GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

14

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Содержание:

В начале 50-ых, одной из двух основных задач воздушных сил США (USAF) была защита американской территории от воздушно-атомного нападения. Средств на самые современные радары, перехватчики и системы управления ими Америка не жалела.

Но современным перехватчикам требовалось современное же вооружение. Непрерывно растущие скорости реактивных самолетов быстро сделали неэффективным традиционное пушечно-пулеметное вооружение: при атаке на встречном или пересекающемся курсе, самолеты сближались так быстро, что пушки успевали сделать лишь несколько выстрелов. Заходить же с кормы и нагонять бомбардировщик, медленно сближаясь на дистанцию стрельбы было долго, да и рискованно – наводимая радаром хвостовая огневая точка тяжелого бомбардировщика представляла смертельную опасность для перехватчика.

Выпускаемые залпом неуправляемые ракеты вроде FFAR отчасти решали проблему лобовых атак, но тоже имели много недостатков. Их прицельная дальность и кучность была невелика, и чтобы гарантировать попадание в неприятельский бомбардировщик с мало-мальски безопасной дистанции, перехватчик должен был запускать НУР в огромных количествах. Так, всепогодный перехватчик F-89D “Scorpion” был вооружен 104 (!) ракетными снарядами в двух огромных контейнерах.

Уже к концу 40-ых стало очевидно, что полностью решить проблему вооружения перехватчиков могут только управляемые авиационные ракеты.

От прямого предшественника, воздушных сил армии США (USAAF), USAF унаследовали несколько программ управляемых ракет “воздух-воздух”, начатых еще в годы Второй Мировой Войны, или сразу же после. До “металла” добрались, впрочем, только две: MX-798 от “Hughes Aircraft Co.” и MX-799 от “Ryan Aeronautical Company”.

Долгое время “фаворитом” выглядела ракета AAM-A-1 “Firebird”, разработанная “Ryan Aeronautical Company” в рамках проекта MX-799. Эта дозвуковая ракета с жидкостным ракетным двигателем и комбинированным наведением (ручное радиокомандное на маршевом участке + радиолокационное вблизи цели) выглядела наименее рискованным решением. Но стремительный прогресс реактивной авиации сделал “Firebird” очевидно бесперспективной, и несмотря на успешные испытания, проект был закрыт в 1949 году.

И MX-798 осталась единственным кандидатом.

История ракет “Фалькон” началась с исследовательского проекта под индексом MX-798, над которым фирма “Hughes Aircraft Co.” работала с 1946 года. Целью исследования было оценить перспективы “оборонительных” управляемых ракет — запускаемых с тяжелого бомбардировщика для защиты от неприятельских истребителей:

Исходный проект запуска MX-904 с кормы бомбардировщикаИсходный проект запуска MX-904 с кормы бомбардировщика

Исходный проект запуска MX-904 с кормы бомбардировщика

Предполагалось, что ракеты будут храниться внутри фюзеляжа бомбардировщика, и запускаться через длинную трубу в хвосте (что предопределяло небольшие габариты и малый диаметр боеприпаса) навстречу преследующему истребителю. Наводить ракеты предполагалось на отраженный от цели сигнал хвостового радара бомбардировщика.

В марте 1947 года, в ходе большой “чистки” морально устаревших ракетных проектов, исследовательскую программу MX-798 перезапустили под индексом MX-904, уже как программу разработки вооружения. В июле того же года, правда, ее опять понизили до исследовательской, но уже в марте 1948 вновь восстановили в прежнем статусе.

После отмены “Firebird” в 1949 году, MX-904 от “Хьюз” осталась единственной управляемой ракетой “воздух-воздух”, достаточно близкой к реализации. В начале 1949, ее перевели в разряд “универсальной” (т.е. запускаемой как с бомбардировщиков, так и истребителей), а затем отказались от идеи пуска с бомбардировщиков вообще. Теперь ракета, обозначенная как “Falcon” (англ. “Сокол”) рассматривалась как основное вооружение перспективных перехватчиков.

Проект запуска "Фалькона" из пусковой трубы перехватчика

Проект запуска «Фалькона» из пусковой трубы перехватчика

Первоначально, фирма “Хьюз” продолжала работу над запуском ракеты из пусковой трубы в корпусе перехватчика. Такое решение позволяло обойтись без нарушения обтекаемости самолета внешней подвеской. Но тут вмешались ограничения доступной технологии: ракета, стартующая из трубы, должна была “захватить” цель уже в полете, и для головок самонаведения 50-ых это было затруднительно. В итоге, от пуска из трубы отказались, что позволило увеличить размах оперения и улучшить аэродинамику ракеты.

