был летчиком-испытателем, летчиком гоночных и акробатических самолетов, защищая на международных соревнованиях честь Италии.
Марио де Бернарди (третий справа) во время проходжения службы в 91-й эскадрилье
Марио де Бернарди во время прохождения службы в 91-й эскадрилье
Но есть еще один повод помнить о Марио де Бернарди — это его выдающийся полет на гидросамолете Macchi M.39, совершенный на шнейдеровских гонках 1926 года. Это был звездный час и лихого летчика, и Италии 1920-х годов.
Кубок Шнейдера
В 1926 году майор Марио де Бернарди был одним из немногих ведущих итальянских пилотов, назначенных участвовать в программе гоночных гидропланов. К середине 1920-х годов в гонках на кубок Шнейдера за победу отчаянно сражались представители разных европейских стран и США, соревнуясь и демонстрируя свои инженерные достижение и авиационное мастерство. Их целью были постройка и полет на самых быстрых в мире гидропланах. В 1926 году гонки проводились в Хэмптон-Роудсе (Hampton Roads), штат Вирджиния, так как в 1925 году американец Джимми Дулиттл выиграл соервнования, проходившие на пляже Лидо, Венеция. Для Италии после этого поражения возвращение кубка в Рим было вопросом чести.
В правилах гонок на кубок Шнейдера было сказано, что страна трижды победившая в гонках получает его навсегда. Италия уже была близка к победе, выиграв в 1920 и 1921 годах на отличных трассах у венецианского побережья Лидо. Однако третьей победы не получилось и виной тому был британской летчик Генри Баярд на Supermarine Sea Lion II. После этого два года подряд побеждали американцы. С третьей победой, вероятность которой принимала просто угрожающие размеры, кубок навсегда мог попасть в американские руки.
Прелюдия к гонке 1926 года
Италия изо всех сил готовилась в победе в хэмптон-роудской гонке 1926 года: на разработку быстрейшего итальянского самолета — затем полностью выкрашенного в красный цвет Macchi M.39 — не жалели средств. Самолет был разработан конструктором Марио Кастольди вокруг узкопрофильного 800-сильного двенадцатицилиндрового V-образного двигателя водяного охлаждения FIAT AS.2. Самолет воплотил в себе многочисленные технические достижения. Среди наиболее новаторских особенностей был больший размах левой констоли крыла: считалось, что это поможет быстрее совершать развороты влево. С целью компенсации крутящего момента 800-сильного двигателя поплавки имели разный вес. Мотор AS.2 был подвергнут доработкам, целью которых было получение наименьшего поперечного сечения и сведение к абсолютному минимуму профильного сопротивления. При взгляде спереди, самолет выглядел невероятно узким, но это добавляло самолету потенциал для получения преимущества в максимальной скорости.
схемы гоночного самолета М.39
Удивительной чистоты линии Macchi M.39 скрывали страшную реальность — самолет был спроектирован, построен и испытан в течение нескольких коротких месяцев и не прошел полного цикла испытаний на всех скоростях, не говоря уже о мксимальных. Компания Macchi построила три гоночных и два учебных самолета; последние оснащались двигателями уменьшенной до 600 л.с. мощности. Три построенные машины были отправлены на озеро Варезе для проведения предгоночных испытаний. Для полетов на этих самолетах итальянские ВВС сформировали гоночную команду, в которую вошли Витторио Кентурионе, марио де Бернарди, Адриано Бакула и Артуро Феррарини. Воспользовавшись международными цветами автоспорта, итальянца окрасили свои самолеты в "Italian Rosso Corsa", что можно перевести как "гоночный красный".
Артуро Феррарини в кабине одного из недавно изготовленных гоночных самолетов Macchi M.39; озеро Варезе, август 1926 года
Во время короткого периода испытаний за месяц до гонок произошла авиакатастрофа. Капитан команды Витторио Кентурионе погиб, когда его тренеровочный M.39 врезался в поверхность озера Варезе.
один из тренеровочных самолетов M.39 на озере Варезе, сентябрь 1926 года
Однако несмотря на крайне ограниченное время испытаний и несколько известных проблем с двигателем и самолетом, итальянцы перд загрузкой самолетов на корабль и отправкой нагонки в Хэмптон-роудс в плотном графике провели еще несколько испытаний. Гонки, первоначально запланированные на более ранний срок, были перенесены на ноябрь, чтобы позволить выступить и итальянской команде.
