Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Замечательная и уникальная конструкция — плавучий аэродром, была построена в 1945 в бухте Ламлаш острова Арран, Западная Шотландия. Придумал и реализовал ее на средства Royal Navy изобретатель R.M.Hamilton, помог ему его друг, обеспечивавший поддержку математикой, преподаватель Итонского колледжа J.S.Herbert. Мистер R.M.Hamilton уже был известен в это время по своей конструкции с прозвищем "swiss roll", которая представляла из себя легкий мост (пирс, трап и всякое такое прочее), использующий эффект поверхностного натяжения и который ограниченно применялся при высадке в Нормандии.
Плавучий аэродром получил кодовое имя Lily, якобы из за внешнего сходства элементов конструкции с полем цветущих лилий на пруду. Он был собран из 1100 шестиугольных при взгляде сверху стальных модулей диаметром 1,8м и высотой 0,9м, размеры всего поля были немного больше размеров палубы конвойного авианосца — 165 на 23 метра. Для стабилизации платформы по ее краям были установлены камеры глубиной 3,7м. "Гексы" соединялись между собой по сторонам, причем не жестко, так что вся конструкция изгибалась и ходила под воздействием волн и ветра и прогибалась под весом самолета. Зато она была легкой, ее было несложно соориентировать в зависимости от направления ветра/волн и ее за час собирала команда в сорок человек; ну и конечно конструкция была при этом достаточно жесткой ,чтобы самолет весом в 4100кг (9000ft) мог взлетать и садится несмотря на неровности "палубы" и прочие попутные экзотические моменты. При увеличении размеров отдельных "гексов" такая конструкция могла выдерживать и более тяжелые самолеты.
1.
На плавучем аэродроме англичане испытывали легкий самолетик Auster и ветерана Swordfish, который в это время активно использовался на противолодочных авианосцах и MAC-шипах. "Суордфиш" причем взлетал с RATO — реактивными ускорителями. По рассказам пилота "Суордфиша" лейтенанта Ray Jeffs посадка на Lily была делом к которому надо привыкнуть. "Палуба" находилась всего лишь в 40см от воды, уже при слабом ветре она начинала гулять, при приземлении задорно гремели банки-гексы, а колеса проваливались на 30см относительно полотна. Однако все эти особенности видимо не делали взлет-посадку явлением совершенно рисковым и опасным, во всяком случае об авариях на Lily информации нет.
Когда были прекращены опыты с плавучим аэродромом, сколько было совершено взлетов и посадок на него и какие выводы сделали при его эксплуатации мне к сожалению неизвестно.
2.
источник: http://p-d-m.livejournal.com/263322.html