Первые прототипы ракет “Falcon” поступили на испытания в 1951 году. Бросковые пуски – без боеголовок и системы наведения – осуществлялись с переоборудованных двухмоторных бомбардировщиков B-25 (наследие “бомбардировочного” происхождения ракеты). Начиная с середины 1952 года, “Хьюз” постепенно перешла к запускам ракет, оснащенных системой полуактивного радарного наведения, но еще не имевших боеголовки. И в июне 1952 “Falcon” впервые добился успеха – запущенный прототип прямым попаданием поразил беспилотную мишень QB-17.

Сбитый дрон-мишень QB-17, переделанный из списанного бомбардировщика

Сбитый дрон-мишень QB-17, переделанный из списанного бомбардировщика

К маю 1953 года, на испытаниях было запущено уже десять прототипов, из них семь добились прямых попаданий. 27 января 1955 года, полностью комплектный прототип ракеты (имевший боевую часть и взрыватель) был запущен с перехватчика F-89D и успешно поразил беспилотную мишень QB-17. По результатам этого теста, USAF заказала первую серию ракет, и перехватчиков, адаптированных для их использования. Из-за инженерных проблем с пусковыми установками, впрочем, принятие “Falcon” на вооружение состоялось лишь весной 1956 — с опозданием почти на два года.

В системе обозначения вооружений USAF, ракета “Falcon” получил индекс GAR, что означало “Guided Aircraft Rocket” (англ. “Управляемая Авиационная Ракета”). Некоторое время, впрочем, она провела как XF-98, потому что USAF в 1951-1955 считало управляемые ракеты “беспилотными истребителями”.

КОНСТРУКЦИЯ

Управляемая ракета GAR “Falcon” была весьма компактным для своего времени оружием. Ее фюзеляж имел цилиндрическую форму, с закругленной носовой частью и Х-образно расположенными треугольными крыльями в корме. Длина ракеты, в зависимости от модели, составляла от 1,98 метров (77,8 дюймов) и до 2,2 метров (86,5 дюймов), диаметр корпуса составлял 162 см (6,4 дюйма). Размах крыльев составлял порядка 51 см (20,5 дюймов).

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Соответственно габаритам, небольшим был и вес ракеты. Базовые модели “Фалькона” весили от 56 кг (124 фунта) и до 70 кг (152 фунта). В целом, “Фалькон” был компактным оружием, предназначенным для размещения во внутренних отсеках вооружения скоростных перехватчиков – чтобы возможно меньше нарушать их аэродинамику.

В передней части ракеты под обтекателем располагалась головка самонаведения. У моделей с радиолокационным наведением, обтекатель был изготовлен из пластика и имел более вытянутую форму. Под ним располагалась на карданном подвесе параболическая антенна, принимавшая отраженное от цели “эхо” радара самолета-носителя.

РЛ и ИК версии ракеты рядом

РЛ и ИК версии ракеты рядом

У моделей с инфракрасным наведением, обтекатель делался из кварцевого стекла. Он имел более закругленную, куполообразную форму. Вместо радарной антенны, под обтекателем размещался небольшой инфракрасный телескоп с теплочувствительным сенсором на основе арсенида галлия.

Сопровождение цели и у РЛ-моделей и у ИК-моделей осуществлялось методом конического сканирования. Сенсор “Фалькона” (радарная антенна или инфракрасный телескоп соответственно) непрерывно вращался, поддерживая направление на цель. Если цель находилась точно на оси вращения, сигнал от нее был равномерным и постоянным при любом положении сенсора. Если же цель смещалась относительно оси вращения, то сигнал становился максимальным, когда сенсор смотрел прямо на цель – и минимальным в противоположном положении.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Сервоприводы карданного подвеса непрерывно приводили головку самонаведения к цели. В свою очередь, сама ракета получала представление о том, где находится цель, по углу отклонения ГСН от продольной оси ракеты. Наведение “Фалькона” осуществлялось как простым преследованием (когда ракета старалась держать цель прямо впереди), так и сближением при постоянном угле визирования цели (когда ракета старалась держать цель так, чтобы угол сканирования цели головкой самонаведения оставался постоянным). Если угол сканирования цели менялся, то на автопилот ракеты поступал сигнал, и автопилот вырабатывал команды для аэродинамических рулей.