невероятно узкий и тонкий профиль гоночного самолета М.39 хорошо заметен на этом виде спереди; "Flight" 18 ноября 1926 года
Хотя это может прозвучать невероятным, но итальянцы должны были прибыть со своим оборудованием. Однако оно было настолько неотработанным, что, фактически, каждая команда в полете должна была проявить большую предусмотрительность. Таким образом, чтобы доказать новые технологии, конструкцию нового самолета и продвинуть свои интересы во время гонки нужно было идти на чрезвычайные риски. Тем не менее, в то время Италия не была одинока в этом — вероятно она продвинулась дальше всех в область неизведанного. Если бы американцы выиграли гонку третий раз, то кубок Шнейдера был бы навсегда для них потерян — это для итальянцев было немыслимо.
Если бы американцы выиграли гонку третий раз, то кубок Шнейдера был бы навсегда оказался в США — это для итальянцев было немыслимо. Однако и у американцев и их гонке за максимальной скоростью были свои проблемы. Стряслась беда и не один раз, а дважды, и хотя в одном случае лейтенант Фрэнк Херси Конант (Lieut. Frank Hersey Conant) погиб во время перелета на самолете поддержки из Вашингтона в Норфолк, а не в полете на гоночном самолете.
фотография погибшего Фрэнка Херси Конанта
Гонки 1926 года в Хэмптон-Роудсе
12 и 13 ноября 1926 года в Хэмптон-Роудсе, Вирджиния, состоялись гонки на кубок Шнейдера. На трех гоночных самолетах компании Macchi выступили следующие пилоты: лейтенант Адриано Бакула (на MM.74), капитан Артуро Феррарини (на MM.75) и майор Марио де Бернарди (на MM.76). Соперниками итальянцев были американские гоночные самолеты Curtiss R3C-2, Curtiss-Packard R3C-3 и Curtiss R3C-4. Эти машины были улучшены и переоснащены двигателями победившей модели 1925 года. Английская гоночная команда не смогла к сроку завершить свои гидропланы новых конструкций и, следовательно, не принимала участия в гонках.
гоночный самолет Curtiss R3C-3 в Хэмптон-Роудсе, Вирджиния
гоночный самолет Curtiss R3C-4 в Хэмптон-Роудсе, Вирджиния
Как и в предыдущих шнейдеровских гонках на этих состязаниях борьба не шла лицом к лицу, а скорее была гонкой на время; самолеты были выпущены с интервалом в пять минут, так что они могли летать по отмеченному пилонами маршруту без вмешательства в истинное испытание на скорость. В Хэмптон-Роудсе гоночная трасса общей протяженностью 350 км состояла из семи кругов длиной 50 км; на каждом круге, который должен был быть завершен полностью, засекалось время прохождения и после завершения гонки — последовательного прохождения всех семи кругов — оно усреднялось.
8 ноября 1926 года за четыре дня до гонок во время пробных полетов американцы еще выше установили планку перед итальянской командой, пролетев со скоростью 256 миль/ч (412 км/ч). Это был зловеший новый мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте. В итальянской команде никто не знал, что рекорд был улучшен — эта информация не достигла озера Варезе.
12 ноября в первый день гонок произошла крупная авария, когда американский пилот лейтенант Томлинсон (Lieut. Tomlinson) спикировал в залив на своем Curtiss-Packard R3C-3 (его самолет был резервной машиной команды США). Два других американских пилота — лейтенант Каддихай (Lieut. Cuddihy) на биплане Curtiss R3C-4 с 700-сильным двигателем Curtiss V-1550 и лейтенант КМП К.Ф. Шилт (Lieut. C. F. Schilt) на Curtiss R3C-2 м 600-сильным Curtiss V-1400 закончили гонку успешно.
13 ноября гонка завершилась с высокими скоростями обеих команд, собравших все силы и делавших для победы все возможное. Лейтенант Бакула прошел все семь кругов, но средняя скорость была всего лишь 218 миль/ч (351 км/ч). Летевший на другом самолете лейтенант Томлинсон не смог заставить двигатель работать в полную мощность и в итоге завершил полет с чрезвычайно низкой средней скоростью 137 миль/ч (220 км/ч). Второй американец — лейтенант Каддихай — показал отличное время и в конце шестого круга его средняя скорость составляла 239 миль/ч (385 км/ч), но до завершения последнего круга он все же был вынужден сойти с трассы из-за неисправности двигателя. Член итальянской команды капитан Ферранини не смог пройти трассу до конца: во время четвертого круга на его машине лопнул трубопровод, вынудив совершить безопасную, к счастью, посадку поврежденной машины. Его среднее время за три круга составило 238 миль/ч (383 км/ч), что было недалеко от лучшего американского результата. Тем не менее, лейтенант КМП Шилт, совершив экстраординарный круг, прошел трассу полностью, увеличив скорость до 231 миль/ч (372 км/ч).
Марио де Бернарди, 1926 год
Как уже было сказано Марио де Бернарди принял участие в гонке на M.39 с номером военой регистации MM.76. Без какого-либо беспокойства за двигатель или за покинувший воду и поднявшийся в небо самолет Марио де Бернарди, надеясь, что двигатель выдержит всю гонку, просто нажал до упора на ручку газа. Он вел самолет плавно и безупречно всю трассу, завершив все семь кругов идеальной посадкой и выруливанием обратно к рампе. где M.39 был вытащен из воды, в то время как де Бернарди наклонился чтобы выбираться из кабины. Судьи гонок показали, что его средняя скорость составила 246 миль/с (396 км/ч). Это было меньше, чем рекорд, установленный американцами 8 ноября, но это было победное время самой гонки. Полученное ранее рекордное время не было засчитано за победу в гонке, поскольку было получено не во время соревнований. В тот же вечер трофей был вручен итальянской команде во время завершающего соревнования официального торжественного обеда.
майор де Бернарди в кабине M.39
Однако майор де Бернарди не собирался домой — без рекорда скорости его победа не была полной. Де Бернарди знал, что американские самолеты показали лучшие результаты, и, осознавая, что гордость Италии все еще находится под угрозой, был настроен исключительно на полную и абсолютную победу, которая продемонстрировала бы авиационнные возможности Италии.
Macchi М.39 победителя шнейдеровских гонок 1926 года Марио де Бернарди
Таким образом спустя четыре дня, когда погодные условия были хорошими и после как можно лучшей настройки механиками двигателя FIAT AS.2, до Бернарди поднял в небо M.39 для прохождения трассы и получения наивысшей скорости. Вновь оттянув дроссель до упора он выполнил полный круг и установил новый мировой рекрд скорости в 258 миль/ч (415 км/ч) — на 2 миль/ч больше, чем у лучшего американского достижения. Однако этого было достаточно и итальянская команда вернулась на родину с трофеем и мировым рекордом скорости. Что касается майора Марио де Бернарди, то он вернулся домой национальным героем.
итальянская гоночная команда на фоне Macchi M.39. Слева-направо: Гуаццетти, Феррарин, Факкини, Кастольди, Гуаскони и де Бернадри. Венеция, 1927 год
После гонки
В последующие годы после завершения продолжительной гоночной и пилотажной карьеры Марио де Бернарди был летчиком-испытателем компании Caproni. Его главным достижением в этой роли было проведение начальных испытаний первого итальянского реактивного самолета Caproni N.1. В годы после второй Мировой Войны де Бернарди регулярно участвовал в гонках и международных авиационнных выступлениях.