Позади головки самонаведения размещался блок управления, включавший электронные логические схемы и автопилот. Полноценного гироскопического автопилота, ракета, впрочем, не имела: стабилизация ее в полете осуществлялась датчиками угловой скорости. Блок управления был соединен информационным кабелем с СУО самолета-носителя, что позволяло автоматике самолета программировать автопилот ракеты: например, заранее наводить головку самонаведения на цель по данным сенсоров самолета.

Некоторые модели ракеты имели корпусную антенну для передачи телеметрии на борт носителя. Таким образом СУО самолета могла оценить результативность атаки, и вовремя принять решение о необходимости нового захода.

Оперение ракеты было выполнено по схеме “утка”. В носовой части располагались небольшие неподвижные стабилизаторы, задачей которых было стабилизировать нос “Фалькона” в воздушном потоке. В кормовой части ракеты Х-образно были установлены треугольные крылья, на задней кромке которых располагались рули управления. Горизонтальные рули служили для управления и гашения колебаний по тангажу и стабилизации по крену. Вертикальные рули управляли только по рысканью.

Рули ракеты приводились в движение гидравлическими сервопозиционерами, синхронно разворачивающими их в требуемом направлении. Интересно, что степень отклонения рулей не была постоянной, и устанавливалась перед запуском в зависимости от расчетной плотности воздуха на высоте полета цели. Чем меньше была плотность атмосферы, тем сильнее отклонялись рули при выполнении одного и того же маневра.

Давление в гидравлической системе поддерживалось насосом, питаемым от баллона со сжатым гелием. Газ высокого давления подавался через понижающий редуктор, поддерживающий постоянное давление на насосе. Питание электроники ракеты осуществлялось от аккумуляторных батарей в центральной части ее фюзеляжа.

В движение “Фалькон” приводился компактным твердотопливным ракетным двигателем, производимым компанией “Thiokol Chemicals”. На первых моделях ракеты, двигатель был однорежимным, т.е. поддерживал примерно постоянную тягу на протяжении всего полета. Время его горения не превышало 1.4 секунды. На более поздних моделях, использовался двухрежимный двигатель, выдававший значительную тягу на старте, и затем понижавший ее во время полета. За счет этого время горения двигателя удалось растянуть до 5 секунд. Скорость полета “Фалькона” достигала 2,5-3 МаХа в зависимости от модели, дальность управляемого полета – от 8,5 и до 12 км.

Осколочно-фугасная боевая часть ракеты была в буквальном смысле втиснута между блоком управления и двигателем. Ее вес составлял всего около 3,8 кг (8,4 фунта) из которых менее трети кг приходились на взрывчатку HBX-1. Боевая часть приводилась в действие контактным электрическим взрывателем, срабатывавшим от сенсорных пластин, размещенных на передней кромке стабилизаторов ракеты. От нажатия на сенсорные пластины – при контакте с целью – взрыватель срабатывал немедленно.

Необычно для УРВВ, “Фалькон” не имел неконтактного взрывателя. В первую очередь, это было связано с очень маленькой боевой частью (которую для установки радиовзрывателя пришлось бы еще уменьшить), которая так и так представляла опасность только при прямом попадании. Во-вторую очередь, ВВС США в 50-ых не слишком доверяли неконтактным взрывателям, считая их подверженными радиопомехам.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

В любом случае, против основных целей “Фалькона” – тяжелых, маломаневренных бомбардировщиков – вероятность прямого попадания была достаточно высока. Согласно результатам учений, вероятность поражения цели при атаке с кормы достигала 0,78 для трехракетного залпа ранних моделей “Фалькона”. Более поздние модели имели вероятность поражения порядка 0,89 для двухракетного залпа.

МОДИФИКАЦИИ

Ракеты серии “Фалькон” выпускались в значительном количестве различных моделей, как с полуактивными радиолокационными (РЛ) так и с инфракрасными (ИК) головками самонаведения. Первоначально, ракеты обозначались как GAR (англ. Guided Aircraft Rocket — Управляемая Авиационная Ракета) с алфанумерическим кодом, где цифра обозначала модель, а буква – модификацию.

С 1963 года, все ракеты получили новое обозначение в рамках принятой универсальной системы для трех родов войск. В новой системе, УРВВ обозначались как AIM (англ. Aerial Intercept Missile – Ракета Воздушного Перехвата). Далее следовал номер в линейке проектов ракет “воздух-воздух”, и буквенное обозначение конкретной модели.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

GAR-1 (AIM-4) – базовая модель ракеты, с полуактивным радарным самонаведением. Предназначалась для перехватчиков F-89J. Поступила на вооружение в 1956 году.

XGAR-1B – версия GAR-1 с инфракрасным самонаведением. Успешно прошла испытания, но на вооружение не поступила ввиду появления более совершенных моделей.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

GAR-1D (AIM-4A) – улучшенная версия с радарным самонаведением, с удлиненным фюзеляжем и смещенными вперед крыльями. Рулевые плоскости остались на прежнем месте, и соединялись с крыльями посредством рычагов. Предназначалась для перехватчиков F-102. Поступила на вооружение в 1956 году, но из-за неприемлемо низкой надежности (на испытаниях из строя вышли более 50%) была временно снята с производства и отправлена на доработку. После дополнительных испытаний в 1957 году, повторно принята на вооружение в 1958.

GAR-2 (AIM-4B) – версия GAR-1D с инфракрасным самонаведением. Предназначалась для перехватчиков F-102. Первоначально испытывала значительные проблемы с посторонней засветкой (от облаков, солнца, отражения от поверхности) ИК-сенсора, работавшего в диапазоне 2-3 микрон. Проблема была частично решена внедрением фильтров.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

GAR-2A (AIM-4С) – версия GAR-2, доработанная для ношения на внешней подвеске. Предназначалась для перехватчиков F-89J, не имевших внутренних отсеков вооружения. Из-за слабой приспособленности к вибрациям и перепадам температуры, отличалась низкой надежностью. На вооружении с 1957 по 1959 год.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

GAR-2B (AIM-4D) – модификация GAR-2 с новым ИК-сенсором, работавшим в диапазоне 3-6 микронов и охлаждаемым жидким азотом перед запуском. Значительно менее страдала от сторонней засветки. Предназначалась для ношения как на внутренней, так и на внешней подвеске, для чего оснащалась сбрасываемым защитным колпаком на обтекателе ГСН. Единственная версия ракеты, которая могла применяться без автоматической СУО, с истребителей-бомбардировщиков F-4, и поэтому обозначалась как “Тактический Фалькон” (англ. Tactical Falcon).

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

GAR-3 (AIM-4E) – первая из “Супер Фальконов”, значительно усовершенствованных ракет второго поколения, создававшихся под 2-маховый перехватчик F-106. Версия с РЛ-самонаведением. Имела большие размеры, увеличенную площадь крыла и улучшенную аэродинамику для более удобного запуска на сверхзвуковых скоростях. Новый двухрежимный двигатель (boost/sustain) обеспечивал большую эффективную дальность применения. Вес боевой части удвоили (до 6 кг), но подрыв по-прежнему оставался только контактным. Поступила на вооружение перехватчиков F-106 в 1959 году, но применялась лишь ограниченно.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

GAR-3A (AIM-4F) – доработанная GAR-3 с новым двухрежимным двигателем Thiokol M46 и модифицированной головкой РЛ-самонаведения. Поступила на вооружение перехватчиков F-106 в 1960 году, сменив предшественницу и оставалась на вооружении до 1988 года.

GAR-4 (AIM-4G) – версия GAR-3 с ИК-самонаведением. Поступила на вооружение перехватчиков F-106 в 1959 году, но производилась лишь в небольших количествах и применялась ограниченно.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

GAR-4A (AIM-4G) – доработанная GAR-4 с новым двухрежимным двигателем Thiokol M46 и модифицированной головкой ИК-самонаведения. Использовала предварительное усиление сигнала от инфракрасного сенсора, что позволяло лучше фильтровать сигнал цели, и (по мнению пилотов) придавало ракете определенные возможности всеракурсного применения. Поступила на вооружение перехватчиков F-106 в 1960 году, сменив предшественницу и оставалась на вооружении до 1988 года.

XAIM-4H (GAR-классификацию к этому времени отменили) – разработанная в 1969 году модификация AIM-4D, предназначенная для исправления недостатков ракеты с учетом вьетнамского опыта. Оснащалась неконтактным оптическим активным взрывателем в носовой части, срабатывавшим, когда цель пересекала излучаемые ракетой лазерные лучи и фотоэлемент взрывателя засекал отраженное от цели излучение лазера. Успешно прошла испытания в 1970 году, но на вооружение не поступила.

XGAR-5 – ранний проект увеличенной версии “Фалькона” с РЛ-самонаведением, способной нести ядерную боеголовку. Не реализован.

XGAR-6 — ранний проект увеличенной версии “Фалькона” с ИК-самонаведением, способной нести ядерную боеголовку. Не реализован.

GAR-X – проект дальнобойной (25 км) версии ракеты с комбинированным РЛ/ИК самонаведением, для “суперперехватчика” F-108. Не реализован.

GAR-9 (AIM-47) — развитие проекта GAR-X, сверхдальнобойная скоростная ракета, способная пролететь более 185 км (100 морских миль) на скорости около 6 МаХа. Должна была оснащаться ядерной боевой частью W-42 — в дальнейшем, впрочем, от нее отказались – и двойным самонаведением, полуактивным радиолокационным на маршевом участке, и автономным инфракрасным вблизи цели.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Предназначалась для “суперперехватчика” F-108, а также рассматривалась как оборонительное оружие для сверхзвукового бомбардировщика B-70. Ввиду отмены обеих потенциальных носителей, программа была пересмотрена в 1959 году.

AIM-47A – дальнейшее развитие GAR-9 под перспективный 3-маховый перехватчик YF-12. Оснащалась улучшенной радиолокационной головкой самонаведения, что позволило отказаться от ИК-самонаведения вблизи цели. Успешно прошла испытания в 1965-1966 году, в ходе которых 12 из 13 ракет, запущенных в 3-маховом полете, поразили маловысотные учебные цели.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

AIM-47B – планировавшаяся серийная версия AIM-47, под 3-маховый перехватчик F-12. Для размещения в узких оружейных отсеках перехватчика, имела складное оперение. В связи с отменой проекта F-12 не поступила на вооружение, но наработки по AIM-47 были использованы ВМФ США для создания УРВВ AIM-54 “Феникс”.

GAR-11 (AIM-26A) – созданная на базе “Супер Фалькона” управляемая ракета “воздух-воздух” с ядерной боевой частью.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Ракета GAR-11 была значительно длиннее и больше диаметром обычного “Фалькона”. Она оснащалась нейтронной боеголовкой W-54, мощностью около 1,5 килотонн. Помимо полуактивного РЛ-самонаведения, также имела встроенный режим “наведения на помеху”, что практически удваивало ее эффективную дальность. Поступила на вооружение в 1962 году, на перехватчиках F-102.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

GAR-11A (AIM-26B) – версия GAR-11 с обычной (неразрывно-стержневой) боевой частью. Предназначалась для перехвата низколетящих целей, применение по которым ядерной GAR-11 было бы небезопасно. Считалась наиболее эффективным “Фальконом” ввиду наличия неконтактного взрывателя. Поступила на вооружение в 1962 году, на перехватчиках F-102.

HIM-55 – экспортная версия радарно-наводимой ракеты GAR-11A, поставлявшаяся в Швецию и Швейцарию.

HIM-58 – экспортная версия инфракрасно-наводимой ракеты GAR-2B, поставлялась в Швецию, Швейцарию, Турцию и ряд других стран.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Rb.27 – лицензионная версия HIM-55, производившаяся в Швеции по соглашению с фирмой “Хьюз”. Также поставлялась шведами в Финляндию.

Rb.28 – лицензионная версия HIM-58, производившаяся в Швеции по соглашению с фирмой “Хьюз”. Использовала ГСН от GAR-4A, установленную на корпус GAR-2B.Также поставлялась шведами в Финляндию.

БОЕВАЯ КАРЬЕРА

Служба “Фалькона” событиями не изобиловала. Основными его носителями были перехватчики, защищавшие воздушное пространство Америки – пожалуй, самый спокойный театр Холодной Войны. Не считая отдельных кризисных периодов (вроде Карибского Кризиса в 1962 году), служба перехватчиков обычно шла довольно спокойно.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Боевой дебют “Фалькона” в итоге состоялся именно на “домашнем фронте”, правда, в несколько необычных обстоятельствах. 14 марта 1960 года, во время авиашоу на авиабазе Холломан (штат Нью-Мехико), запущенная в демонстрационных целях крылатая ракета MGM-1 “Matador” внезапно вышла из-под контроля наземной станции. Чтобы не допустить падения массивного самолета-снаряда вблизи населенного пункта, срочно вызвали находившийся в воздухе перехватчик F-106 “Delta Dart”, выполнявший учебное задание, и приказали ему сбить беглую ракету.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Приказ поставил пилота, майора Дж. Д. Фоулера, в сложное положение. Хотя перехватчик был снаряжен двумя ракетами GAR-3A, но одна из них была тренировочным снарядом (без боевой части), а вторая боевой, но с отключенным взрывателем. Тем не менее он догнал вышедший из под контроля “Матадор”, взял его на сопровождение, и, уповая на точность “Фалькона” – произвел залп. И “Фалькон” не подвел. Одна из двух GAR-3A ударила “Матадор” прямо в двигатель, крылатая ракета немедленно сорвалась в пике, и безвредно разбилась в пустыне.

Во Вьетнам “Фальконы” первоначально попали вместе с перехватчиками F-102 “Delta Dagger”. Эти машины стояли в полной готовности к вылету на аэродромах, в ожидании массированных налетов авиации коммунистов. Поскольку самолеты коммунистов упорно не показывались, перехватчики в итоге начали применять против наземных целей на тропе Хо Ши Мина. В рамках проекта “Печная труба” (англ. Stove Pipe), F-102 использовали свою развитую сенсорную аппаратуру для поиска ночью северовьетнамских конвоев, и атаковали их как неуправляемыми ракетами, так и “Фальконами”. Инфракрасные AIM-4D достаточно хорошо захватывали тепло двигателей вьетнамских танков и грузовиков: если же удавалось получить хороший радарный отклик, то применялись и ракеты с радиолокационным наведением.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

За все время во Вьетнаме, F-102 ровно один раз вступили в воздушный бой. 3 февраля 1968 года, перехватчики, сопровождавшие самолеты РЭБ, были внезапно атакованы вьетнамскими Миг-21, вооруженными ракетами К-13. Один F-102 был сбит, после чего Миг’и ретировались. Командующий эскадрильей капитан Алекс Лумакс выпустил залп из трех “Фальконов” в хвост убегающему неприятелю, но расстояние было слишком велико, и ракеты не достигли цели.

Начиная с мая 1967 года, USAF начали развертывать во Вьетнаме новейшие на тот момент многоцелевые истребители F-4D “Фантом”. Эти самолеты вооружались ракетами AIM-4D – единственными “Фальконами”, которыми могли пользоваться не только специализированные перехватчики. USAF возлагали на них большие надежды… которые они не сказать чтобы оправдали.

Первый боевой пуск “Фальконов” с “Фантома” состоялся 2 июня 1967 года. Смешанная группа из двух F-4D (вооруженных ракетами AIM-4D “Фалькон” и AIM-7 “Спэрроу”) и двух F-4C (вооруженных ракетами AIM-9 “Сайдвиндер” и AIM-7 “Спэрроу”) сопровождала звено истребителей-бомбардировщиков F-105, когда заметили под собой группу Миг-17, выходивших в боевой разворот. Разбившись на пары, “Фантомы” вступили в маневренный бой. Несколько AIM-4D были выпущены в лобовых атаках, но попаданий не достигли (хотя одна ракета прошла буквально в метре под брюхом Миг-17). Впрочем, попаданий не добились и запущенные “Фантомами” четыре “Спэрроу” и три “Сайдуиндера”.

5 июня 1967 года, смешанная группа из двух F-4D и двух F-4C осуществляла прикрытие ударной операции, когда ее внезапно атаковали Миг-17. В последовавшем воздушном бою, F-4D несколько раз запускали AIM-4D в лобовых атаках – без малейшего эффекта. F-4C с ракетами “Спэрроу” показали себя лучше: один Миг-17 был сбит… на третьем заходе. Предыдущие попытки запусков ушли в “молоко”.

В это время, к полю боя подошла вторая смешанная группа, разбившись на две пары. Одна пара “Фантомов” атаковала одинокий Миг-17, по-видимому выполнявший роль наблюдателя в стороне от боя. Ведущий F-4D выпустил по цели три AIM-4D (четвертая отказалась запускаться), и имел неудовольствие наблюдать, как все они прошли в 3-4 метрах от цели, не добившись попадания. Ведомый F-4C выпустил четыре AIM-7 “Спэрроу”, которые тоже промахнулись, и два AIM-9 “Сайдвиндер”, одна из которых попала в цель.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

В целом, боевой дебют ракет вышел совершенно не впечатляющим. Пилоты жаловались на медленный захват ракетой цели на сопровождение, на неуклюжие пусковые процедуры. Перед пуском AIM-4D, пилот должен был заранее охладить головку самонаведения, подав на нее жидкий азот из баллона – но запас азота был очень ограничен, и его хватало едва-едва на две минуты. Если ракета не была запущена за эти две минуты, то ее ГСН перегревалась, и ракета повисала бесполезным грузом. Наконец, сказывалось отсутствие неконтактного взрывателя. В нескольких случаях пилоты наблюдали, как ракеты проходили буквально в нескольких метрах от вьетнамских самолетов. Дело дошло до того, что полковник Робин Олдс, командир 8-го истребительного авиакрыла, потребовал от механиков демонтировать с самолетов пусковые устройства для “Фальконов”, и поставить взамен “Сайдвиндеры”.

Лишь в конце 1967 года, “Фальконы”, наконец, открыли боевой счет. 26 октября 1967, четыре F-4D, сопровождавшие самолеты-разведчики, вступили в бой с шестью Миг-17. Ведущий первой пары “Фантомов” сошелся лоб-в-лоб с Миг’ом и выпустил AIM-4D, но затем, уклоняясь, потерял цель из виду, и не смог понять, попал он, или нет. Его ведомому повезло больше: совершив вираж, он зашел в хвост другому Миг’у, и выпустил ракету менее чем с 3 км. И тут, наконец, “Фалькон” сработал как надо: ракета попала точно в сопло цели и взорвалась, вынудив вьетнамского пилота катапультироваться.

В январе 1968, “Фальконы” добились еще трех успехов: Миг-21 был сбит 3 января, Миг-17 – 8 января, и еще один Миг-21 – 5 февраля. Затем интенсивность воздушной войны пошла на спад. К моменту же ее возобновления в 1972 году, командование USAF, проанализировав ситуацию, распорядилось перевооружить все F-4D на более эффективные УРВВ AIM-9 “Sidewinder”.

Всего за время войны во Вьетнаме, F-4D и F-102 выпустили 51 ракету “Фалькон”, все типа AIM-4D. Из них в цель попали только пять, что составляло не более 9,8%.

GAR-1 Falcon: история незнаменитой ракеты. Часть 1

Причины таких невыразительных результатов достаточно очевидны. Во-первых, F-4D просто не был подходящей пусковой платформой. Его примитивная СУО не могла реализовать потенциал этих ракет, не могла автоматически захватить цель, и только сбивала пилота с толку множеством ручных операций. Во-вторых, AIM-4D сам по себе был устаревшей моделью: за исключением ИК-ГСН, это была ракета 50-ых, созданная для поражения бомбардировщиков. Отсутствие радиовзрывателя делало его малополезным в маневренном бою с истребителями. Наконец, подготовка пилотов F-4D была явно недостаточна. Перед отправлением во Вьетнам, большинство из них только прослушали лекцию о применении “Фальконов”, и не имели никакого опыта работы с ракетами. Тщательный анализ отчетов выявил, что почти половина запусков была выполнена не по инструкциям, и ракеты просто не могли поразить цель.

Последний раз “Фальконы” были запущены в бою в 1974 году – во время турецкого вторжения на Кипр. Конфликт, поставивший формальных “союзников по НАТО”, Грецию и Турцию, на грань войны, сопровождался интенсивными воздушными баталиями. 22 июля 1974 года, пара греческих истребителей F-5 встретила пару турецких перехватчиков F-102. Ведущий греческий истребитель выпустил ракету AIM-9 “Сайдвиндер”, которая промахнулась мимо цели. В ответ, турецкие перехватчики резко изменили курс, и зашли грекам в хвост. Один из F-102 выпустил ракету AIM-4D, которая поразила греческий F-5. Это была последняя воздушная победа, одержанная “Фальконами”.

В 1970-ых, USAF, окончательно признав превосходство флотских УРВВ, начало снимать “Фальконы” с вооружения вместе с их носителями. Списанные “Вуду” и “Дельта Даггеры” передавались эскадрильям ПВО Национальной Гвардии отдельных штатов. Тем не менее, полностью списать “Фальконы” было невозможно – ими вооружались перехватчики F-106, все еще являвшиеся лучшими машинами USAF в своей нише – и ракеты оставались на вооружении вплоть до окончательного списания “Дельта Дартов” в 1988 году.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/235119.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account