летчик де Бернарди и его пассажир инженер Педаке сфотографированы непосредственно после приземления в Гуидонии прибывшего из Милана реактивного самолета Caproni N.1
реактивный самолет Caproni N.1 в полете над городом
К сожалению 8 апреля 1959 года Марио де Бернарди не стало. В этот день де Бернарди на собственном легком самолете поднялся в небо над Римом для выполнения фигур высшего пилотажа. Во время полета он перенес перенес обширный инфаркт. Несмотря на боль и ухудшающееся состояние де Бернарди смог благополучно приземлиться и умер вскоре после покидания кабины самолета. Это был печальный и одновременно славный уход одного из величайших итальянских летчиков, умершего также как и жившего — делая то, что любил больше всего на свете и выполняя полет на глазах множества людей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ ПО АЭРОНАВТИКЕ
АВИАЦИОННЫЙ ЦИРКУЛЯР №32
ГИДРОПЛАН MACCHI M.39
Одноместный гоночный самолет с 800-сильным двигателем Fiat "A-S.2"*
Этот гидросамолет был спроектирован инженером Кастольди для участия гонках на кубок Шнейдера 1926 года, состоявшихся в Норфолке, штат Винджиния, и был построен в Варезе на заводе компании Макки. Он ничего не унаследовал от M.33, который принимал участние в гонках 1925 года в Бэй-Шор-Парке (Bay Shore Park), Балтимор, штат Мэриленд. Центральный корпус хотя и обеспечивал большую устойчивость на воде, всегда оставался большим препятствием для проникновения (penetration) и был заменен на два поплавка, закрепленными так, чтобы образовывать жесткую опору. Двигатель был установлен в фюзеляже, который имел гармоничное обтекание с ликвидацией всех угловатостей. Монопланное крыло находится под фюзеляжем и жестко закреплено стальными тросами. Горизонтальное оперение состоит из большого стабилизатора и руля высоты в виде двух несбалансированных частей. Вертикальное оперение состоит из двух килей — одного выше, а другого ниже фюзеляжа — и несбалансированного руля направления. Эти части не имеют внешних креплений. Другое значительное нововведение заключается в установке под крылом двух радиатором, ликвидировавших сопротивление, которое оказывают сотовые радиаторы или радиаторы пластинчатого типа конструкции Ламблена. Масляный радиатор встроен в нижнюю часть фюзеляжа в хорошо расположенном месте для охлаждения.
Характеристики гидроплана победителя гонок на кубок Шнейдера представлены ниже:
Размах крыла | 9,26 м | (30,38 фт) |
Длина | 6,743 м | (22,12 фт) |
Высота | 3,06 м | (10.04 фт) |
Площадь крыла | 14,5 м² | (156,08 фт²) |
Вес без силовой установки | 888 кг | (1958 фнт) |
Вес силовой установки | 412 кг | (908 фнт) |
Вес пустого | 1300 кг | (2866 фнт) |
Полезная нагрузка | 315 кг | (694 фнт) |
Полная нагрузка | 1615 кг | (3560 фнт) |
Удельная нагрузка на крыло | 112 кг/м² | (22,94 фнт/фт²) |
Удельная нагрузка на мощность | 1,8 кг/л.с. | (3.91 фнт/л.с.) |
Этот гидросамолет достиг средней скорости прохождения всей гоночной трассы 396,112 км/ч (246,13 миль/ч). В прямолинейном полете он может достичь максимальную скорость около 420 км/ч (260,98 миль/ч).
Победивший гидроплан (рис.1, 2 и 3) был оборудован двенадцатицилиндровым безредукторным V-типа (60°) двигателем водяного охлаждения Fiat "A-S.2", имевшим следующие характеристики:
Мощность при 2500 об/мин | 882 л.с. |
|
Длина двигателя | 1,534 м | (5,20 фт) |
Ширина двигателя | 0,720 м | (2,36 фт) |
Высота двигателя | 0,948 м | (3,11 фт) |
Диаметр цилиндра | 140 мм | (5,51 дйм) |
Ход цилиндра | 170 мм | (6,69 дйм) |
Коэффициент сжатия | 6 |
|
Рабочий объём цилиндра | 2,517 л | (159,698 дйм³) |
Всего для 12 цилиндров | 31.4 л | (1916.38 дйм³) |
Два высоковольтных магнето Marelli |
|
|
Металлический пропеллер Reed |
|
|
Вес двигателя, включая воду в рубашках цилиндров, трубы, остаточное масло, пусковое устройство и топливного насос, составлялвсего 467 граммов (1,03 фнт) на лошадиную силу, что значительно меньше минимальные значиения, догтигнутые другими конструкторами.
Три двойных карбюратора — по одному на каждые четыре цилиндра — были специально разработаны таким образом, чтобы обеспечить постоянное функционирование в любом положении гидроплана.
* — переведено с "L'Ala d'Italia", ноябрь, 1926 г, стр. 476.
Перевод Дуайта М. Майнера (Dwight M. Miner), Национальный консультативный комитет по аэронавтике
Рис. 1 Гидроплан Macchi M.39
Рис. 2-3 Гидроплан Macchi M.39 победитель шнейдеровских гонок 1926 года в Норфолке, штат Вирджиния
источники: